Русский язык в Подмосковье Учебник ИРО Мамина школа

Викторина "Трудный экзамен"

12 декабря 2018 г. Ресурсный центр русского языка подвёл итоги электронной детской викторины по русскому языку «Трудный экзамен». Мероприятие вызвало большой интерес среди обучающихся 5-11 классов: участниками стали более 850 школьников Подмосковья!

Викторина проводилась по 16 номинациям-вопросам, требовавших языкового чутья, смекалки, эрудиции, знаний по учебному предмету «Русский язык». Ответы участников оценивались по следующим критериям: полнота раскрытия вопроса; оригинальность; грамотность; лаконичность.

Жюри под председательством Н.Б. Самсонова – директора Ресурсного центра русского языка, кандидата филологических наук, доцента, заведующего кафедрой современного русского языка МГОУ – приняло решение распределить призовые места следующим образом.

 

ВОПРОС: «Попробуйте составить конкуренцию толковому словарю, предложив наиболее оригинальное и точное толкование слова проект»

I место - Арсентьева Ольга, ученица 10 класса МОУ Новощаповской СОШ им. П.П. Едунова Клинского м.р. Московской области.  Руководитель Божко Нина Владимировна. Ответ: «Проект – это перспективный план, состоящий из нескольких этапов, в который легко можно вносить изменения в зависимости от того, как складываются обстоятельства, практически не имеющий ограничений во времени, так как завершение каждого этапа является стартом реализации последующего».

II место - Моисеев Иван, ученик 5 класса МБОУ СОШ № 1 г. о. Подольск Московской области.  Руководитель Петросян Эсмеральда Эммануиловна.

Ответ: «Проект – это интеллектуальный продукт в любой сфере деятельности, заключающийся в новизне подхода, креативности идеи и имеющий высокий потенциал внедрения в жизнь».

IIIместо - Митяева Мария, ученица 10 класса МБОУ СОШ № 45 Ногинского м.р. Московской области.  Руководитель Крылов Валерий Владимирович. Ответ: «Проект – это дитя фантазии человека, решившего сказать своё слово в той или иной сфере деятельности, в той или иной области знаний; нововведение, меняющее традиционное представление о чём-либо».

 

ВОПРОС: «Приведите 5 давно известных слов, которые изменили своё значение в XXI веке. Напишите их новые значения как можно более кратко и точно.»

Призовые места решено не присуждать.

 

ВОПРОС: «Как не выходя за рамки правил русского языка придумать такой окказионализм, значение которого будет наиболее трудно определить? Приведите пример окказионализма.»

I место - Лютова Диана, ученица 7 класса МБОУ Кубинской СОШ № 1 им. Героя РФ И.В. Ткаченко Одинцовского м.р. Московской области.  Руководитель Летницкая Светлана Алексеевна. Ответ: «…можно и не выходя за рамки русского языка придумать окказионализм, значение которого при этом будет трудно определить именно потому, что образован он по всем правилам. 1 способ – от малоизвестного слова. Например, "очуниться" в значении "надеть чуни" (вид обуви) по аналогии с "обуться".  2 способ - наоборот, от широко употребляемого слова, конкретное значение которого часто зависит от контекста. Например, "вертилятор"  (тот, что вертится) в значении "вентилятор" (тот, что вентилирует). Так как слово "вертится" имеет широкое значение "производить движение вокруг своей оси", то и слово "вертилятор" без контекста соотнести со  значением "вентилятор" трудно. Это может быть как вентилятор, так и любой другой предмет, вращающийся вокруг своей оси».

II место - Крючкова Елизавета, ученица 7 класса МБОУ СОШ № 83 имени кавалера ордена Мужества Е.Е. Табакова Ногинского м.р. Московской области.  Руководитель Виноградова Елена Анатольевна. Ответ: «Можно подобрать синоним к слову путём корнесложения, перехода одной части речи в другую, изменить его. Например, кюхельбекерно».

