Ресурсный центр русского языка Народный учебник Диктант+ Рейтинги

Как на базе образовательной организации осуществляется помощь молодым специалистам?

Уважаемые коллеги! 

Вы можете ознакомиться с полученными нами ответами на вопрос "Как на базе образовательной организации осуществляется помощь молодым специалистам? "

 

Ответы участников дискуссии:

 Авдеева Маргарита Викторовна, г. Коломенский: 

Методическое сопровождение молодых педагогов – одно из приоритетных направлений в деятельности Общеобразовательной организации.
Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы, к качественному переходу к профильному образованию. Практика работы с молодыми учителями показывает, что даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого учителя может протекать длительное время. Анализы работы с молодыми учителями показывают, что наибольшие сложности у начинающих учителей вызывают вопросы организации урока, дисциплины и порядка на уроке, методическая сторона урока, оформление школьной документации, организация работы с родителями обучающихся, осуществление классного руководства. Проблемы возникают в связи с тем, что молодой специалист в начале своей работы имеет достаточные знания, но недостаточные умения, так как у него еще не сформированы профессионально значимые качества, поэтому является необходимостью оказание постоянной методической помощи учителям.
Работа с молодыми специалистами традиционно является одной из самых важных составляющих методической работы заместителя директора и учителя наставника. Для организации методического сопровождения молодого специалиста создается банк данных молодых педагогов, который постоянно обновляется; а также на каждого оформлена Карта индивидуального сопровождения молодого педагога. Проводится диагностирование уровня профессиональной компетентности молодых специалистов. Цель мониторинга – определение уровня профессиональной компетентности молодых педагогов в начальный период работы. В соответствии с выводами по мониторингу составляется перспективный план работы методического сопровождения молодых педагогов по следующим направлениям: организационно-методическая деятельность, аналитическая деятельность, информационная деятельность, консультационная деятельность, деятельность в области информатизации образования.

 Быкова Маргарита Олеговна, г. Лосино-Петровский: 

 Авдеева Маргарита Викторовна, я согласна с Вашим мнением по данному вопросу. Действительно, сопровождение молодых педагогов является очень важным направлением в работе современной школы. В нашу школу часто приходят работать в качестве молодых специалистов выпускники нашей же школы. Это очень радует. Но когда-то они были учениками, а теперь другим ученикам должны дать знания, соответствующие новым федеральным государственным образовательным стандартам. Задача администрации школы - организовать эффективное наставничество, назначив в качестве наставника опытного и компетентного педагога, который смог бы дать рекомендации не только как учитель-предметник, но и по вопросам организации урока, дисциплины и порядка на уроке, методической стороны урока, оформления школьной документации, организации работы с родителями обучающихся, осуществлении классного руководства. Именно эти вопросы являются для молодого специалиста наиболее важными и требующими помощи. Без поддержки хорошего наставника ему будет очень трудно, ведь во многом от этого опытного педагога зависит, останется молодой учитель в школе или поменяет работу.

 

 Сидорова Н.В., г. Балашиха: 

Как на базе образовательной организации осуществляется помощь молодым специалистам?

В школу периодически приходят молодые специалисты, и для меня это всегда радость. В коллектив вливаются полные энергии люди, которые несут с собой волну нового и свежего. Дети тянутся к таким педагогам. Но, к сожалению, часто случается так, особенно в школах Подмосковья, что, поработав 2-3 года, молодежь или уходит из профессии, или едет работать в Москву на более высокий оклад. Что становится причиной подобных решений? Мотивов, безусловно, много, я назову лишь три, которые чаще всего встречались мне. Первое – человек, действительно, попал не туда, неверно выбрал профессию, в этом случае можно лишь радоваться, что он быстро осознал этот факт и отправился на поиски своего настоящего места в жизни. Второе – это случаи, в которых молодой педагог вынужден соглашаться на очень большую нагрузку в школе, чтоб получить достойную зарплату. В этом варианте коллеги настолько измучены работой, что не может идти речи о творчестве, о изучении новых методов в преподавании, о нетрадиционных подходах к работе по дисциплине. У них отсутствует самый необходимый для учителя ресурс – время. Они не получают удовольствия от подобной деятельности, как результат – потеря желания работать в школе. Решение этой ситуации – вопрос государственного уровня, и в отдельно взятой образовательной организации как – то помочь в этом случае нет возможности. Третий случай, когда специалист на своем месте, работает с удовольствием, но опыта не хватает, возникают вопросы, которые нужно решать здесь и сейчас, и вот тут своевременная помощь коллег просто необходима. И так как не каждый молодой педагог без стеснения эту помощь может попросить, то, несомненно, инициатива должна исходить от более опытных учителей.

