Ресурсный центр русского языка Народный учебник Диктант+ Рейтинги

Развитие мышления и речи средствами грамматики

Уважаемые коллеги! 

Вы можете ознакомиться с полученными нами ответами на вопрос "Развитие мышления и речи средствами грамматики"

 

Ответы участников дискуссии:

Бакирова Надежда Павловна, г. Химки: 

Средствами грамматики могут быть любые материально выраженные лингвистические средства, сопровождающие установление грамматических отношений в системе языка. Грамматические средства восходят либо к единицам грамматики (знакам), либо к фигурам плана выражения или плана содержания. Минимальными (грамматическими) знаковыми единицами являются морфемы.
Факторы, влияющие на выбор подхода:1.ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ: форма, значение, сфера употребления нового грамматического явления; 2.ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ: номер урока в расписании,время, которое можно потратить на работу с новым грамматическим материалом, наполняемость группы; 3.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ: уровень обученности по ИЯ(сильная, средняя или слабая языковая
подготовка), уровень развития индивидуальных психологических процессов внимания, памяти, воображения, мышления, восприятия.1. Наблюдение за употреблением средств языка в образцовом тексте. Упражнения этого типа проводятся на уроке чтения художественных произведений, в процессе обучения письменному воспроизведению текста (изложению), при проведении диктанта, списывания.
Эффективен прием осуществления наблюдений за употреблением средств языка па материале специально "испорченного" авторского текста (например, пропущены все прилагательные). В ходе лингвистического эксперимента учащиеся восстанавливают пропущенные слова, убеждаются в точности, выразительности текста автора.
2. Редактирование высказывания с точки зрения использования в нем языковых средств. Для проведения упражнений этого типа целесообразно применять материал картотеки детских речевых ошибок, которую составляет учитель в процессе проверки творческих работ учащихся. В основу построения картотеки должна быть положена классификация речевых ошибок, представленная в научных трудах.
3. Конструирование единиц из заданных элементов более низкого уровня: словосочетаний и предложений из слов, слов из морфем. Успешность проведения данного упражнения обусловлена уточнением конечной цели: для чего надо составить предложение.
4. Трансформация конструкций, например изменение порядка слов, их пропуск, соединение двух предложений в одно и др. Упражнение обеспечивает тренировку в выборе уместного слова, адекватной синтаксической конструкции и др.
5. Подбор слов, составление словосочетаний, придумывание предложений с заданным предметом речи, для выражения определенной мысли и др. Особенность этого упражнения состоит в том, что учащиеся, решая речевую задачу, действуют самостоятельно, без опоры на предложенные учителем языковые средства.

 

 

Таран Людмила Сергеевна, г. Богородский: 

 Формирование языковой компетенции учащихся

Единый Государственный Экзамен требует от учащихся умения владеть грамотной письменной речью. Это не просто. «Мысль изреченная есть ложь», - писал Ф.И.Тютчев, говоря о том, как трудно бывает выразить словесно свои мысли. Еще труднее передать их на бумаге. А писать ярко, образно, используя разнообразные синтаксические конструкции, труднее вдвойне.
В этой статье предлагается практический опыт, формирующий языковую компетенцию учащегося. Это упражнение простое, но очень полезное. Его можно использовать в 5-11 классах на уроках развития речи. Работу целесообразно проводить в три этапа.
Первый этап работы:
На одной стороне доски под номерами пишутся простые неосложнённые предложения на одну тему. На другой части доски эти предложения осложняются разнообразными синтаксическими конструкциями, в результате чего все предложения текста изменяются. Учитель обращает внимание учеников на то, за счёт чего изменились предложения.
Вариант 1
1.Пришла зима. (Задание: переделайте простое предложение в сложносочиненное).
2.Выпал снег. (Задание: введите причастный оборот).
3.Деревья стоят в снегу. (Введите неоднородные определения).
4.Мороз сковал реку. (Введите однородные члены предложения).
5.Снегири клюют рябину. (Введите сравнительный оборот и прилагательное с зависимым словом).
6.Синички летают возле жилья человека. ( Введите деепричастный оборот).
7.Всё сильнее дуют ветры. ( Введите одиночные обособленные определения).
8.В доме тепло. (Введите вводное слово, переделайте простое предложение в сложноподчинённое).
9.Дети ждут Нового года. (Переделайте простое предложение в сложноподчинённое).
10.Скоро начнутся каникулы. (Переделайте предложение в восклицательное).
Должно получиться примерно так:
1.Пришёл декабрь, и наступила настоящая зима.
2.Выпал первый снег, прикрывший осеннюю грязь.
3.Деревья стоят в белом нарядном уборе.
4.Мороз сковал реку, до весны остановил её течение.
5.Красные, как яблоки, снегири клюют рябину, сладкую от мороза.
6.Синички летают возле жилья человека, надеясь найти себе пропитание.
7.Всё сильнее дуют ветры, холодные, пронизывающие.
8.К счастью, в доме тепло и уютно, и есть, где укрыться от мороза.
9.Дети ждут Нового года, потому что начнутся каникулы.
10.Как хорошо, что есть каникулы!
Второй этап работы:
Написать на доске предложения на одну тему. Возле каждого предложения написать схему. Ученики должны переделать простые предложение в осложнённые при помощи схем. В конце работы прочитать учительский вариант текста.
Третий этап работы:
Написать на доске предложения на одну тему. Ученики должны самостоятельно, по своему усмотрению ввести схему в одно из предложений.
Учащимся 5-7 классов нужно предлагать схемы, известные им.
Например:
1.Зоопарк-дом для животных.
2.Здесь живут разные звери: и тигры, и зебры, и обезьяны, и львы.
3.Их привезли с севера, запада, юга и востока.
4.Зебры чинно и важно разгуливают по вольеру.
5.Барсук не гуляет, а спит в своей норе.
6.Зубр гордо смотрит на детей, взрослых – посетителей зоопарка.
7.Обезьяны кричат, и бегают, и прыгают по клетке.
8.Семейство льва не греется на солнце, но прячется в тени.
9.Ребята: Таня и Света, Дима и Саша - катаются на ослике.
10. «Дима, иди к нам!» - позвал Серёжа.
11.Илья крикнул: «Саша, возьми мороженое!»
Это упражнение очень полезное, быстро даёт положительный результат.