IIIместо - Акбаш Елизавета, ученица 7 класса МОУ СОШ №12 г.о. Подольск Московской области.  Руководитель Караховская Наталья Николаевна. Ответ: «Можно образовать окказионализм от какого-либо словосочетания или предложения, а также соврать какое-либо слово. Можно немного изменить слово или словосочетание из другого языка. К примеру, из японского или английского. Возможна замена букв. Хорошим вариантом будет сложение основ тех слов, которые никак не связаны. Пример окказионализма: мелкоболотье».

 

ВОПРОС: «Приведите пример языкового парадокса. Например: Птица сидит на ногах, а тарелка стоит без ног»

I место - Костылева Татьяна, ученица 6 класса МБОУ «Гимназия № 2» Зарайского м.р. Московской области.  Руководитель Бахныкина Наталья Николаевна. Ответ: «Часы могут ходить, когда стоят, висят, лежат, а ещё они могут бить, хотя у них нет ног и рук. Время идёт, не имея ног. Время летит, не имея крыльев. Тоска зеленая, хотя её не красили.  Тоска грызёт и гложет, не имея зубов. Солнце встаёт без ног. Ручей бежит без ног».

II место - Напольских Анастасия, ученица 6 класса МОУ Индустринской ООШ, г.о. Коломна Московской области.  Руководитель Беглецова Евгения Владимировна. Ответ: «Могут ли быть мужественные женщины? Конечно. Хотя прилагательное "мужественный" и произошло от слов "муж"- "мужчина", сейчас связь этих слов не ощущается».

IIIместо - Овчинникова Варвара, ученица 6 класса МБОУ «Гимназия № 2» Зарайского м.р. Московской области.  Руководитель Бахныкина Наталья Николаевна. Ответ: «Если она говорит «Я сейчас вру», то это не может быть ни ложью, ни правдой».

 

ВОПРОС: «Приведите ассоциативно-этимологический анализ интересного слова».

I место разделили:

II место - Анохина Екатерина, ученица 7 класса МАОУ СОШ № 10 г.о. Реутов Московской области.  Руководитель: Малахова Ольга Борисовна. Ответ: «Рогатка – корова; полупроводник – один проводник на два вагона».

III место  разделили:

 

ВОПРОС: «При помощи каких неочевидных средств в русском языке можно выразить эмоции?»

Призовые места решено не присуждать.

 

ВОПРОС: «Можно ли составить предложение из двух и более фразеологизмов, не используя при этом другие лексические единицы? Приведите пример.»

I место - Лютова Диана, ученица 7 класса МБОУ Кубинской СОШ № 1 им. Героя РФ И.В. Ткаченко Одинцовского м.р. Московской области.  Руководитель Летницкая Светлана Алексеевна. Ответ: «Золотая молодёжь со школьной скамьи без зазрения совести бьёт баклуши, живёт припеваючи».

II место - Лазарчук Екатерина, ученица 8 класса МБОУ Акуловской СОШ Одинцовского м.р. Московской области.  Руководитель Кострица Яна Дмитриевна. Ответ: «1. Белая ворона без царя в голове битый час бьёт баклуши. 2. Альма матер – ад кромешный».

III  место разделили:

 

ВОПРОС: «Ответьте, как связаны азумбра и фильм «Человек-Муравей и Оса»?»

I место - Андреев Никита, ученик 7 класса МБОУ СОШ № 2 Солнечногорского м.р. Московской области.  Руководитель Якушкина Алина Владимировна. Ответ: «Азумбра и фильм «Человек-Муравей и Оса» являются измерениями (Азумбра – мера для емкости жидких тел, некий сосуд, действие фильма "Человек-муравей и оса" происходит в квантовом измерении. Изменяется реальность, всё мироздание)».

