Ресурсный центр русского языка Народный учебник Диктант+ Рейтинги

Межрегиональная научно-методическая конференция "Теоретические и методологические проблемы обучения современному русскому языку"

26 сентября 2020 года, в субботу, состоялась Межрегиональная конференция «Теоретические и методологические проблемы обучения современному русскому языку», которую по заданию Министерства образования Московской области организовал и провёл Ресурсный центр русского языка МГОУ. Участие в конференции  приняли более 100 учителей русского языка и литературы средних общеобразовательных школ из муниципальных образований Московской области, а также из Москвы, Тулы, Астрахани, Твери, Красноярска и других городов РФ.

 

Перед слушателями выступили:

Дудова Людмила Васильевна – кандидат филологических наук, председатель Координационного совета Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка» – с докладом «Предмет “Русский родной язык”: новый предмет или возможность нового взгляда на преподавание предмета “Русский язык”»;

Дейкина Алевтина Дмитриевна – доктор педагогических наук, профессор, кафедры методики преподавания современного русского языка, почётный профессор Московского педагогического государственного  университета – с докладом «Аксиологический урок русского языка»;

Мищерина Марина Алексеевна – директор РЦРЯ, кандидат педагогических наук, доцент кафедры культуры речи и риторики МГОУ – с докладом «Вопросы глобального образования и актуальные направления речевой подготовки обучающихся в системе общего образования на современном этапе»;

Акимова Елена Юрьевна – учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей № 5», г.о. Королёв Московской области – с докладом «Формирование читательской грамотности школьников в процессе работы над словом»;

Евдокимова Юлия Сергеевна – учитель русского языка и литературы МБОУ Одинцовской СОШ № 3, г.о. Одинцовский Московской области – с докладом «Трудности психологической и профессиональной адаптации преподавателя в условиях реализации инклюзивного обучения».

 

Все выступления вызвали живой отклик у участников, учителя посчитали полезными и интересными представленные в докладах теоретические рассуждения и практико-ориентированные материалы.

Слушатели получили возможность обсудить актуальные вопросы, связанные с введением предмета «Родной русский язык», методами формирования читательской грамотности и способами речевой подготовки обучающихся.

Некоторые темы имели полемический характер. Дудова Л.В. подробно ответила на вопросы, заданные участниками конференции:

 

Карпова Людмила Валентиновна: Материал учебника "Родной язык" очень интересный и нужный. Но почему эти предметы ведутся за счёт русского языка и литературы?

Ответ: Распределение часов на изучение любого предмета – это право образовательной организации.

 

Дементьева Галина Николаевна: Родной русский язык и родная литература введены за счет часов русского и литературы. (Московская область). Есть ли смысл в этом?

Ответ: Конечно, смысла в этом нет. Это разные предметы, но распределение часов внутри учебного плана – это право образовательной организации.

 

Фаликова Наталья  Эдуардовна: Уважаемые докладчики. Позвольте на основании собственного многолетнего опыта преподавателя вуза (филологического факультета) и школьного учителя русского языка и литературы задать вопросы докладчикам. Уважаемые специалисты-докладчики формулируют тезисы: нужно, чтобы каждый наш ученик осознал ценность русского языка; нужно ввести аксиологический урок в процесс изучения русского языка, формировать устойчивый взгляд на ценность русского языка; нужно различать слова «родной» (русский язык) и «родимый» (русский язык)  и т.п. Зачем для всего этого (уже давно знакомого и понятного всем профессионалам-филологам) нужна новая программа, новый, он же старый, предмет? Зачем растолковывать связь изучения родного языка с патриотическими тезисами, когда эта связь сама по себе и так всем (преподавателям, специалистам) понятна? Зачем снова повторять прописные истины методики преподавания, аксиологического подхода? Не проще ли пересмотреть условия работы преподавателей/педагогов : нагрузку, возможности стажировок и повышения квалификации по определённым темам, возможности и время для самообразования, увеличение оплачиваемых часов работы с учениками, для которых русский язык не является родным (таких теперь много в любом школьном классе или группе вуза/колледжа)?

Ответ. Уважаемая Наталья Эдуардовна, в вашем обращении содержится несколько вопросов.

Зачем для всего этого (уже давно знакомого и понятного всем профессионалам-филологам) нужна новая программа, новый, он же старый, предмет? – Все предметы, входящие во ФГОС, должны иметь примерные рабочие программы, в том числе и программы по родному языку. В настоящее время Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию по предмету «Родной язык (русский)» такая примерная рабочая программа утверждена и включена в федеральный реестр примерных программ. Необходимость утверждения примерной рабочей программы обусловлена не только Законом «Об образовании», но утвержденной Концепцией преподавания родных языков, действующим ФГОС.

Зачем растолковывать связь изучения родного языка с патриотическими тезисами, когда эта связь сама по себе и так всем (преподавателям, специалистам) понятна? – К сожалению, наличие связи языка и национального самосознания далеко не для всех очевидно. Кроме того, утвержденная Концепция преподавания родного языка (а в РФ в системе образования изучается более 50 родных языков) предусматривает не только достижение воспитательных целей, но и ряда других. С ними вы можете ознакомиться в принятых программах и уже упомянутой Концепции.

Зачем снова повторять прописные истины методики преподавания, аксиологического подхода?  – К сожалению, язык как ценность не для всех является очевидным. Иначе, наверное, мы не имели бы столь вопиющего нарушения норм языка, безграмотности, которая стала нормой, и многих других негативных явлений, среди которых и сокращение числа носителей родного языка, нежелание молодежи изучать родные языки.

Не проще ли пересмотреть условия работы преподавателей/педагогов: нагрузку, возможности стажировок и повышения квалификации по определённым темам, возможности и время для самообразования, увеличение оплачиваемых часов работы с учениками, для которых русский язык не является родным (таких теперь много в любом школьном классе или группе вуза/колледжа)?  – Условия работы преподавателей определяются условиями Трудового договора, который каждый преподаватель заключает с работодателем. В законе «Об образовании» зафиксирована возможность предоставления раз в три года повышение квалификации учителей за счет бюджета. Как использует педагог эту возможность, зависит только от него.

 

Важно отметить, что в октябре 2020 года будет издан, зарегистрирован в базе данных РИНЦ и размещён на странице Ресурсного центра русского языка сборник научных материалов конференции.

Ресурсный центр русского языка благодарит участников конференции и желает успехов в совершенствовании методик обучения современному русскому языку в рамках школьной программы!