Русский язык в Подмосковье Учебник ИРО Мамина школа

Семинар "Развитие речи дошкольников в образовательной деятельности ДО. Из опыта работы МБДОУ центр развития ребёнка- детский сад "Золотая рыбка" г.о.Краснознаменск"

1 марта состоялся семинар в рамках регионального образовательного проекта "Мамина школа. Русский язык детям от 2 до 6 лет" ( в рамках пункта плана "Эфиры на странице проекта"). Коллеги представили свой опыт по вопросам речевого развития дошкольников.

 

Программа семинара "Развитие речи дошкольников в образовательной деятельности ДО. Из опыта работы МБДОУ центр развития ребёнка- детский сад "Золотая рыбка" г.о.Краснознаменск":

1. «Игры на развитие речевого общения с педагогом - психологом» - Хилько Ирина Анатольевна, педагог – психолог высшей квалификационной категории;

2. «Роль фонематических игр в развитии речи дошкольников» - Птицына Дарья Дмитриевна, учитель – логопед высшей квалификационной категории;

3. «Обучение детей чтению. Практические советы для родителей и педагогов» - Глеб Анастасия Юрьевна, воспитатель высшей квалификационной категории.

4. «Речевые игры с помощью программируемых роботов – пчелок «Bee bor» для детей старшего дошкольного возраста» – Ровнова Татьяна Михайловна, воспитатель;

5. «Игры для речевого развития детей с использованием современных популярных игрушек» - Захарова Мария Вячеславовна, воспитатель первой квалификационной категории.

 

В своих выступлениях педагоги дали практические советы по развитию речи дошкольников.

Глеб А.Ю. рассказала об играх, которые помогают при обучении чтению детей дошкольного возраста:

Устные игры по дороге в детский сад, в магазин.

«Начало». Ведущий называет звук, дети произносят слова, которые начинаются на этот звук. Так же можно предложить ребенку придумывать и называть слова на выбранный звук по очереди с родителем. (Звук «н»: носки, нож, набор и так дальше)
«Найди букву» Предлагаем ребенку по дороге найти заданную букву на вывесках или номерах машин.
«Рисунок». Предлагаем ребенку написать заданную букву на снегу, песке, или выложить из палочек.
«Поймай звук». Ребёнку необходимо хлопнуть в ладоши или топнуть, когда он услышит заданный звук. Ловим звук «М». Машина, нос, книга, мама, ложка, Рома и т.д.
Игры дома.
«Песенка». На начальном этапе изучения гласных звуков, рекомендую пропивать звуки. Можно составить песню из больших и маленьких гласных звуков и в соответствии с ее размером петь. Например: ААА (громко) ооо (тихо) ОиУуу Обязательно при обучении чтению использовать как можно больше видов памяти: зрительную и образную (образ буквы), слуховую (звучание). Рекомендация развесить по предметам в комнате ребёнка таблички с их названиями — ребёнок быстро научится узнавать их в текстах. Так же можно развесить первые буквы, с которых начинается название того или иного предмета. Задействуем зрительную память ребенка.
«Раскраски». На листочке-раскраске печатаем сюжет или набор картинок (можно купить готовую «большую раскраску»). Предлагаем ребенку найти картинки, название которых начинается на определённый звук и раскрасить их. Второй вариант раскраски: найти и раскрасить цветными карандашами определенную букву, чтобы получился рисунок (например, рыбка или бабочка).
«Буквенные лабиринты». Игра на запоминание, дифференциацию звуков. Составляем лабиринт из двух звуков (З и С), ребенок должен пройти по одному звуку от начала до финиша. Так же можно попросить ребенка двигаясь по звукам произносить их для закрепления материала.
«Домики». В каждом одноместном домике поселили звук, задача ребенка соединить звуки и прочитать получившийся слог. Игра актуальна при переходе от изучения звуков к составлению слогов.
«Мои игрушки». Возьмите 5-6 карточек. Напишите на каждой трехбуквенное слово, обозначающее игрушку, которая есть у вашего ребенка, например: КО-Т, ЛЕ-В и т.д. Предложите ребенку положить карточки около соответствующих игрушек.
«Рисунок». Пишем на листке бумаги слово: рыба, осел и т.д. Просим ребенка прочитать его, а потом тут же нарисовать на листочке соответствующую картинку (веселую рыбку, грустного осла)
«Филворд». Составляем филворд на тему, которая близка ребенку. Вызывает у него наибольший интерес, например: животные, герои мультфильмов и др.