II место - Бахорина Александра, ученица 5 класса МБОУ Акуловской СОШ Одинцовского м.р. Московской области.  Руководитель Кострица Яна Дмитриевна. Ответ: «Азумбра – это 1/16 русского ведра. Данный фильм относится к серии других фильмов и комиксов "MARVEL". MARVEL- слово из 6 букв. Персонажей в названии предоставленного фильма двое и плюс ещё одно слово в двойной кличке Человека-Муравья – можно считать, что всего этого 3. Умножим 6 на 3- получается 18. Повторюсь, персонажей в названии фильма двое, то есть  вычитаем из 18 цифру 2 и получаем 16».

III место разделили:

 

ВОПРОС: «Ответьте: как связаны А.С. Пушкин и заклинание взрыва из серии книг «Гарри Поттер»?»

I место - Бирюкова Екатерина, ученица 5 класса МБОУ СОШ № 1, г.о. Подольск Московской области.  Руководитель Петросян Эсмеральда Эммануиловна. Ответ: «Бомбарда – не только заклинание, но и пушка, что созвучно с фамилией Пушкин».

II место - Шихшабекова Руганият, ученица 9 класса МОУ СОШ № 17, г.о. Подольск Московской области.  Руководитель: Санькова Елена Владимировна. Ответ: «Заклинание взрыва – «бомбардо» -> бомбарда -> пушка; Пушкин -> пушка».

III место - Лунёв Дмитрий, ученик 7 класса МОУ СОШ № 12, г.о. Подольск Московской области.  Руководитель Караховская Наталья Николаевна. Ответ: «Заклинание взрыва из серии книг «Гарри Поттер» звучит следующим образом: "Бомбарда". Бомба́рда (от фр. bombarde) — название первых артиллерийских орудий различного калибра и конструкции, имевших распространение с XIV по XV век. Я считаю, что данное заклинание связано с великим русским поэтом тем, что его тайным хобби было оружие. А.С. Пушкин является автором "диссертации" «Примечание на литье артиллерийских орудий», в которой он рассказывает о бомбарде».

 

ВОПРОС: «С какими химическими элементами можно сравнить части речи и почему?»

I место - Доронина Диана, ученица 7 класса МБОУ СОШ № 12, г.о. Подольск Московской области.  Руководитель Караховская Наталья Николаевна. Ответ: «Наш мир состоит из набора химических элементов, а все организмы состоят из клеток, которые схожи химическим составом. Наша же речь состоит из предложений, в которых взаимодействуют части речи. Причём выделяют 12 частей речи (9 самостоятельных и 3 служебных), так и в клетке выделяют 12 важнейших элементов, 98% всех элементов клетки - это кислород, углерод, водород и азот (как существительное, прилагательное, глагол и предлог). Таким образом, я бы сравнила части речи с 12-ю химическими элементами клетки (4 указано выше, плюс кальций, натрий, сера, калий, хлор, магний, железо, фтор).  Но, думаю, каждый согласится с сравнением частей речи с золотом, так как самый ценный дар для человека – это общение».

II место - Пиданова Елизавета, ученица 11 класса МБОУ СОШ № 2 Солнечногорского м.р. Московской области.  Руководитель: Маслина Юлия Николаевна. Ответ: «Можно сравнить наречия с элементами, имеющими постоянную валентность (и там, и там остаются в неизменной форме)».

III место - Мамаджанова Барно, ученица 11 класса МБОУ СОШ № 2 Солнечногорского м.р. Московской области.  Руководитель: Маслина Юлия Николаевна. Ответ: «Части речи можно сравнить с химическими элементами, которые относятся к одному периоду. химический элемент – это определённый вид атомов с одним и тем же зарядом ядра. Наречия можно сравнить с инертными газами, т.к. наречия не изменяются, а инертные газы не вступают в реакции».

 

ВОПРОС: «Ответьте: как связаны Ставрополь и огород?»

I место - Бахорина Александра, ученица 5 класса МБОУ Акуловской СОШ Одинцовского м.р. Московской области.  Руководитель Литягина Яна Дмитриевна. Ответ: «На мой взгляд, Ставрополь и огород связаны этимологически. Ста́врополь происходит от двух греческих корней: σταυρός — «крест», πόλις — «город» . А слово «огород» так же, как и город, восходит к глаголу городить; первоначальное значение — «огороженное место»».

