Русский язык в Подмосковье Учебник ИРО Мамина школа

Изучение русского языка как неродного: опыт учителя

Уважаемые коллеги! 

Вы можете ознакомиться с полученными нами ответами на вопрос "Изучение русского языка как неродного: опыт учителя"

 

Ответы участников дискуссии:

Гуляева Мария Евгеньевна, г. Богородский:

В данный период некоторые школьные классы состоят на 40% из учеников, для которых русский язык не является родным. Можно обозначить следующие проблемы:
стандартное образование учителя, предусматривающее преподавание русского языка в качестве родного, также отсутствует учебника, ориентированного на учеников такой категории. И более сложная проблема - социальная и психологическая адаптация ученика к новой культуре, новым привычкам, традициям и обычаям, новым ценностным ориентирам, новым отношениям в коллективе.
Нужно сформировать новые знания , а также учить видам речевой деятельности (аудированию, чтению, говорению, письму). Научить строить простые фразы на русском языке, употребляя слова в правильной грамматической форме.
Значит, нужны особые формы работы.
Групповая форма работы.Она значительно увеличивает объем речевой деятельности.
Работа в парах. Путем составления диалогов исправляются речевые ошибки.

 

Мансырева Маргарита Тимуровна, г. Богородский:

 Хочу поделиться своим опытом, скорее негативным. Конечно же, как и у большинства других учителей у меня в классе есть ученица из Узбекистана. Девочка хорошая, старательная, добрая. Пишет очень аккуратно, но ошибок!!! Правила учит, на уроке всегда внимательно слушает, но диктанты пишет на 2. При этом рвётся к доске, классные и домашние работы выполняет без ошибок. Мама у неё по профессии сама учитель, но, как я поняла, в России она не занималась преподавательской деятельностью. Так вот мама с очень большими претензиями. Хочет, чтобы у девочки непременно были хорошие оценки по всем предметам, включая русский язык. В первой четверти у меня получилось её "осадить" поставила 3 вполне законно, т. к. у неё выходила эта оценка по среднему баллу без каких-либо надежд на получение 4 за четверть. А вот во второй и третьей четверти какими-то чудесами у неё получился средний балл на 4. Причём я пыталась учесть "ошибки" второй четверти и не допустить такого в 3, но у меня не вышло. Если бы я не вызывала девочку к доске и ставила ей низкие оценки за ответы, это выглядело бы так, как будто я явно "топлю". Надо отдать должное, ответы устные и у доски хорошие, подготовленные дома словарные диктанты тоже на высокие баллы написаны. А контрольные на 2. Но их было всего 2 в четверти, и они не решили ничего в отношении оценки. При этом я прекрасно понимаю, что знаний на 4 у ученицы нет. Подскажите, как быть в этой ситуации?

 

Бугрей Татьяна Сергеевна, г. Химки:

Россия - многонациональная и гостеприимная страна. Очень многие иностранцы, приезжая в нашу страну работать, привозят семьи, желая, чтобы они обучались в обычных школах вместе со сверстниками.
К сожалению, многие из них не осознают, насколько сложным для ребенка может стать обучение на иностранном языке. Да, большинство из иностранных учеников в моей школе изучали русский язык у себя на родине, многие неплохо говорят на нём и понимают устную речь, но может ли ученик 7 класса писать грамотно, если учил русский как иностранный? Если не проходил с первого класса правила орфографии, пунктуации и грамматики?
Россия - одна из немногих стран, где изучение родного языка продолжается на протяжение всех лет учебы в школе. Недаром русский язык считается одним из богатейших, а следовательно, и сложнейших языков.
Дети, для которых русский язык является неродным, оказываются в сложной ситуации, когда они вынуждены усваивать материал, который обычные ученики проходили несколько лет, параллельно с освоение новых, всё более сложных тем. Не имея прочного фундамента, они вынуждены строить верхние этажи башни под названием "Русский язык".
Возможно, ситуация не была бы столь катастрофичной, если бы не экзамены, которые они должны сдавать на общих основаниях. Учителя хватаются за головы и прикладывают все возможные усилия, чтобы подготовить этих детей к сдаче ОГЭ, однако обычный учитель русского языка не обладает навыками обучения русскому языку как иностранному и временем, чтобы параллельно с ведением обычного урока заниматься с таким учеником.
На мой взгляд, выходом может стать открытие отдельных классов, дополнительных групп, во время которых ученики. возможно, из разных школ смогут изучать то, что было ими упущено. Также возможен вариант с введением облегченной формы экзамена для учеников, для которых русский язык не является родным.