Ресурсный центр русского языка Народный учебник Диктант+ Рейтинги

Преподавание предмета "Русский язык" в условиях дистанционного обучения: опыт педагога

Уважаемые коллеги! 

Вы можете ознакомиться с полученными нами ответами на вопрос "Преподавание предмета "Русский язык" в условиях дистанционного обучения: опыт педагога"

 

Ответы участников дискуссии:

Довченко Марьяна Михайловна, г. Химки:

Достаточно ли для дистанционного обучения отправлять ученикам материалы для самостоятельной проработки? Нет, и еще раз нет. Ведь ничего не заменит живого общения с учителем.Для того,чтобы дистанционное обучение прошло максимально качественно и безболезненно и для учеников , и родителей я иду по такому пути:
1. Изучила, как дистанционно работают учителя в других странах.
2. Ознакомилась с разными интерактивными платформами для обучения, прочитала отзывы, протестировала.
3 Создала в WhatsApp группу с учениками
4. Подключилась к платформе видеосвязи Zoom и попросила родителей подключить детей.
Через Zoom я объясняю новую тему используя интерактивную доску, на которой могут писать и ученики, а учитель корректировать ошибки.
5. В WhatsApp группу отправляются приглашения на видеоконференцию+ссылки на видео в ютубе, задания и тесты. В WhatsApp учитель может отвечать на вопросы учеников.
6. Не забывать с детьми проводить физкультминутку для глаз
7 Есть дети, у которых нет смартфонов или компьютеров. Таким детям я отправляю задания в учебнике и не отказываю в помощи, если ребенок не справляется с заданием.

 Сисякина Алибина Александровна, г. Протвино:

 Согласна абсолютно с мнением коллеги Довченко Марьяны Михайловны. Тоже попросила учеников подключиться к платформе Zoom и провожу видеоконференции. Считаю, что дистанционное образование не может быть по-настоящему эффективным без участия учителя. Через Zoom и темы объясняю, и на вопросы, неизбежно возникающие при дистанционном обучении, отвечаю, и рассказываю, какими платформами можно пользоваться дополнительно. Так, для старшеклассников будет весьма полезна платформа Stepik (https://stepik.org). Я там зарегистрировалась, потом создала на платформе класс, пригласила по ссылке учеников. Они тоже зарегистрировались и уже активно работают: смотрят обучающие видео (разборы каждого задания ЕГЭ), выполняют задания разной степени сложности, а я могу отслеживать степень активности каждого и его успехи. Потом во время видеоконференции разбираю сложные или непонятные моменты. Конечно, работаем и на "Фоксфорде", и на "Физиконе", и в "ЯКлассе". На уроках в школе я довольно часто обращалась к РЭШ («Российская электронная школа», https://resh.edu.ru/): там хорошие интерактивные уроки от лучших учителей страны и обучающие и контрольные тесты практически по всем темам школьной программы.

Князева Татьяна Святославовна,  г. Химки:

 Я согласна абсолютно со всеми коллегами. Считаю, что дистанционное образование не может быть по-настоящему эффективным без участия учителя, поэтому тоже подключилась к платформе Zoom и провожу видеоконференции, работаю на "Фоксфорде", в "ЯКлассе".

Возьму на вооружение опыт коллеги из г.Протвино Сисякиной Альбины Александровны насчет платформы Stepik. Спасибо большое)

 

 Романькова Татьяна Николаевна, г. Люберцы:

 Уже несколько лет я работаю в приложении школьного портала ЯКласс (предмет- русский язык).

