12 декабря 2018 г. Ресурсный центр русского языка подвёл итоги электронной детской викторины по русскому языку «Трудный экзамен». Мероприятие вызвало большой интерес среди обучающихся 5-11 классов: участниками стали более 850 школьников Подмосковья!
Викторина проводилась по 16 номинациям-вопросам, требовавших языкового чутья, смекалки, эрудиции, знаний по учебному предмету «Русский язык». Ответы участников оценивались по следующим критериям: полнота раскрытия вопроса; оригинальность; грамотность; лаконичность.
Жюри под председательством Н.Б. Самсонова – директора Ресурсного центра русского языка, кандидата филологических наук, доцента, заведующего кафедрой современного русского языка МГОУ – приняло решение распределить призовые места следующим образом.
ВОПРОС: «Попробуйте составить конкуренцию толковому словарю, предложив наиболее оригинальное и точное толкование слова проект»
I место - Арсентьева Ольга, ученица 10 класса МОУ Новощаповской СОШ им. П.П. Едунова Клинского м.р. Московской области. Руководитель Божко Нина Владимировна. Ответ: «Проект – это перспективный план, состоящий из нескольких этапов, в который легко можно вносить изменения в зависимости от того, как складываются обстоятельства, практически не имеющий ограничений во времени, так как завершение каждого этапа является стартом реализации последующего».
II место - Моисеев Иван, ученик 5 класса МБОУ СОШ № 1 г. о. Подольск Московской области. Руководитель Петросян Эсмеральда Эммануиловна.
Ответ: «Проект – это интеллектуальный продукт в любой сфере деятельности, заключающийся в новизне подхода, креативности идеи и имеющий высокий потенциал внедрения в жизнь».
IIIместо - Митяева Мария, ученица 10 класса МБОУ СОШ № 45 Ногинского м.р. Московской области. Руководитель Крылов Валерий Владимирович. Ответ: «Проект – это дитя фантазии человека, решившего сказать своё слово в той или иной сфере деятельности, в той или иной области знаний; нововведение, меняющее традиционное представление о чём-либо».
ВОПРОС: «Приведите 5 давно известных слов, которые изменили своё значение в XXI веке. Напишите их новые значения как можно более кратко и точно.»
Призовые места решено не присуждать.
ВОПРОС: «Как не выходя за рамки правил русского языка придумать такой окказионализм, значение которого будет наиболее трудно определить? Приведите пример окказионализма.»
I место - Лютова Диана, ученица 7 класса МБОУ Кубинской СОШ № 1 им. Героя РФ И.В. Ткаченко Одинцовского м.р. Московской области. Руководитель Летницкая Светлана Алексеевна. Ответ: «…можно и не выходя за рамки русского языка придумать окказионализм, значение которого при этом будет трудно определить именно потому, что образован он по всем правилам. 1 способ – от малоизвестного слова. Например, "очуниться" в значении "надеть чуни" (вид обуви) по аналогии с "обуться". 2 способ - наоборот, от широко употребляемого слова, конкретное значение которого часто зависит от контекста. Например, "вертилятор" (тот, что вертится) в значении "вентилятор" (тот, что вентилирует). Так как слово "вертится" имеет широкое значение "производить движение вокруг своей оси", то и слово "вертилятор" без контекста соотнести со значением "вентилятор" трудно. Это может быть как вентилятор, так и любой другой предмет, вращающийся вокруг своей оси».
II место - Крючкова Елизавета, ученица 7 класса МБОУ СОШ № 83 имени кавалера ордена Мужества Е.Е. Табакова Ногинского м.р. Московской области. Руководитель Виноградова Елена Анатольевна. Ответ: «Можно подобрать синоним к слову путём корнесложения, перехода одной части речи в другую, изменить его. Например, кюхельбекерно».