Какая помощь должна быть оказана молодому специалисту, для того чтобы он продолжил работать в школе?
Помощь может быть любой, но самое важное, на мой взгляд, в коллективе должны быть грамотно выстроены отношения, для того чтобы педагог мог о ней просить и быть уверенным, что его услышат и попытаются помочь. Когда подобные условия созданы администрацией и коллегами, специалист растет: чувствует удовлетворение от профессии, хочет дать еще больше. Самое страшное, когда человек не верит в то, что кто - то ему способен помочь, закрывается в трудностях и медленно выгорает, не справляясь самостоятельно.
В г. Балашихе Московской области создан уникальный проект специально для молодых специалистов, который помогает в решении сложных задач, называется он «Лаборатория МчС» (Единое сетевое пространство молодых специалистов (Балашиха)). Руководит им удивительный человек, который не равнодушен ко всему, что связано с образованием, Бородина Е.П. Задача всей ее деятельности - быть полезной молодым коллегам. Лаборатория круглогодично организует ценные мероприятия, в которых кроме юных педагогов участвуют лучшие учителя города, они делятся опытом, проводят открытые уроки, мастер – классы, конференции, увлекают своими идеями и энтузиазмом молодых.
В проводимых Со - Бытиях принимают участие и учителя «Средней общеобразовательной школы №25 имени Героя Российской Федерации А.С. Ситникова». Мне хотелось бы рассказать о своем вкладе в эту деятельность на базе школы. В ходе проведения очередного занятия Муниципальной методической площадки «Современный урок» мной проводился открытый урок для молодых учителей русского языка и литературы на тему «Цитаты и способы цитирования». (Групповая работа - основа Scrum - подхода, лист самоконтроля – один из инструментов Scrum). Кроме того, что посетить открытый урок – это всегда огромная польза и не только для молодых специалистов, в этом занятии была одна особенность. Когда ученики класса работали в группе или в парах над каким – либо заданием, я подходила к гостям, присутствующим на занятии, и комментировала свое решение использовать ту или иную форму работы. Помимо этого, замечательной была возможность прочитать отзывы об уроке от молодежи, которые они оставляют на страничке «Лаборатории МчС» в социальной сети «Вконтакте» после каждого мероприятия.
Еще одним своим полезным вкладом в поддержку молодых специалистов считаю публикацию своего методического опыта на страничке в «Инстаграме. Еженедельно описываю один из наиболее интересных уроков или, наоборот, пишу, что и почему не получилось. Публикации сопровождаю видео или фотоконтентом. Знаю, что коллеги с интересом читают и ждут новостей о моей работе.
Помимо этого, есть еще один способ демонстрации находок. Возле своего кабинета, во всю стену, я натянула сеть, на которую с помощью прищепок раз в две недели вывешиваю визуальные результаты работы, полученные на моих уроках в пятых и девятых классах. Творчество ребят каждый раз сопровождаю формулировкой задания, которое было предложено на уроке, думаю, что эти работы за две недели успевают посмотреть не только все ученики школы (главной задачей для меня было – показать детям, что их возможности безграничны), но и все мои коллеги «от мала до велика».