 

 Дюмина Марина Павловна, г. Серпухов:

 Работала в сельской школе, не так давно она вошла в состав городского округа, но технически ничего не изменилось. А теперь современная ситуация диктует новые условия, а именно, дистанционное обучение. Считай, что без обратной связи, своевременного ответа учеников не получить образовательного эффекта, несмотря на то, что русский язык - это все-таки письменный предмет. Я давно интересовалась дистанционным обучением и просматривала видеоролики коллег. Чаще всего это односторонний монолог учителя по той или иной теме, заинтересованный ученик, предполагается, работает в том же темпе,что и учитель. Но нет возможности переспросить, еще раз, возможно, по-другому, проговорить правило. Этот способ подходит для детей с повышенной мотивацией к обучению, дополнительному, самостоятельному поиску информации. Поэтому дистанционную работу вижу только в формате видеоконференций, где есть возможность задать вопросы или ответить в прямом времени. Технически это осуществить сложнее. Если речь идет об опыте педагога, который давно непосредственно занимается дистанционно, то скорее всего, у него есть и доска для объяснения материала, либо интерактивная доска, хорошая видеокамера, микрофон. Те же требования предъявляются и к техническим возможностям учеников, а, учитывая разную покупательскую возможность городов и деревень, сомневаюсь, заранее в результате.

Что же мы можем сделать, не имея достаточных ТСО? Подключаем детей к онлайн платформам, которых сейчас достаточно много. Связь с детьми можно осуществлять через мессенджеры, они есть практически у каждого школьника. Только активный контакт и заинтересованность педагога в конечном результате может спасти ситуацию, но на время.

 

 Купцова Ксения Вячеславовна, г. Подольск:

 По сравнению с традиционным, очным обучением, дистанционное, на мой взгляд, имеет ряд преимуществ для ученика:

- развивает умение работать с новыми технологиями, используя возможности цифровых образовательных ресурсов;
- позволяет выбрать индивидуальный темп обучения;
- предоставляет широкий выбор источников информации;
- нестандартные развивающие домашние задания;
- возможность интенсивной подготовки к ЕГЭ;
- формирует различные виды чтения: изучающее, поисковое, ознакомительное;
- умение принимать решения, делать осознанный выбор и нести за него ответственность;
- умение самостоятельно планировать деятельность;
- умение работать в информационном пространстве: отбирать информацию в соответствии с темой, структурировать и использовать адекватно поставленной задаче;
- навык презентации результатов деятельности с использованием различных информационных технологий;
- навык самообразования.
Система дистанционного обучения является хорошим подспорьем учителю русского языка и литературы, так как содержит различные виды электронных средств обучения, отвечающих специфике предметов «Русский язык» и «Литература»:
- текстовые материалы в цифровом и мультимедийном формате (художественные, критические, биографические и справочные),
- аудиотексты,
- художественные и учебные видеофильмы,
- цифровые иллюстрации и фотографии,
- видеоуроки,
- видеоинтервью и видеоэкскурсии,
- интерактивные задания,
- флеш-задания,
- электронные контрольные работы и тесты,
Кроме того, система, в которой мы работаем, содержит конкретные предметно-тематические рубрики: в разделе «Русский язык» - «Готовимся к ЕГЭ», «Знаменитые лингвисты», «Материал для углублённого изучения», «Это интересно». В разделе «Литература» представлены «Разминка», «Словарь понятий и терминов», «Персоналии», «Аудиокласс», «Школьная картинная галерея», «Знаете ли вы, что…», «Читальный зал».
Обучение русскому языку и литературе – именно та область, где использование дистанционных образовательных технологий может принципиально изменить методы работы, и, что самое главное, её результаты.

 

 Чекурина Елена Витальевна, г. Серпухов:

 С дистанционным обучением я впервые столкнулась в 2010 году, когда в нашу школу поступило первое оборудование для дистанционного обучения ребёнка-инвалида с ДЦП. Оборудование было ОЧЕНЬ дорогим и очень, на тот момент, незнакомым и пугающим. К нему прилагались видеокамера, фотоаппарат на штативе, веб-камера, особая накладка на клавиатуру для ребёнка со спастикой рук и куча дисков и методичек для организации работы.