IIIместо - Акбаш Елизавета, ученица 7 класса МОУ СОШ №12 г.о. Подольск Московской области. Руководитель Караховская Наталья Николаевна. Ответ: «Можно образовать окказионализм от какого-либо словосочетания или предложения, а также соврать какое-либо слово. Можно немного изменить слово или словосочетание из другого языка. К примеру, из японского или английского. Возможна замена букв. Хорошим вариантом будет сложение основ тех слов, которые никак не связаны. Пример окказионализма: мелкоболотье».
ВОПРОС: «Приведите пример языкового парадокса. Например: Птица сидит на ногах, а тарелка стоит без ног»
I место - Костылева Татьяна, ученица 6 класса МБОУ «Гимназия № 2» Зарайского м.р. Московской области. Руководитель Бахныкина Наталья Николаевна. Ответ: «Часы могут ходить, когда стоят, висят, лежат, а ещё они могут бить, хотя у них нет ног и рук. Время идёт, не имея ног. Время летит, не имея крыльев. Тоска зеленая, хотя её не красили. Тоска грызёт и гложет, не имея зубов. Солнце встаёт без ног. Ручей бежит без ног».
II место - Напольских Анастасия, ученица 6 класса МОУ Индустринской ООШ, г.о. Коломна Московской области. Руководитель Беглецова Евгения Владимировна. Ответ: «Могут ли быть мужественные женщины? Конечно. Хотя прилагательное "мужественный" и произошло от слов "муж"- "мужчина", сейчас связь этих слов не ощущается».
IIIместо - Овчинникова Варвара, ученица 6 класса МБОУ «Гимназия № 2» Зарайского м.р. Московской области. Руководитель Бахныкина Наталья Николаевна. Ответ: «Если она говорит «Я сейчас вру», то это не может быть ни ложью, ни правдой».
ВОПРОС: «Приведите ассоциативно-этимологический анализ интересного слова».
I место разделили:
- Фролова Кира, ученица 6 класса МБОУ СОШ № 2 Солнечногорского м.р. Московской области. Руководитель: Станцова Ольга Викторовна. Ответ: «Чернослив – воровство нефти. Соломка – двойной перелом».
- Князькина Дарья, ученица 5 класса МБОУ СОШ № 1, г.о. Подольск Московской области. Руководитель Филатова Дарья Андреевна. Ответ: «Персы – крупные перезрелые персики».
II место - Анохина Екатерина, ученица 7 класса МАОУ СОШ № 10 г.о. Реутов Московской области. Руководитель: Малахова Ольга Борисовна. Ответ: «Рогатка – корова; полупроводник – один проводник на два вагона».
III место разделили:
- Маслова Зоя, ученица 9 класса МБОУ СОШ № 2 Солнечногорского м.р. Московской области. Руководитель Сошина Елена Валентиновна. Ответ: «Едкий – пригодный в пищу»;
- Медведева Варвара, ученица 7 класса МОУ СОШ № 12, г.о. Подольск Московской области. Руководитель Караховская Наталья Николаевна. Ответ: «Гречка – девушка, проживающая в Греции»;
- Сошин Кирилл, ученик 5 класса МБОУ гимназии № 6 Солнечногорского м.р Московской области. Руководитель Морозова Светлана Константиновна. Ответ: «Заморыш – живущий за морем».
ВОПРОС: «При помощи каких неочевидных средств в русском языке можно выразить эмоции?»
Призовые места решено не присуждать.
ВОПРОС: «Можно ли составить предложение из двух и более фразеологизмов, не используя при этом другие лексические единицы? Приведите пример.»
I место - Лютова Диана, ученица 7 класса МБОУ Кубинской СОШ № 1 им. Героя РФ И.В. Ткаченко Одинцовского м.р. Московской области. Руководитель Летницкая Светлана Алексеевна. Ответ: «Золотая молодёжь со школьной скамьи без зазрения совести бьёт баклуши, живёт припеваючи».
II место - Лазарчук Екатерина, ученица 8 класса МБОУ Акуловской СОШ Одинцовского м.р. Московской области. Руководитель Кострица Яна Дмитриевна. Ответ: «1. Белая ворона без царя в голове битый час бьёт баклуши. 2. Альма матер – ад кромешный».