 Бакирова Надежда Павловна, г. Химки: 

 Методическая служба в работе с молодыми педагогами реализует следующие направления поддержки:организационное (организация работы клуба молодого учителя ),информационное (информирование педагогов о новых педагогических технологиях, сбор, обработка и анализ потребностей и затруднений молодых учителей, поддержка сайта и форума центра),кадровое (повышение профессионального уровня учителей через обучение, консультирование, наставничество, проведение конкурсов и фестивалей).Организация наставничества.В образовательной организациях за каждым молодым педагогом закреплен педагог-наставник, утвержден план работы наставника по профессиональному становлению молодого специалиста, проводится анализ работы. Хочется отметить, что для педагога-наставника это направление деятельности является очень эффективным способом повышения своей квалификации, развития инновационного содержания собственной трудовой деятельности, выхода на более высокий уровень профессиональной компетенции.Участие молодых специалистов в конкурсах профессионального мастерства.Конкурс помогает начинающим педагогам выйти на более высокий уровень профессионального мастерства, ведь в конкурсах развиваются профессиональные способности педагогов, а также те качества, которые способствуют успехам в профессии и помогают самореализации личности.Известно, что в процессе профессиональной адаптации молодой учитель испытывает не только методические, но и психологические трудности, для успешного становления и развития ему не достаточно иметь багаж педагогических знаний, умений и навыков, полученных в учебном заведении.Молодые учителя города в течении трёх лет получают сопровождение городского методического объединения педагогов – психологов.С целью выявления проблем (основные трудности), с которыми сталкиваются молодые педагоги в процессе образовательных отношений, знакомства с техниками поиска внутреннего ресурса и снятия психоэмоционального напряжения проводится круглый стол.Проводятся микроисследования по выявлению тенденций в использовании стилей педагогического общения, диагностика затруднений молодого учителя, тренинговые занятия.

  

 Антонова Ирина Алексеевна, г. Богородский: 

Каждый в свое время был молодым специалистом.Адаптация - процесс сложный, если тебе никто не помогает. Мне кажется, что помощь молодым сотрудникам должна оказываться и со стороны администрации образовательного учреждения, и со стороны опытных педагогов по предмету.
Как ни странно, легче всего проходит процесс погружения в профессию тогда, когда двери у учителей всей школы открыты для посещения. Молодой специалист, посетив 100-200 уроков разных учителей, может осознанно, серьезно и методически верно выстроить свое понимание урока, свою линию поведения с обучающимися, разработать и предъявлять свои требования к ученикам и учиться прогнозировать желаемый результат.
Безусловно, опытным сотрудникам необходимо уделять много времени молодым учителям: привлекать их к предметным конкурсам; учить их взаимодействовать с детьми, их родителями; посещать уроки молодых педагогов и т.д.
Очень интересна с точки зрения введения в профессию и кураторская методика, которая помогает адаптироваться в новой среде вновь прибывшим, так как посещение уроков предусмотрено не учителями с огромным стажем, а равных с точки зрения опыта.
Я уверена, что каждому человеку в начале пути просто нужна поддержка, и те организации, в которых на должном уровне эту поддержку оказывают, очень скоро получают из молодого специалиста полноценную боевую единицу.

 

 

 Парфенова Наталья Васильевна, г. Серпухов: 

 

Из опыта работы МБОУ СОШ №11 г.о. Серпухов. Представлен только первый год работы. План работы «Школы молодого специалиста» рассчитан на три года.
Этапы реализации работы:
– 1 этап – диагностический
– 2 этап – самостоятельный творческий поиск
– 3 этап – оценочно-рефлексивный
1 год обучения

1 этап – диагностический
Тема «Знания и умения учителя - залог творчества и успеха учащихся»
Создание условий приобретения практических навыков, необходимых для педагогической деятельности, закрепления молодых специалистов в коллективе;
формирование у учителя толерантности, чувства меры, гибкости, мобильности. • обеспечение научно-методической поддержки с опорой на достижения педагогической науки и передового педагогического опыта, творческое внедрение передовых педагогических идей в учебно-воспитательный процесс;
• создание условия для профессиональной адаптации в коллективе;
• вооружение конкретными знаниями и умениями в применении теории на практике;
2 год обучения