Сегодня дистанционка- это возможность всеобуча в широком смысле слова.
Для меня такие уроки просто неоценимы в работе с учащимися 9 класса при подготовке к ОГЭ по русскому языку. Ну и, конечно же, это выручалочка при наличии в классе часто болеющих ребят. Благодаря дистанционным урокам, ученики в курсе работ в классе, не чувствуют себя оторванными и смущёнными при выходе после болезни.
Я в работе пользуюсь уже готовыми материалами, но имею опыт и собственных записей. Вариантов сейчас много.
Только следует помнить о дозировании дистанционного обучения. Это не полная замена школьным урокам. это, скорее, помощь, дополнение. Кроме того, нельзя забывать о здоровьесбережении и СанПинах.

 

 

Лыскова Светлана Александровна, г. Химки:

Дистанционное образование стало более актуальным, чем когда-либо. Мы все на самоизоляции во время пандемии коронавируса. Конечно, детям необходимо организовать учебный процесс, который имеет свою специфику.

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка представляет собой сложный, многосторонний, длительный процесс. Однако, благодаря грамотному сочетанию современного образования в условиях дистанционного обучения, можно достичь невероятно высоких результатов. В своей статье я хотел бы поделиться с учителями современными интернет-технологиями, которые повышают грамотность среди студентов.
Онлайн тестирование
Преимущество этой технологии состоит в том, что учащиеся более активно участвуют в учебном процессе, когда они сразу же видят результаты своих тестов и в процентном отношении.
Интерактивные тестовые сайты:
• yaklass.ru
• onlinetestpad.com
• testu.ru
• формы Google
Кроме того, этот вид работы экономит время не только ребенка, но и учителя. Основным преимуществом тестирования является тот факт, что детям гораздо проще выбрать вариант ответа, чем написать
Интерактивные диктанты
Одной из современных разновидностей диктовки является интерактивный подход - это новый тип работы, который позволяет ученику продолжать обучение без непосредственного участия учителя, без ограничений по времени и пространству, это побуждает студента применять знания «здесь и сейчас» без посторонней помощи и контроля.
НАПРИМЕР. Азимов отметил: «Интерактивное обучение - это обучение, построенное на взаимодействии студента с учебной средой, которая служит источником усвоенного опыта».
Интерактивные сайты диктовки:
• onlinetestpad.com
• saharina.ru
• gramota.ru
Онлайн-тренажёры
Использование тренажеров на уроках русского языка необходимо и мотивировано тем, что они
- повысить интерес к урокам русского языка;
- позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу;
- способствовать повышению практических навыков студентов;
- позволяют индивидуализировать учебный процесс;
- развивать креативность;
- активировать познавательную деятельность студентов;
- модернизировать урок.
Интерактивные тренажеры можно использовать на всех этапах обучения:
- при объяснении нового материала;
- укрепление;
- репетиция;
- контроль знаний.
Для использования симуляторов я предлагаю следующие сайты:
• rusyaz-online.ru
• mogu-pisat.ru
• kid-mama.ru
Мультимедийные тесты
Мультимедийные инструменты и технологии дают возможность активизировать школьное обучение и повысить мотивацию учащихся к обучению за счет использования современных методов обработки аудиовизуальной информации.
Мультимедиа является эффективной образовательной технологией благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости и интеграции различных видов образовательной информации, а также благодаря способности учитывать индивидуальные особенности учащихся и способствовать повышению их мотивации.
Благодаря этому большинство педагогов могут использовать мультимедиа в качестве основы своей деятельности по информатизации образования:
• www.uchportal.ru
• pedsovet.su
Онлайн уроки
Живое общение со студентами намного лучше, чем просто ссылка на законченный видеоурок. И я предлагаю вниманию коллег платформу ZOOM, на которой вы можете объяснить материал ребятам, спросить, что они узнали в режиме реального времени. Школьникам интересно посещать такие уроки, потому что для них это что-то новое и необычное, и если учитель также применяет другие свои навыки (о которых упоминалось выше), то повышение мотивации не заставит себя долго ждать.