II место - Прошин Алексей, ученик 7 класса МОУ СОШ № 12, г.о. Подольск Московской области.  Руководитель Караховская Наталья Николаевна. Ответ: «Связаны словом "город". Слово Ставрополь происходит от греческих слов (крест и ГОРОД), а слово огород - огородить-городить-град  (что означает город)».

III место - Закурдаева Ангелина, ученица 6 класса МОУ СОШ № 12, г.о. Подольск Московской области.  Руководитель Караховская Наталья Николаевна. Ответ: «Ставрополь происходит от греч. σταυρός – крест и πόλη — город, т.е. город креста. А слова город и огород – родственные».

 

ВОПРОС: «Каким образом знаки препинания могут изменить судьбу человека?»

I и II места не присуждены.

III место разделили:

 

ВОПРОС: «В чём смысл жизни, если ориентироваться на историю и значение слова "жизнь"?»

 

I место - Денисова Екатерина, ученица 11 класса МБОУ СОШ № 25 Ногинского м.р. Московской области.  Руководитель Говорова Татьяна Александрова. Ответ: «Слово "жизнь" в истории русского языка обозначало несколько понятий: «жись», «жисть», «живот», «житие». Ранее также существовала пословица «не на живот, а на смерть». Это сейчас мы знаем, что слово "живот" обозначает орган пищеварения. Тогда же оно имело другой смысл, так как люди считали, что именно в животе заключена жизненная сила человека. Сейчас жизнь обозначает физиологическое состояние человека, животного, растения от зарождения до смерти. Для жизни человека необходима еда. Соответственно, смысл жизни заключается в поддержании в самом себе этой самой жизни».

II место - Мигунова Варвара, ученица 7 класса МБОУ СОШ № 4 г.о. Балашиха Московской области.  Руководитель Шубина Екатерина Игоревна. Ответ: «В церковнославянском языке есть три слова: жизнь - означает душу человека, житие - означает человеческое существование, быт, и живот - означает тело человека. Поэтому в православии животное - это существо, не имеющее души, а человек имеет. Поэтому смысл жизни человека должен состоять из трех составляющих: 1. Беречь жизнь (живот) свою и окружающих, то есть беречь животных, природу. 2. Человек должен заботиться о житейской сфере (охранять природу, заботиться о достатке  своих близких). 3. А самое главное, что отличает человека от животного - это душа, поэтому он должен развивать свой разум, стремиться познать новое».

III место - Подолин Кирилл, ученик 7 класса МБОУ СОШ № 25 Ногинского м.р. Московской области.  Руководитель Говорова Татьяна Александровна. Ответ: «В толковом словаре В. Даля написано: "ЖИЗНЬ ж. жись, жизть, простонародное живот; житие, бытие".  Значит смысл жизни заключается в поглощении и усвоении пищи. Но пища может быть и интеллектуальной. Мы наслаждаемся красивыми пейзажами за окном, произведениями искусства в музеях. Разгадываем непонятные нам явления. Развиваемся. "Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть". Данная фраза полностью отражает моё мнение о историческом значении слова "жизнь"».

 

ВОПРОС: «С какими весёлыми трудностями можно столкнуться при использовании падежных окончаний?»

I место не присуждено.

II место - Овсянников Алексей, ученик 5 класса МБОУ Одинцовской лингвистической гимназии Одинцовского м.р. Московской области.  Руководитель Вахитова Ольга Ивановна. Ответ: «Трудности, связанные со значением слов. Например: слова пол и поле в предложном падеже имеют одинаковое написание».

III место разделили:

 

ВОПРОС: «Каким образом будут звучать правила русской орфографии в разных жанрах (комедия, ужасы, боевик, детектив…)?»

