Русский язык в Подмосковье Учебник ИРО Мамина школа

Демонстрационная площадка «Готовимся к конкурсам сочинений (русский язык и литература)»

Уважаемые коллеги! Дорогие участники Всероссийского конкурса сочинений!

 

Ресурсный центр русского языка организует демонстрационную площадку, ориентированную на помощь будущим участникам Всероссийского конкурса сочинений. Мы представляем Вам методические рекомендации по написанию и редактированию сочинений, а также выкладываем работы победителей региональных этапов в 2018, 2019 и 2020 гг.

Предлагаем вам принять участие в голосовании за лучшую среди работ победителей региональных этапов разных лет в возрастных группах «4-5 классы», «6-7 классы», «8-9 классы», «10-11 классы». Победители в голосовании и подготовившие их учителя получат наградные документы, все участники голосования получат сертификат участника работы демонстрационной площадки.

ГОЛОСОВАНИЕ ПРОДЛИТСЯ ДО 14:00 23 НОЯБРЯ 2020 Г.

Возрастная группа «4-5 классы»:

Алексеева Мария, ЧОУ «Православная гимназия», Богородский г.о. Сказка «Дорога длиною в день» (учитель – Таран Л.С.);

Мильготин Яков, МБОУ СОШ «Горки-Х», Одинцовский г.о. Сочинение «Книги, как люди, имеют свою судьбу, свой характер» (учитель – Сухих Е.В.);

Новикова Ксения, МБОУ «Лицей г. Шатуры», г.о. Шатура. Рассказ «Я боюсь, что люди будут плакать…» (учитель – Трушина М. Г.).

ГОЛОСОВАТЬ

Возрастная группа «6-7 классы»:

Гололобова Велислава, МОУ «Гимназия № 21», г. о. Электросталь. Сочинение «Подвиг героев Великой отечественной войны – это всеобщее достояние; его нужно помнить, чтить, уважать» (учитель – Федорова Е.И.);

Иванов Максим, МБОУ «СОШ № 11», г.о. Серпухов. Дневник «Я  и мой  зритель» (учитель – Парфенова Н.В.);

Махмутова Алиса, МАОУ «СОШ «Гармония», г.о. Воскресенск. Рассказ «Ненастоящее детство» (учитель – Точилина О.П.).

ГОЛОСОВАТЬ

Возрастная группа «8-9 классы»:

Дизенгова Екатерина, МОУ Лицей, г.о. Электрогорск. Очерк «Книга – это духовное завещание одного поколения другому» (учитель – Маркина Л.Н.);

Кайсина Алиса, МБОУ «ООШ» посёлка Туголесский Бор,  г.о. Шатура. Сказка «Про то, как ум с добротой поладили» (учитель – Аникина М.В.);

Корчагина Полина, МОУ «Совхозная СОШ», г. о. Серебряные пруды. Сочинение «Судьба человека» (учитель – Алексеева О.Н.).

ГОЛОСОВАТЬ

Возрастная группа «10-11 классы»:

Кашина Алёна, МБОУ Одинцовский лицей № 2, Одинцовский г.о. Письмо «Там, где живет радуга» (учитель – Гордюшкина Э.В.);

Тимошенко Александр, МОБУ «СОШ № 6 им. А.Ю. Малинина», г. о. Рошаль. Сочинение «Вишневое озеро, или Быть, а не казаться!» (учитель – Васильева Р.П.);

Тухватулина Полина, МАОУ Ямская СОШ, г.о. Домодедово. Очерк «Цвет брусник – цвет войны» (учитель – Борисенко И.В.).

ГОЛОСОВАТЬ

 

Методические рекомендации по подготовке обучающихся к участию во Всероссийском конкурсе сочинений

По итогам оценивания работ, представленных на региональный этап в 2020 г., члены жюри выявили ряд наиболее часто встречающихся ошибок и дали рекомендации, как их избегать.

Некоторые допущенные ошибки происходят из желания сделать работу более оригинальной и яркой. В представленной таблице в первой колонке указаны достоинства, которыми должна обладать работа, во второй – недостатки, возникающие из-за неправильного выполнения задачи, в третьей – пути исправления недостатков.

 

СКАЧАТЬ КРАТКУЮ ТАБЛИЦУ С РЕКОМЕНДАЦИЯМИ

 

✓ Достоинства

Х Недостатки

Как избежать

Нестандартный подход в раскрытии темы

Подмена темы

На протяжении написания всей работы удерживать в голове тему-цель, при проверке работы особое внимание обращать на соответствие текста заявленной теме

Необходимо поставить себя на место читателя: будет ли читателю понятна тема исходя из написанного в сочинении?

Обращение к интересному краеведческому и биографическому материалу; переплетение исторического и биографического материала

Реферативный характер работ в жанре очерка и заочной экскурсии

Ясно понимать, какую функцию выполняет обращение к краеведческому / биографическому / историческому материалу: создание особенной атмосферы для читателя, подтверждение авторского тезиса, иллюстрация вывода и т.д.

«Живые» интонации, ярко выраженная авторская позиция, злободневность

Отсутствие композиционного единства, нарушение абзацного членения

Держать в голове план сочинения и не отступать от него во время написания. При написании сочинения исключить для себя такие понятия, как «авторский знак», «авторское разделение текста»: это не усилит эмоциональность сочинения, но придаст ему вид неграмотно и невнимательно исполненного. Следует избегать излишнего нагромождения иных знаков препинания, указывающих на конец предложения, кроме точки: вопросительный и восклицательный знаки должны использоваться уместно, а сочетания по типу «?!», «!!!», «???» и др. соответствуют разговорному стилю речи и не должны использоваться в речи автора без крайней необходимости.

