Ресурсный центр русского языка Народный учебник Диктант+ Рейтинги

Существуют ли эффективные методы и приёмы обучения в условиях функциональной неграмотности учеников? Ваш опыт

Уважаемые коллеги! 

Вы можете ознакомиться с полученными нами ответами на вопрос "Существуют ли эффективные методы и приёмы обучения в условиях функциональной неграмотности учеников? Ваш опыт"

 

Ответы участников дискуссии:

 Лаврухина Валерия Геннадьевна, г. Жуковский: 

Тренировочные тематические упражнения, практическая работа по разделам языкознания, упор на этимологию слова, его строение и, соответственно, правописание. Целенаправленно чтение и письмо:под диктовку и списывание. На разных этапах обучения есть предпочтения. Составление индивидуальных тематических тестов для самоконтроля, дифференцированный словарь. Словарная работа ежедневная. Адаптированный под класс подбор практикум. Учитель сам составляет его. Коллективное чтение текстов русской классической литературы. Комплексный анализ текста.

 Быкова Маргарита Олеговна, г. Лосино-Петровский:       

Лаврухина Валерия Геннадьевна, я согласна с Вами. Действительно, существуют эффективные методы и приёмы обучения в условиях функциональной неграмотности учеников. Из перечисленного Вами я бы в первую очередь использовала списывание текстов из произведений художественной литературы, ежедневную словарную работу, комплексный анализ текста. Очень важным является чтение. Без чтения невозможно стать грамотным человеком. В большинстве случаев, если ребёнок научился читать до школы и любит читать, много читает, он грамотно, почти без ошибок пишет, грамотно излагает свои мысли, для него не составляет трудности написать творческую работу. В начальной школе на уроках литературного чтения учителя используют такую методику: чтение вслух (жужжащее чтение) или про себя любимой книги – 10 минут в начале каждого урока. Мне кажется эта методика эффективной.

 Сысоева Наталья, г. Химки: 

Валерия Геннадьевна описала базовые методы и приемы обучения, используемые при преподавании русского языка. В условиях функциональной неграмотности, я думаю, традиционные методы и приемы должны быть дополнены новыми, связанными с творческой деятельностью учащихся (ролевыми и деловыми играми, созданием собственных информационных продуктов и т.п.). Но главное - это мотивация учащегося и система в преподавании учителя. Особенно важна система в работе ученика. В связи с увеличением количества детей с недоразвитием тех или иных психических функций актуальна работа с нейропсихологом, т.к. он выявит причины неграмотности у конкретного ученика. А зная причины возникновения проблемы, можно наметить и правильные пути ее решения. К сожалению, работа в классе с большим количеством детей (а это наши реалии) дает результат хуже, чем работа в группе. Значит, для результата надо организовывать специальные группы или уменьшать количество учащихся в классах.

 

 

 Фалалеева Ольга Валентиновна, г. Истра: 