III место разделили:
- Белоусова Юлия, ученица 9 класса МОУ СОШ № 17 г.о. Подольск Московской области. Руководитель Санькова Елена Владимировна. Ответ: «Горе луковое вертится под ногами битый час. Завидущие глаза до добра не доведут. Филькина грамота выведет на чистую воду».
- Лазарчук Екатерина, ученица 8 класса МБОУ Акуловской СОШ Одинцовского м.р. Московской области. Руководитель Кострица Яна Дмитриевна. Ответ: «Мастер на все руки зарубил себе на носу: чесать языком – лодыря гонять».
ВОПРОС: «Ответьте, как связаны азумбра и фильм «Человек-Муравей и Оса»?»
I место - Андреев Никита, ученик 7 класса МБОУ СОШ № 2 Солнечногорского м.р. Московской области. Руководитель Якушкина Алина Владимировна. Ответ: «Азумбра и фильм «Человек-Муравей и Оса» являются измерениями (Азумбра – мера для емкости жидких тел, некий сосуд, действие фильма "Человек-муравей и оса" происходит в квантовом измерении. Изменяется реальность, всё мироздание)».
II место - Бахорина Александра, ученица 5 класса МБОУ Акуловской СОШ Одинцовского м.р. Московской области. Руководитель Кострица Яна Дмитриевна. Ответ: «Азумбра – это 1/16 русского ведра. Данный фильм относится к серии других фильмов и комиксов "MARVEL". MARVEL- слово из 6 букв. Персонажей в названии предоставленного фильма двое и плюс ещё одно слово в двойной кличке Человека-Муравья – можно считать, что всего этого 3. Умножим 6 на 3- получается 18. Повторюсь, персонажей в названии фильма двое, то есть вычитаем из 18 цифру 2 и получаем 16».
III место разделили:
- Доронина Диана, ученица 7 класса МОУ СОШ 12, г.о. Подольск Московской области. Руководитель Караховская Наталья Николаевна. Ответ: «Связаны определением «мера, масштаб». Так как азумбра - это название меры ёмкости для жидких тел, а мера - это мерка, мерило, масштаб. В фильме же мы наблюдаем действия, которые разворачиваются в квантовой реальности, где главные герои могут изменяться в размерах».
- Шихшабекова Руганият, ученица 9 класса МОУ СОШ 17, г.о. Подольск Московской области. Руководитель: Санькова Елена Владимировна. Ответ: «Азумбра - испанская мера емкости для жидких тел. В фильме «Человек-Муравей и Оса» есть костюм, способный уменьшать размеры человека. Азумбра и фильм связаны понятием «размер, мера»».
ВОПРОС: «Ответьте: как связаны А.С. Пушкин и заклинание взрыва из серии книг «Гарри Поттер»?»
I место - Бирюкова Екатерина, ученица 5 класса МБОУ СОШ № 1, г.о. Подольск Московской области. Руководитель Петросян Эсмеральда Эммануиловна. Ответ: «Бомбарда – не только заклинание, но и пушка, что созвучно с фамилией Пушкин».
II место - Шихшабекова Руганият, ученица 9 класса МОУ СОШ № 17, г.о. Подольск Московской области. Руководитель: Санькова Елена Владимировна. Ответ: «Заклинание взрыва – «бомбардо» -> бомбарда -> пушка; Пушкин -> пушка».
III место - Лунёв Дмитрий, ученик 7 класса МОУ СОШ № 12, г.о. Подольск Московской области. Руководитель Караховская Наталья Николаевна. Ответ: «Заклинание взрыва из серии книг «Гарри Поттер» звучит следующим образом: "Бомбарда". Бомба́рда (от фр. bombarde) — название первых артиллерийских орудий различного калибра и конструкции, имевших распространение с XIV по XV век. Я считаю, что данное заклинание связано с великим русским поэтом тем, что его тайным хобби было оружие. А.С. Пушкин является автором "диссертации" «Примечание на литье артиллерийских орудий», в которой он рассказывает о бомбарде».