Обратите внимание на то, что частое использование ряда конструкций может свидетельствовать об однообразности речи автора: необходимо перемежать такие конструкции между собой, не концентрироваться на одном стиле написания, а также не делать подобные конструкции излишне длинными, разбивать их на несколько частей. Приведём примеры таких конструкций:

– распространённые простые предложения, осложнённые рядами однородных членов предложения, причастных и деепричастных оборотов (Он, дождавшийся своего, безмерно обрадованный, с надеждой смотрящий в будущее, готовый на всё ради достижения своей цели, был здесь; Маша была красивой девушкой с чёрными соболиными бровями, прекрасными глазами орехового цвета, длинными шелковистыми волосами цвета вороного крыла, яркими губами, острым носом, длинной лебединой шеей, хрупкой фигурой, в приталенном красном платьице);

– простые односоставные предложения, нераспространённые либо малораспространённые (Зима. Ясная поляна. Канун Рождества. Дети вокруг ёлки.);

– сложноподчинённые предложения с последовательной связью придаточных частей (Он узнал, что собака, которая встретилась ему на дороге, что вела к загородному дому, который был расположен в деревне Звягинцево, была бродячей).

В каждом абзаце сочинения должна либо начинаться новая мысль, либо раскрываться отдельный аспект уже начатой мысли. Не следует разбивать мысль посередине, а также излагать две мысли в одном абзаце.

Соотнесённость содержания сочинения с личным жизненным опытом, соответствие работы возрасту участника

Отсутствие обращения к явлениям культуры, искусства, сосредоточение на бытовом содержании

Обращаться к произведениям современных авторов, к публицистике и литературной критике, обращаться к интересному краеведческому, биографическому и историческому материалу. Недостаточно упоминания такого материала в тексте, необходима чёткая привязка к мысли, излагаемой в тексте, подведение к его упоминанию, вывод по итогам упомянутого. Так, недостаточно написать, что автор читал произведения поэтов Серебряного века, необходимо показать, как он пришёл к прочтению, что это ему дало.

Стилизация с соблюдением чувства меры

Избыточная витиеватость языка и чрезмерное включение в текст художественных образов

Ясно понимать, какую функцию выполняет тот или иной художественный образ, введённый в произведение.

Важно не терять целостность образа: если персонаж  в прямой речи говорит строгим языком, в рамках описания образа не может появиться просторечие. Напротив, в речи персонажа «от народа» не могут мелькать слова высокого стиля не в юмористическом ключе. При этом, если персонажа описывает другой персонаж, такое описание должно соответствовать речевой специфике того, кому принадлежит прямая речь.

Нельзя забывать, что автор – это тоже персонаж, тоже образ. Нельзя менять стиль повествования, это разрушает ощущение целостности произведения. Если сочинение написано от лица маленького ребёнка, в нём не могут без дополнительных пояснений быть упомянуты научные термины. Если сочинение пишется от лица взрослого человека, речевой портрет должен соответствовать возрасту.

Так, обращаясь к жанру «Интервью», достаточно воспроизвести диалоговую форму изложения и от лица одного персонажа задать несколько вопросов, наталкивающих на дискуссию. Не следует для указания на жанр стараться воспроизвести речь конкретных журналистов и т.д., это усложнит восприятие. Для указания на жанр достаточно нескольких крупных деталей.

Важно не смешивать жанры между собой, так как один из критериев оценивания сочинений – соответствие жанру. Найдя в жанре «Очерк» черты «Письма», член жюри снизит баллы.

Следует также избегать нарочитой сложности речи: слова «одеяния», «одежды», «взоры», «персты» и др., относящиеся в высокому стилю, хорошо смотрятся в стилизации под древнее произведение, но излишни в современном тексте любого жанра, если не являются частью речевого портрета персонажа. Также излишней бывает метафоризация речи: явные и скрытые сравнения должны служить лучшему пониманию авторского замысла, но не осложнять понимание идеи сочинения. Излишняя метафоризация при описании персонажа, являющегося представителем простой обыденной жизни, приводит к ощущению мистификации,  показывает оторванность героя от реальной действительности, выглядит неуместной.   Исключением здесь могут быть тексты, полностью либо частично относящиеся к фантастике.

Умелое использование изобразительно-выразительных средств языка

Штампы

Обращаться к современной литературе и к сочинениям своих сверстников

В ходе развития мировой литературы и публицистики многие выражения стали традиционно ассоциироваться с определёнными типажами людей, с событиями и явлениями. При написании сочинения следует избегать частого употребления подобных выражений: возникает ощущение неоригинальности текста, узости языка. При выборе языковых средств нужно обращаться к таким эпитетам, метафорам и т.д., которые не возникают в голове сразу же при мысли об образе. При этом от штампов следует отличать фразеологические единицы и крылатые выражения, употребление которых, напротив, свидетельствует о богатстве речи.

Соответствие жанра возрасту пишущего

Ошибочно указан жанр работы, в содержании которой преобладают признаки другого жанра

Обращать внимание на особенности разных жанров, выбирать жанр, ориентируясь на свой авторский стиль

Многие участники совершают ошибку: выбирая жанр «Дневник» и «Интервью», они пишут сочинение от лица взрослого человека, а иногда и от лица исторической личности. К сожалению, возрастные особенности речи передать очень сложно, и такие сочинения часто проигрывают написанным в том же жанре, но от своего лица или лица сверстника. Жанр сказка же в большей степени характерен для младшего возраста, поэтому редко сказка, написанная 11-тиклассником, может конкурировать с работами старшей возрастной группы другого жанра. Аналогично жюри может скептически отнестись к работе пятиклассника, выполненной в жанре эссе. Возрастная специфика играет большую роль в выборе и качественной  реализации того или иного жанра  сочинения.