Среди учащихся часто наблюдается следующая картина: ученики получают маршрутный лист к выполнению какого- либо задания, этапы выполнения четко сформулированы, но выполнить эти задания без дополнительного объяснения учителя дети не могут. Невольно возникает вопрос: почему?
Сегодня такая ситуация объясняется функциональной неграмотностью. Попробуем разобраться, что такое функциональная грамотность и почему важно быть функционально грамотным человеком.
В Новом словаре методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).- М.:Издательство ИКАР под редакцией Э.Г.Азимова, А.Н.Щукина 2009 года издания понятие «функциональная грамотность» трактуется следующим образом: «Способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, Ф. г. есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде ».
Следовательно, под понятием «функциональная неграмотность » надо понимать неумение школьника работать с текстом самостоятельно: выполнять что- то по инструкции, работать с бланками заявлений, договоров и т.д, применять полученные теоретические знания на практике. Получается, дети, умеющие бегло читать и быстро считать , не всегда функционально грамотные, так как они не умеют ориентироваться в социуме, выполнять элементарные жизненные задачи в различных сферах человеческой деятельности, испытывают трудности при общении, социальных отношениях.
Существуют ли какие-то эффективные методы и приемы обучения в условиях функциональной неграмотности? Считаю, что такие методы, безусловно, существуют.
Работа по формированию функциональной грамотности должна вестись на всех предметах и систематически, особенно на уроках русского языка и литературы, так как на этих предметах ученики работают с текстом в разных аспектах.
На своих уроках стараюсь использовать различные технологии на основе личностного подхода: (технология разноуровневого (дифференцированного) обучения, игровая технология, технология проектного обучения, технология критического мышления, ИКТ ид.р.)
Использовать различные виды чтения текстов: (слуховое чтение, самостоятельное чтение, коллективное чтение, выразительное чтение, внеклассное чтение, творческое чтение, комментированное чтение, аналитическое чтение, чтение по ролям)
При работе с текстами давать детям интересные задания, подбирать разной направленности тексты.
Примеры заданий:
-Составление к тексту тонких и толстых вопросов.(В качестве текста может быть рассмотрен билет, реклама, инструкция и т.д.)
-Составление по тексту тестов с ответами.
- Составление сравнительной характеристики героев, произведений, книг и художественного фильма, снятого по данному произведению и т.д.
- Написание инструкции к пользованию каким-либо предметом.
- Составление диалог на определенную тему. (Ролевая игра).
- Задания исследовательской направленности.
- Выполнение проектов.
- Анализ текстов разных стилей и жанров. (заявления, объяснительные, смс, рекламные ролики и т.д.), корректировка текст и т.д.
-Написание рецензий, отзывов, обращений и т.д
- Составление презентаций.
- Публичные выступления.
В настоящее время обучение в школе должно давать не только знания теории, но и формировать умение учеников пользоваться полученными знаниями в разнообразных ситуациях, поэтому каждый из учителей должен тщательно подбирать задания, учитывать индивидуальность ребенка, его особенности и интересы, использовать различные методы и приемы, адаптировать изучаемый материал к современной жизни школьника.

 

 Довченко Марьяна, г. Химки: 

Функционально грамотная личность–это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями. Основы функциональной грамотности закладываются в семье и в начальной школе.
У каждого педагога должны быть свои эффективные методы и приёмы обучения в условиях функциональной неграмотности учеников.
Я считаю, что в первую очередь, ученика надо мотивировать на успех. Использование ситуации успеха способствует повышению уровня качества знаний учебного материала, а также помогает учащимся осознать себя полноценной личностью. Ребенок должен понимать, что он имеет право на ошибку и возможность найти пути ее решения. Ученик не должен бояться высказывать свое мнение.Я разрешаю на уроках спорить и доказывать свою точку зрения.
Педагоги должны научить ребенка анализировать, смотреть на себя со стороны, оценить свою работу и делать выводы. Но, все это будет неэффективно, если дети не научатся слушать и слышать друг друга. Я часто использую на уроках элементы из тренингов.
В обучении на уроках очень важен дифференцированный подход. Данная технология позволяет учителю работать со всеми учениками класса, позволяя даже слабому ученику видеть перспективу роста.
Очень важно , чтобы дети занимались проектной деятельностью, где они смогут себя раскрыть .Проектная деятельность развивает:креативность, самостоятельность, умение работать с информацией; исследовательские навыки.
Только комплексный подход поможет учителю победить функциональную неграмотность учеников.

 Бакирова Надежда Павловна, г. Химки: 

В нашем современном мире существуют различные эффективные методы и приёмы обучения в условиях функциональной неграмотности учеников. Наиболее эффективными для развития функциональной грамотности являются работа в группах, парах, ролевые, деловые игры, метод проектов.Важной дидактической единицей при формировании функциональной грамотности является текст. Именно работа с текстом позволяет помимо решения лингвистических задач (орфографических, грамматических и т.д.), позволяет формировать такие умения, как умение находить информацию, учит интерпретировать текст, оценивать.Второй механизм реализации системы мер по развитию функционально грамотности школьников является обновление системы диагностики и оценки учебных достижений обучающихся. Здесь, на мой взгляд, большую роль играют компетентностно-ориентированные задания.Исследовательская деятельность во внеурочной время также способствует развитию функциональной грамотности.Применяя эти формы и методы, мы сможем воспитать инициативную, самостоятельно, творчески мыслящую личность.