 

 

Тукачева Елена Александровна, г. Коломна:

 Тема организации дистанционного обучения, конечно же, была важна и раньше, но сейчас стала особенно актуальной на фоне событий 2020 года.

Переход на дистанционное обучение произошел не сразу, не после предварительной подготовки учителей, детей и, особенно, родителей. Переход был резким и внезапным для всех.
Учителя столкнулись с необходимостью пересмотра своих наработок, материалов, которые успешно использовались на протяжении нескольких лет, с необходимостью поиска новых средств обучения.
Дистанционное обучение для многих оказалось настоящим вызовом: кому-то пришлось осваивать онлайн-платформы, а кому-то пришлось учиться пользоваться компьютером в гораздо большем объеме, чем просто заполнение Школьного портала.
Также дистанционное обучение поставило перед всеми учителями задачу выработать новую систему работы с информацией. Если раньше все было отработано и налажено, то сейчас начали возникать проблемы, решать которые научились далеко не все. Сайт перестал работать и пишет, что произошла какая-то ошибка. Как в таких условиях передать необходимую информацию? Учащиеся пишут сообщения о том, что файл не открывается. Как создать тот, который откроется?
К тому же, если раньше дети обучались под руководством учителей, которые изучали такие дисциплины как методика преподавания, педагогика, психология, то сейчас дети находятся в основном под руководством родителей, которые в большинстве являются представителями других профессий со своими особенностями работы. Как родителю понять, почему ребенок не может запомнить одно-единственное правило по русскому языку? Почему ребенок отказывается учить устный материал и как можно мотивировать, не вступая при этом в конфликт?
Перегружены и учителя, и родители, и сами учащиеся.
Как можно решить это?
Для начала, в новых условиях, по моему мнению, необходимо выработать для себя систему, которая будет служить опорой в нестандартной ситуации и позволит быстро ориентироваться в той информации, которая поступает извне.
Такой системой могут стать ведение ежедневника, составление списка дел, расписания, разработка памяток и инструкций, которые будут необходимы в каких-либо случаях. Например, для своих учащихся и их родителей я составила таблицу с электронными адресами учителей, чтобы они могли скопировать оттуда адрес и отправить домашнее задание, а не искать его еще раз, пролистывая список заданий и забывая в итоге, зачем открыли страницу сайта. Также я показала, как можно организовать пространство на рабочем столе, чтобы оно помогало в учебе и работе (важные документы в одной стороне, текущие задачи в другой, мессенджеры/ярлыки программ в третьей и так далее). Во время работы на онлайн-платформах пользоваться визуальными закладками, закладками на панели задач, а также менеджерами паролей, чтобы не приходилось каждый раз вводить свои данные.
На мой взгляд, систематизация и упорядочение помогают сохранять спокойствие и являются важными условиями эффективности дистанционного и самостоятельного обучения.

  

 

Иващенко Инна Михайловна,  г. Серпухов:

Дистанционное обучение, как мне кажется, имеет как свои минусы, так и плюсы. Ребёнок учится работать с новыми технологиями, использует возможности цифровых образовательных ресурсов; получает широкий выбор источников информации; учится самостоятельно планировать свою деятельность; получает нестандартные развивающие домашние задания; сам выбирает индивидуальный темп обучения; формирует различные виды чтения: поисковое, изучающее, ознакомительное; учится самостоятельно планировать деятельность; учится работать в информационном пространстве. Несмотря на плюсы, которые даёт дистанционное обучение, я уверена, что оно не будет достаточно эффективным без участия учителя. Используя платформу Zoom, объясняю темы, отвечаю на вопросы, возникающие у обучающихся при дистанционном обучении. Считаю, что только активный контакт и личная заинтересованность педагога помогут учащимся получить твёрдые знания и достойно закончить учебный год.