I место - Барауля Дарья, ученица 8 класса МБОУ СОШ № 10, г.о. Реутов  Московской области.  Руководитель Малахова Ольга Борисовна. Ответ: «Комедия: длинные чулки в Р.п. мн. ч. пиши коротко "чулок"; короткие носки пиши длинно "носков".  Ужасы: В словах "чудесно", "прекрасно" / Букву Т писать напрасно /  Ооооочень опасно!!!  Детектив: Если вам пришло сообщение, в котором в слове "девчонка" после шипящей написано Ё в суффиксе существительного -онк- , то ваше подозрение о низком IQ этого человека подтвердилось. Удалите смс и заблокируйте контакт.  Мелодрама: частица "не" влюбилась в местоимение "кто". Их союз, казалось, был вечен, они были так неразлучны, что самодостаточная (ударная) частица "не" превратилась в приставку: некто, некого, некому, некем. Но хулиганы предлоги до сих пор разлучают их: не о ком, не у кого, не с кем.».

II место - Гущин Фома, ученик 8 класса МБОУ БООШ № 53 Ногинского м.р. Московской области.  Руководитель Шелемех Татьяна Евгеньевна. Ответ: «Жил-был Мягкий знак. Никто не хотел с ним дружить, все его считали лишним, особенно существительные третьего склонения. Особую неприязнь выражало существительное Рожь. "И к чему мне этот Мягкий знак! - возмущалась Рожь. - Я и без него красива и изящна. И вообще, уйду я к существительным второго склонения". И ушла. Стало это слово писаться как существительное второго склонения: рож, рожа, рожу, рож, рожей, о роже. Подошла однажды Рожь к зеркалу и вместо золотого колоса увидела в нем неприятную физиономию. Испугалась Рожь, побежала к Мягкому знаку просить прощения. Мягкий знак был очень добрым, он пожалел Рожь и стал с ней дружить. Снова Рожь стала стройной и веселой».

III место - Головкин Сергей, ученик 5 класса МБОУ лицея № 7 Солнечногорского м.р. Московской области.  Руководитель Любинец Ольга Ивановна. Ответ: «Не от  глагола убегает, / Прямо в лоб ему стреляет. / И поэтому, друзья, / вместе их писать нельзя! (Боевик)».

 

ВОПРОС: «Зачем букве Ё нужны точки?»

I место - Бутенко Анна, ученица 11 класса МБОУ СОШ № 15, г.о. Электросталь  Московской области.  Руководитель Зайцева Людмила Ивановна. Ответ: «Она не такая, как все… ё не хочет, чтобы её путали с двойняшкой, которая чаще встречается в словах, то есть успешнее ё».

II место - Лунёв Дмитрий, ученик 7 класса МБОУ БООШ № 12, г.о. Подольск Московской области.  Руководитель: Караховская Наталья Николаевна. Ответ: «Ё нужны точки, потому что наличие или отсутствие точек полностью может изменить смысл предложения.   Например, совершенный поступок, то есть поступок превосходный; а совершённый поступок - поступок выполненный, сделанный. В настоящее время более 300 фамилий различаются только наличием в них «Е» или «Ё». Так, например, моя фамилия: Лунёв-Лунев. Существует официальный Союз ёфикаторов России, который занимается борьбой за права буквы Ё».

III место - Бусалова Дарья, ученица 5 класса МОУ "Георгиевская гимназия", г.о. Егорьевск Московской области.  Руководитель: Казьмина Наталья Алексеевна. Ответ: «В точках – вся сила буквы. Без точек город Королёв станет городом королев. Ё должна использоваться: в случаях возможных разночтений; в словарях; в книгах для изучающих русский язык (т. е. детей и иностранцев); для правильного прочтения редких названий или фамилий».

 

Ресурсный центр русского языка МГОУ поздравляет победителей и призёров викторины!

Выражаем благодарность всем участникам викторины и их учителям (руководителям)!

Особенно отмечаем победу в двух номинациях Дианы Лютовой – ученицы 7 класса МБОУ Кубинской СОШ № 1 им. Героя РФ И.В. Ткаченко Одинцовского м.р. – и её руководителя Светланы Алексеевны Летницкой.

 

Коллектив Ресурсного центра русского языка