 

 

 

Семичастнова Татьяна Анатольевна, г. Серпухов: 

 В условиях функциональной неграмотности учеников на первом месте в методике преподавания русского языка стоит учебная мотивация учащихся. Здесь целесообразно использовать активные методы обучения: построение "дерева ожиданий", интерактивные лекции, составление кластеров- алгоритмов по изучаемой теме, игровые формы обучения, позволяющие ученикам лучше запомнить изучаемый материал. Качественного продукта учебной деятельности можно достичь при написании сочинений-миниатюр как на лингвистические, так и на философские, нравственные темы. Каждый ученик в классе вовлечён в работу над темой урока.В организации урока с использованием активных методов обучения учителю помогают "эксперты", умеющие активизировать групповую и коллективную работу в классе.

 

 

 

Джуракулова Татьяна Владимировна, г. Богородский

 Я считаю, что существуют эффективные методы и приёмы обучения в условиях функциональной неграмотности учеников:

1. Метод П.Тоцкого "Орфография без правил", где необходимо собрать непроверяемые слова, написать их крупным шрифтом (высота букв - 3 см., сама карточка должна быть 6 на 30 см., красным цветом выделить опасные места и ежедневно повторять с учениками , т.е. ежедневно проводим устные диктанты;
2. Индивидуальная коррекция грамотности по С. Штильману, где необходимо объяснять только те ошибки, которые допустил ребёнок;
3. Эффективно составлять опорный конспект, который приучает к логичности изложения, формирует устный ответ ученика: необходимо соблюдать структурность, ассоциативность, простоту, наглядность. Например, 30а, 40а, 90.

 

 

 

Дюмина Марина Павловна, г. Серпухов

 Способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, Ф. г. есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде. Так дает определение функциональной грамотности нам Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009.

Действительно, о функциональной грамотности начали говорить не так давно и ставить ее в ряд наиболее важных в школе. Это международное исследование, которое практикуется в России примерно с 2012 на уровне апробации, и сейчас уже в 2020 году является одним из главных, магистральным направлением, которое позволяет проверить уровень способностей учащихся ориентироваться в современном мире, предъявляющем очень высокие требования. Результаты нескольких лет исследований показали относительно хороший уровень функциональной грамотности учащихся как по овладению читательской или математической грамотностью, но все же с сохранением достаточно большого процента выполненных работ с очень низкими показателями. Это не может не привлечь внимание методистов, учителей. Что же делается не так? И когда нужно начинать учить грамотно читать все виды текстов? Только ли на предметах гуманитарного цикла?
Результат практических работ на уроке: дети проявляет больше интереса, активности к новым видам деятельности, ИКТ. Темы часто связаны с молодежными течениями: ЗОЖ, музыкальные направления, клипы, интернет, юмор. А если мы пишем диктант, где встречается информация, абсолютно далекая им (дьяк, салазки, мостовая) интерес заметно снижается. Из этого я сделал вывод – для самостоятельных или контрольных работ использовать современные темы.
В эпоху цифровых технологий дети привыкли видеть готовую информацию на картинке телефона или компьютера, по сути, им не нужно прилагать усилия, чтобы проанализировать какое-то действие или явление, так как результат уже на поверхности.
Универсальные учебные действия, которые развиваются на каждом уроке, должны научить ребенка работать с любым видом информации, любой темы, стиля и типа речи. Поэтому учитель-предметник должен на каждом уроке использовать различные приемы усвоения информации. Какие типы заданий можно использовать (например, на уроках по развитию речи):
1. Дать неверное утверждение, а дети ищут опровержение в тексте.
2. Найти синонимичное утверждение. Дети часто затрудняются ответить на вопрос, когда информация дословно не сказана в тексте.
3. Деформированные тексты (когда частично пропущены слова, желательно, чтобы это были термины, так у ребенка будет еще одна возможность прочитать данное слово, обсудить его и запомнить).
4. Прием «За и против».
5. Детям нравится творить «свое», придумывать, создавать свои живые тексты. Здесь можно предложить создать небольшие тексты для рекламы, инструкции к товару или изделию, памятке. И далее работать с готовыми текстами: задать вопросы (тонкие или толстые), придумывать задачи по ним (полученной только из текста информацией).
6. Ролевые игры, деловые, диалоги.
На обычных ежедневных уроках, я согласна с коллегами, это все виды словарных работ: письмо с проговариваем, предупредительное письмо, комментированное, по памяти, выборочное списывание, стишки для заучивания. Чаще всего это относится к начальной школе, т.к. в основной и старшей школе идет упор на сложность выполняемых работ, и, считается, что просто списывания уже не так актуальны. Важно создать такую работу, чтобы любой учащийся каждый день ощущал именно обязанность за собственные познания.
Знаменитая пословица «дай удочку, а не рыбу», очень актуальна. Обучающимся требуется поиск новых форм, решений, исполнений. На уроках литературы, истории, искусства можно использовать брейн-ринги, игры, мозгомании, синквейны, кластеры, телеграммы, то, что сразу не дает готового решения, а требует умственной работы, где-то пошагового исполнения.
Сейчас говорят, что функциональная грамотность – это индикатор общественного благополучия. И воспитать функционально грамотного человека – вот приоритетная задача в современном мире, которая объявляется приоритетной и на государственном уровне. Тем больше ответственности лежит на плечах педагогов в поиске все новых способов, методов, форм и средств обучения.