II этап
Тема «Самостоятельный творческий поиск»
Создание условий для формирования личности педагога, способной к самовоспитанию, самообразованию, саморазвитию.
• реализация программы работы с учителем ; формирование и воспитание потребности в непрерывном самообразовании;
• анализ целевых установок при создании программы развития учителя; определение основных направлений работы; формирование плана действий;
• создание условий формирования индивидуального стиля творческой деятельности;
• развитие современного диалектического стиля педагогического мышления учителя, таких его черт, как системность, комплексность, конкретность, корректировка отдельных составных элементов работы.
3 год обучения

3 этап – оценочно-рефлексивный
Тема «Выбор индивидуальной линии»
Выявление уровня профессиональной подготовки учителя (сопоставительный анализ диагностических данных начала и окончания обучения), успешности его педагогической деятельности. • разработка индивидуальной «дорожной карты» молодого учителя на последующий 3 год работы;
• вовлечение молодых специалистов в научно-исследовательскую деятельность;
• формирование у учителя управленческих умений и пути дальнейшего их развития.

I этап - первый год обучения - диагностический
Тема Краткий обзор рассматриваемых вопросов Дата Ответственные
Знакомство с учителем. Презентация программы «Школы молодого специалиста». 1.Организационные мероприятия:
• собеседование с молодым специалистом;
• знакомство с традициями школы;
• выбор и назначение наставников.
2. Диагностика умений и навыков молодого учителя.
3.Заполнение информационной карточки.
4. Общая характеристика основных проблем начинающего педагога.
5.Разработка и утверждение плана работы с молодыми специалистами.
6. Выбор методической темы. Планирование работы над методической темой: схема плана работы над методической темой (программа саморазвития). Август
Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации. 1.Методические занятия: Изучение «Закона об образовании», документов Министерства образования, локальных актов школы, включающих в себя Положения о заполнении, ведении Школьного Портала, системы ИСКО, тетрадей учащихся; Положение о внеурочной деятельности; Положение о дежурном классе и дежурном учителе.
2.Консультация «Знакомство с УМК, предметными программами.
Коррекция календарных и поурочных планов» Сентябрь
Посвящение в учителя Традиционное посвящение в учителя (проводится на августовском педагогическом, в торжественной обстановке) Август
Современный урок.
Требования к его организации. 1.Консультация «Методические требования к уроку».
2.Семинар-практикум «Типы и формы уроков, факторы, влияющие на качество преподавания».
(Практикум: подробный анализ типов и структуры уроков в соответствии с классификацией по основной дидактической задаче; соответствие методов обучения формам организации уроков; примерная схема тематического плана урока).
3.Индивидуальная консультация
«Оптимизация выбора методов и средств обучения при организации разных видов внеурочной деятельности».
Ноябрь
Контроль знаний, умений, навыков учащихся. Виды контроля. 1.Консультация «Оценивание знаний учащихся: теория, психология, практика. Нормы оценивания учебной деятельности. Виды контроля и их рациональное использование на различных этапах изучения программного материала».
2. Практикум «Организация мониторинговых исследований: обучение составлению обобщающих таблиц, отслеживающих результаты учебной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителя, способы определения рейтинга учебных достижений учащихся и выявления степени обученности учащихся, заполнение бланк анализа проведённых контрольных работ и мониторинговых исследований»
3. Взаимопосещение уроков по проблеме: «Система мер, направленных на предупреждение неуспеваемости школьников».
4.Знакомство с методическими рекомендациями «Организация дифференцированного подхода к учащимся».
Декабрь
Эмоциональная устойчивость учителя. Функция общения на уроке. 1. Участие в заседании ШМС «Педагогическое взаимодействие учителя и ученика: все за и против ».
• Решение педагогических задач: «Трудная ситуация на уроке и ваш выход из неё»; «Анализ различных стилей педагогического общения. Преимущества демократического стиля общения».
• Знакомство с рекомендациями «Общая схема анализа причин конфликтных ситуаций»
• Изучение методических разработок: «Система мер, направленных на предупреждение неуспеваемости учащихся»; «Анализ внеклассного мероприятия», «Методика проведения родительского собрания», «Тематика родительских собраний»
• Психологические тренинги «Учусь строить отношения», «Анализ педагогических ситуаций».