ВОПРОС: «С какими химическими элементами можно сравнить части речи и почему?»
I место - Доронина Диана, ученица 7 класса МБОУ СОШ № 12, г.о. Подольск Московской области. Руководитель Караховская Наталья Николаевна. Ответ: «Наш мир состоит из набора химических элементов, а все организмы состоят из клеток, которые схожи химическим составом. Наша же речь состоит из предложений, в которых взаимодействуют части речи. Причём выделяют 12 частей речи (9 самостоятельных и 3 служебных), так и в клетке выделяют 12 важнейших элементов, 98% всех элементов клетки - это кислород, углерод, водород и азот (как существительное, прилагательное, глагол и предлог). Таким образом, я бы сравнила части речи с 12-ю химическими элементами клетки (4 указано выше, плюс кальций, натрий, сера, калий, хлор, магний, железо, фтор). Но, думаю, каждый согласится с сравнением частей речи с золотом, так как самый ценный дар для человека – это общение».
II место - Пиданова Елизавета, ученица 11 класса МБОУ СОШ № 2 Солнечногорского м.р. Московской области. Руководитель: Маслина Юлия Николаевна. Ответ: «Можно сравнить наречия с элементами, имеющими постоянную валентность (и там, и там остаются в неизменной форме)».
III место - Мамаджанова Барно, ученица 11 класса МБОУ СОШ № 2 Солнечногорского м.р. Московской области. Руководитель: Маслина Юлия Николаевна. Ответ: «Части речи можно сравнить с химическими элементами, которые относятся к одному периоду. химический элемент – это определённый вид атомов с одним и тем же зарядом ядра. Наречия можно сравнить с инертными газами, т.к. наречия не изменяются, а инертные газы не вступают в реакции».
ВОПРОС: «Ответьте: как связаны Ставрополь и огород?»
I место - Бахорина Александра, ученица 5 класса МБОУ Акуловской СОШ Одинцовского м.р. Московской области. Руководитель Литягина Яна Дмитриевна. Ответ: «На мой взгляд, Ставрополь и огород связаны этимологически. Ста́врополь происходит от двух греческих корней: σταυρός — «крест», πόλις — «город» . А слово «огород» так же, как и город, восходит к глаголу городить; первоначальное значение — «огороженное место»».
II место - Прошин Алексей, ученик 7 класса МОУ СОШ № 12, г.о. Подольск Московской области. Руководитель Караховская Наталья Николаевна. Ответ: «Связаны словом "город". Слово Ставрополь происходит от греческих слов (крест и ГОРОД), а слово огород - огородить-городить-град (что означает город)».
III место - Закурдаева Ангелина, ученица 6 класса МОУ СОШ № 12, г.о. Подольск Московской области. Руководитель Караховская Наталья Николаевна. Ответ: «Ставрополь происходит от греч. σταυρός – крест и πόλη — город, т.е. город креста. А слова город и огород – родственные».
ВОПРОС: «Каким образом знаки препинания могут изменить судьбу человека?»
I и II места не присуждены.
III место разделили:
- Животова Анастасия, ученица 5 класса МБОУ СОШ № 1, г.о. Подольск Московской области. Руководитель Петросян Эсмиральда Эмануиловна. Ответ: «В случаи ошибки в юридическом документе о недвижимости человека он может остаться без дома или работы».
- Ряполов Егор, ученик 7 класса МБОУ Кубинской СОШ № 1 им. Героя РФ И.В. Ткаченко Одинцовского м.р. Московской области. Руководитель Летницкая Светлана Алексеевна. Ответ: «Вот такой случай произошёл с одним мальчиком. Он послал смс-ку "Мама выезжает утром встречайте". Смысл текста зависит от того, где будет поставлена запятая: после слова "выезжает" или после слова "утром". Наверняка придется уточнять по мобильной связи: как хорошо, что она существует».