 

 

 

Солдаткина Наталья Михайловна, г. Богородский

 Здравствуйте. Являюсь учителем русского языка и литературы. Хотела бы поделиться своим опытом с коллегами, которые в своей работе столкнулись с функциональной неграмотностью учеников. В этом году я взяла параллель пятых классов (веду еще 10 и 11). Дети совершенно не могли читать текст на должном уровне, а также применять инструкции, которые давала в качестве заданий (меня каждый раз пытались переспросить); дети были не способны находить нужную для определённой деятельности информацию. Сильно огорчал факт, что школьники не умеют СЛЫШАТЬ друг друга, воспринимать речь учителя с первого раза.Я поняла, что нужно срочно принимать меры. Мы с ребятами завели ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕТРАДИ. Каждая страничка представляет собой целую историю. Чтобы её оформить грамотно, красиво, креативно, ребята должны успевать воспринимать информацию/инструкции с первого раза. Мы пошагово заполняли интерактивные шаблоны, закрепляли за понятиями определённые образы, работали с цветовой гаммой.Через полгода обратила внимание, что дети стали собраннее, начали быстро ориентироваться в изучаемом материале. Появился стойкий интерес к предмету. В контрольных срезах практически исчезли неудовлетворительные отметки. Всем советую этот формат работы с детьми. Да, он энергозатратный, но, поверьте, оно того стоит.

 

 

 

Курлова Светлана Алексеевна, г. Мытищи

 Функциональная грамотность- набирающая в последнее время актуальность тема. Но так ли она страшна,как кажется на первый взгляд? И почему вдруг речь заходит именно о неграмотности школьников? Умение читать и понимать текст,а также ориентироваться на практическую значимость информации и применение её в обычной жизни- это задача была и будет приоритетной,но только теперь она становится таковой не только для учителя русского языка и литературы,но и для любого педагога в целом. Существуют ли эффективные приемы? Однозначно нельзя ответить на данный вопрос,ибо любой учитель знает,что каждый класс,с которым он работает, обладает своими особенностями. Тем не менее,из опыта работы,можно предложить следующее. 1. Комплексный анализ текста. Причем работа с информацией должна строиться на уровне смыслового чтения. Тексты подбираем так и такого характера,чтобы действительно они заставляли детей думать. Поиск нужной информации в соответствии с заданием. 2.Составление вопроса к тексту ( самостоятельно или в парах), практикоориентированные вопросы ( типа,а как нужно было поступить,как бы вы поступили?). Обязательное условие- демонстрация ответа полного и четкого. Современные дети не умеют говорить!!! Известнейший издавна приём "Ты мне- я тебе" ( везде его называют по- разному,но суть одна- обмен информацией на основе прочитанного или подобранного текста. 3.Ещё один приём- это совместная групповая работа,когда дети собирают текст из деталей ( типа пазов) и проверяют его создание на целостность.Также в последнее время мы часто говорим о креативном мышлении. На уроках русского языка и литературы можно применять такой прием как составление вопроса или ответа к тексту,переписывание части инфорции и создание продолжения текста.Придумывание оригинального вопроса,который бы не повторялся или на который как можно сложнее ответить. Литература, конечно же,это разбор маленьких рассказов с учётом возрастных особенностей детей.

 

 

Касаткина Наталья Алексеевна, г. Истра

 Проблема функциональной грамотности учащихся остается одной из центральных проблем обучения русскому языку. Её актуальность на современном этапе обусловлена ещё и тем, что русская речь всё больше заражается всевозможными заимствованиями и сокращениями, а читательский интерес снижается, всё больше русских слов оказывается за пределами знаний учащихся.

При обучении орфографии использую проблемно-поисковый, эвристический, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный методы.
Частично-поисковый метод реализуется при работе над орфографическим правилом (На уроке работа с таблицей).
В ходе эвристической беседы использую приемы наблюдения, сравнения (сопоставление, противопоставление). Успешному сравнению изучаемого материала способствует его наглядное графическое оформление в компьютерной программе.
Объяснительно – иллюстративный метод я использую при чтении текстов, правил, справок, показе образцов орфографического разбора, знакомстве со словарной статьей.
Проблемное обучение осуществляю путем постановки проблемных задач (найти, узнать, выбрать, указать), поиска и ориентировки в способах их решения.
По моим наблюдениям, развитию у учащихся функциональной грамотности помогают нетрадиционные задания, эталонные в речевом отношении тексты для анализа и доступная детям форма подачи материала. С интересом ребята работают над составлением слов по схемам, по схеме же указывают принадлежность слова к определенной части речи или объясняют значение слова. Очень эффективна работа с самыми разными сигнальными карточками, которые используются при коллективном выполнении упражнений.
Модель обучения орфографии, построенная по принципу опоры на алгоритмы орфографических действий, весьма эффективна в условиях, когда нужно обобщить пройденный материал, привести его в систему. Необходимо не только добиться знания и понимания правил, но и выработать «автоматическую грамотность», которая должна стать подсознательным навыком.

 

 

 

Бакирова Наталья Павловна, г. Химки

 Традиционные методы просвещения не всегда способны решить поставленную задачу: обучению русскому языку в условиях функциональной неграмотности учеников. На смену им приходят новые более эффективные и адаптированные под XXI век инструментарии. В своей практике обучения русскому языку, я использую различные методы обучения. Выбирая и применяя методы и приемы обучения, я стремлюсь найти наиболее эффективные методы обучения, которые обеспечивали бы высокое качество знаний, развитие умственных и творческих способностей, познавательной, а главное самостоятельной деятельности учащихся.

Тренинг - это такой метод обучения, основой которого является практическая сторона педагогического процесса, а теоретический аспект имеет лишь второстепенное значение.Главным и основным недостатком тренинга является то, что по его окончании учащиеся должны сопровождаться и получать поддержку, иначе приобретённые навыки и умения будут утрачены.
Метод «Лидер-ведомый». Согласно этому методу, один учащийся (или группа) присоединяется к учащемуся отличнику, освоившему материал, (или группе) для того чтобы овладеть незнакомыми умениями и навыками. Преимущества метода состоят в его простоте, более быстрой адаптации учащихся к новой деятельности и оттачивании коммуникативного навыка. Сложность состоит в том, что учащийся не всегда способен осознать причины принятия решений своим более опытным напарником.
Метод «Летучка». Таким незамысловатым словом называется метод, в котором актуальные на данный момент времени вопросы касаемо изучаемой темы или проблемы решаются посредством обмена информацией и мнениями, вследствие чего появляется возможность повысить навыки учащихся.
Преимущества рассматриваемого метода заключаются в его привязке к реальным ситуациям в процессе обучения, а также в предоставлении учащимся возможности использовать при принятии решений эмоционально-волевой и содержательно-проблемный подход.
Недостатки же состоят в том, что педагогу или лидеру дискуссии нужно уметь заострять внимание на важных деталях и делать грамотные обобщения, которые он будет предлагать учащимся. Помимо этого, велика вероятность возникновения отвлечённых дискуссий, в том числе и имеющих негативную эмоциональную окраску.
Использование информационно-компьютерных технологий. Суть представленного метода ясна из названия – в педагогическом процессе применяются современные высокотехнологичные средства передачи информации, такие как компьютеры, ноутбуки, цифровые проекторы и т.п. Осваиваемая учащимися информация представляется в сочетании с визуально-образными данными (видеоматериалами, графиками и т.п.), а сам изучаемый объект, явление или процесс может быть показан в динамике.
Преимуществом метода является то, что демонстрация учебного материала может быть динамичной, отдельные элементы материала или весь он могут быть повторены в любое время, педагог может предоставить учащимся копии материалов, а значит, для последующего изучения нет необходимости в особых условиях, например, в классе. Недостатки же состоят в том, что в большинстве случаев отсутствует интерактивная связь, в процессе использования метода не ведётся учёт индивидуальных особенностей учащихся, а педагог не имеет возможности оказывать стимулирующего воздействия на своих учеников.