ВОПРОС: «В чём смысл жизни, если ориентироваться на историю и значение слова "жизнь"?»
I место - Денисова Екатерина, ученица 11 класса МБОУ СОШ № 25 Ногинского м.р. Московской области. Руководитель Говорова Татьяна Александрова. Ответ: «Слово "жизнь" в истории русского языка обозначало несколько понятий: «жись», «жисть», «живот», «житие». Ранее также существовала пословица «не на живот, а на смерть». Это сейчас мы знаем, что слово "живот" обозначает орган пищеварения. Тогда же оно имело другой смысл, так как люди считали, что именно в животе заключена жизненная сила человека. Сейчас жизнь обозначает физиологическое состояние человека, животного, растения от зарождения до смерти. Для жизни человека необходима еда. Соответственно, смысл жизни заключается в поддержании в самом себе этой самой жизни».
II место - Мигунова Варвара, ученица 7 класса МБОУ СОШ № 4 г.о. Балашиха Московской области. Руководитель Шубина Екатерина Игоревна. Ответ: «В церковнославянском языке есть три слова: жизнь - означает душу человека, житие - означает человеческое существование, быт, и живот - означает тело человека. Поэтому в православии животное - это существо, не имеющее души, а человек имеет. Поэтому смысл жизни человека должен состоять из трех составляющих: 1. Беречь жизнь (живот) свою и окружающих, то есть беречь животных, природу. 2. Человек должен заботиться о житейской сфере (охранять природу, заботиться о достатке своих близких). 3. А самое главное, что отличает человека от животного - это душа, поэтому он должен развивать свой разум, стремиться познать новое».
III место - Подолин Кирилл, ученик 7 класса МБОУ СОШ № 25 Ногинского м.р. Московской области. Руководитель Говорова Татьяна Александровна. Ответ: «В толковом словаре В. Даля написано: "ЖИЗНЬ ж. жись, жизть, простонародное живот; житие, бытие". Значит смысл жизни заключается в поглощении и усвоении пищи. Но пища может быть и интеллектуальной. Мы наслаждаемся красивыми пейзажами за окном, произведениями искусства в музеях. Разгадываем непонятные нам явления. Развиваемся. "Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть". Данная фраза полностью отражает моё мнение о историческом значении слова "жизнь"».
ВОПРОС: «С какими весёлыми трудностями можно столкнуться при использовании падежных окончаний?»
I место не присуждено.
II место - Овсянников Алексей, ученик 5 класса МБОУ Одинцовской лингвистической гимназии Одинцовского м.р. Московской области. Руководитель Вахитова Ольга Ивановна. Ответ: «Трудности, связанные со значением слов. Например: слова пол и поле в предложном падеже имеют одинаковое написание».
III место разделили:
- Петченко Алексей, ученик 8 класса МБОУ СОШ № 2 Солнечногорского м.р. Московской области. Руководитель Петченко Татьяна Владимировна. Ответ: «Думаю, что "веселость" заключается в параллельных формах предложного падежа на –у (-ю) и -е: на клею и на клее, в жиру и в жире, в хлеву и в хлеве, на ветру и на ветре, в отпуску и в отпуске, в цеху и в цехе…».
- Головкин Сергей, ученик 5 класса МБОУ лицея № 7 Солнечногорского м.р. Московской области. Руководитель Любинец Ольга Ивановна. Ответ: «При использовании падежных окончаний можно перепутать окончания Е и У: на доме (на доме висит табличка) - на дому (работа на дому)».
ВОПРОС: «Каким образом будут звучать правила русской орфографии в разных жанрах (комедия, ужасы, боевик, детектив…)?»