 

 

Нечипоренко Наталья Валентиновна, г. Химки

 

В современном образовании много существует определений функциональной грамотности, но, так или иначе, все они сводятся к одному условию-ученик должен уметь на практике применять полученные знания, овладеть инструментом, позволяющим самореализоваться в обществе.
Как же преодолеть функциональную безграмотность школьников на уроках русского языка?
На мой взгляд, начинать работу надо с усовершенсвования программного материала,вводить больше часов для практических занятий, уроков развития речи,в учебники вводить больше практико-ориентированных заданий, заданий для самостоятельной работы по освоению некоторых тем.
Не стоит забывать при этом, что русский язык - это и инструмент изучения как гуманитарных, так и точных наук, то есть имеет метапредметные свойства.
Поэтому развитие функциональной грамотности на уроках русского языка не может осуществляться без усилий учителей других предметов.(Например, возьмем работу с терминологией, составление плана учебного текста, выявление важной информации в тексте, составление вопросов к учебному тексту, построение логичного обоснованного ответа на вопросы - все это можно делать не только на уроках русского языка, и именно эта работа и связана с формированием читательской грамотности).
Принцип практической направленности занятий русским языком осуществляю преимущественно через работу с текстом: применяю текстоцентрический подход(в основе уроков- практическая работа с текстом).Именно через текст ребенок вступает в общение сначала с автором, потом появляется возможность самостоятельно высказаться, поделиться мыслями, вступить в дискуссию, подобрать аргументы и т.д. Одна, на мой взгляд, интересная работа с текстом-прогнозирующее чтение, когда ученикам дается текст частями, и они должны сами подумать, каким будет продолжение, чем завершится рассказ. Конечно, практикую такие методики, как РКМЧП. Учимся преобразовывать информацию текста в кластер, таблицу, рисунки и т.д.
Большую роль отвожу и самостоятельному составлению текстов. Например, как правильно составить текст характеристики, объявления, заявления, рекламной афиши.Даю задания найти тексты объявлений и рекламы на улице, в магазинах.
Ребята приносят примеры таких объявлений: "Нужна экстренная няня"(Срочно нужна няня), "В магазин требуется продавец на промышленные и продовольственные товары"("Требуется продавец продовольственных и промышленных товаров"). Такая работа учит анализировать речь, быть внимательным к слову в повседневной жизни.
На мой взгляд, важно преподать таким образом русский язык, чтобы он стал для ребят инструментом познания, сформировал метапредметные умения и навыки - это и поможет преодолеть функциональную безграмотность наших учащихся на уроках русского языка.

 

 

 

Первойкина Татьяна Сергеевна, г. Лосино-Петровский

 

Функционально грамотный человек-человек, который научился использовать знания для жизненных задач. Главными задачами, по мнению психологов, являются работа, дружба и любовь.Для этого в школьной практике существует прием функционального чтения: ребенок должен понимать прочитанное,находить информацию в тексте, обобщать эту информацию, оценивать, критиковать, сравнивать, использовать для своих целей,создавать свой текст на основе данного. Все это формируется с раннего детства и зависит от дошкольного развития и влияния родителей, да и от возможностей ученика.В школе на уроках литературы можно использовать прием составления характеристики героя по таблице с определенными вопросами.По русскому языку возможно составление письменной характеристики текста, опираясь на таблицу. Дети могут составить свой текст на заданную тему, стиль и жанр.