I место - Барауля Дарья, ученица 8 класса МБОУ СОШ № 10, г.о. Реутов Московской области. Руководитель Малахова Ольга Борисовна. Ответ: «Комедия: длинные чулки в Р.п. мн. ч. пиши коротко "чулок"; короткие носки пиши длинно "носков". Ужасы: В словах "чудесно", "прекрасно" / Букву Т писать напрасно / Ооооочень опасно!!! Детектив: Если вам пришло сообщение, в котором в слове "девчонка" после шипящей написано Ё в суффиксе существительного -онк- , то ваше подозрение о низком IQ этого человека подтвердилось. Удалите смс и заблокируйте контакт. Мелодрама: частица "не" влюбилась в местоимение "кто". Их союз, казалось, был вечен, они были так неразлучны, что самодостаточная (ударная) частица "не" превратилась в приставку: некто, некого, некому, некем. Но хулиганы предлоги до сих пор разлучают их: не о ком, не у кого, не с кем.».
II место - Гущин Фома, ученик 8 класса МБОУ БООШ № 53 Ногинского м.р. Московской области. Руководитель Шелемех Татьяна Евгеньевна. Ответ: «Жил-был Мягкий знак. Никто не хотел с ним дружить, все его считали лишним, особенно существительные третьего склонения. Особую неприязнь выражало существительное Рожь. "И к чему мне этот Мягкий знак! - возмущалась Рожь. - Я и без него красива и изящна. И вообще, уйду я к существительным второго склонения". И ушла. Стало это слово писаться как существительное второго склонения: рож, рожа, рожу, рож, рожей, о роже. Подошла однажды Рожь к зеркалу и вместо золотого колоса увидела в нем неприятную физиономию. Испугалась Рожь, побежала к Мягкому знаку просить прощения. Мягкий знак был очень добрым, он пожалел Рожь и стал с ней дружить. Снова Рожь стала стройной и веселой».
III место - Головкин Сергей, ученик 5 класса МБОУ лицея № 7 Солнечногорского м.р. Московской области. Руководитель Любинец Ольга Ивановна. Ответ: «Не от глагола убегает, / Прямо в лоб ему стреляет. / И поэтому, друзья, / вместе их писать нельзя! (Боевик)».
ВОПРОС: «Зачем букве Ё нужны точки?»
I место - Бутенко Анна, ученица 11 класса МБОУ СОШ № 15, г.о. Электросталь Московской области. Руководитель Зайцева Людмила Ивановна. Ответ: «Она не такая, как все… ё не хочет, чтобы её путали с двойняшкой, которая чаще встречается в словах, то есть успешнее ё».
II место - Лунёв Дмитрий, ученик 7 класса МБОУ БООШ № 12, г.о. Подольск Московской области. Руководитель: Караховская Наталья Николаевна. Ответ: «Ё нужны точки, потому что наличие или отсутствие точек полностью может изменить смысл предложения. Например, совершенный поступок, то есть поступок превосходный; а совершённый поступок - поступок выполненный, сделанный. В настоящее время более 300 фамилий различаются только наличием в них «Е» или «Ё». Так, например, моя фамилия: Лунёв-Лунев. Существует официальный Союз ёфикаторов России, который занимается борьбой за права буквы Ё».
III место - Бусалова Дарья, ученица 5 класса МОУ "Георгиевская гимназия", г.о. Егорьевск Московской области. Руководитель: Казьмина Наталья Алексеевна. Ответ: «В точках – вся сила буквы. Без точек город Королёв станет городом королев. Ё должна использоваться: в случаях возможных разночтений; в словарях; в книгах для изучающих русский язык (т. е. детей и иностранцев); для правильного прочтения редких названий или фамилий».
Ресурсный центр русского языка МГОУ поздравляет победителей и призёров викторины!
Выражаем благодарность всем участникам викторины и их учителям (руководителям)!
Особенно отмечаем победу в двух номинациях Дианы Лютовой – ученицы 7 класса МБОУ Кубинской СОШ № 1 им. Героя РФ И.В. Ткаченко Одинцовского м.р. – и её руководителя Светланы Алексеевны Летницкой.
Коллектив Ресурсного центра русского языка