В конце выступления педагог подчеркнула: "Основная задача педагога или родителя, обучающего ребенка читать, состоит в том, чтобы развивать интерес к книгам, к чтению; сделать этот процесс интересным и увлекательным. Поэтому так важно использовать различные игры на своих занятиях.
Регулярно читайте ребёнку вслух и постепенно приобщайте к самостоятельному чтению. Каждый вечер предлагайте самостоятельно прочесть хотя бы несколько строк из хорошо знакомой книжки.
Подавайте пример. Чтобы ребёнок захотел научиться читать, он должен регулярно видеть вас с книгой".

 

Захарова М.В. рассказала о развитии речи с помощью современных популярных игрушек, которые сейчас есть в каждом доме (POP-IT, POP-TUBES, сквиши, орбизы (гидрогель), слаймы). Какие же задачи мы можем выполнить, играя в любимые игрушки современных детей?
Развитие речевых компонентов:
- развитие лексико-грамматического строя речи;
-развитие фонетических и фонематических компонентов;
-развитие слоговой структуры слова.
2. Развитие пальцевого и кистевого праксиса.
3. Развитие артикуляционного аппарата".

Примеры игр
POP-IT: «Скажи наоборот», Большой-маленький, Короткий-длинный, Широкий-узкий и т.д, «Продолжи ряд», Ракушка-два каштана-ракушка-два каштана, отработка и развитие пальцевого праксиса.

POP-TUBES:
Игры на дифференциацию гласных звуков:
- по силе голоса(по громкости),
-по длительности произнесения (длинный- короткий звук) .
В данной игре мы также можем отработать развитие артикуляционного аппарата , посредством произнесения гласных звуков А-У-И (упражнения бегемот-трубочка-лягушка).
СКВИШИ:
При помощи данной игрушки можно отработать слоговую структуру слова (деление слов на слоги),а также развитие глагольного словаря (БЕРИ-МНИ-КИДАЙ)

ОРБИЗЫ(гидрогель): Сенсорные коробки, можно создать на разные тематики (морские обитатели, дикие животные, животные Африки и тд.); Найди такую же картинку (показываем картинку радуги, ребенок в сенсорной коробке находит такую же картинку).

 

Ровнова Т.М. в своём выступлении акцентировала своё внимание на том,что для современного педагога дошкольного образования освоение ИКТ открывает не только безграничные возможности для эффективной творческой работы, но и становится жизненной необходимостью. Воспитание и образование детей сегодня также невозможно представить без использования технических и компьютерных средств.
Педагог представила советы по использованию мини-роботов Bee-bot, предназначенных для формирования основ начального программирования. 
Мини-робот Bee-bot достаточно прост в управлении. Он прекрасно подходит для применения в дошкольных учреждениях, для детей от 3 до 7 лет. С помощью данного устройства дети могут с легкостью изучать программирование, задавая роботу план действий и разрабатывая для него различные задания, также с помощью данного мини-робота дети развивают устную речь. В процессе игры с умной пчелой, у детей происходит развитие логического мышления, мелкой моторики, коммуникативных навыков, умения работать в группе, умения составлять алгоритмы, пространственной ориентации, словарного запаса, умения считать.
Создавая программы для робота «Bee-Bot», выполняя игровые задания, ребенок учится ориентироваться в окружающем его пространстве. В процессе игры с умной пчелой развивается не только воображение и пространственное мышление, но и другие навыки, например, навыки счета, чтения, прогнозирования ситуации.
Также существует дополнительное оборудование к мини-роботу – это тематические игровые коврики, которые позволяют придумать Пчелке разные приключения. Коврики могут быть как покупными, так и самодельными.
Коврик «Город профессий», «Кто больше знает профессий», «Кто чем занимается?»
Цель. Учить детей соотносить действия людей с их профессией, образовывать от существительных соответствующие глаголы (строитель — строит, учитель — учит и т. д.).
Дидактический материал: фигуры людей разных профессий, игровой коврик «город профессий», мини-робот Bee-bot.
Ход игры.
Воспитатель: Наши пчёлки сегодня решили отправится в город мастеров и освоить новые профессии. Но они боятся, что не справятся и просят нас помочь им. Давайте каждый, выберет себе профессию, с которой он сегодня познакомит пчелку. Что делает человек этой профессии? Какие ему вещи, предметы нужны для работы? Как называется здание (помещение) в котором он работает? Давайте найдем это здание в нашем городе и поможем пчелке добраться до места работы самым коротким путем, чтобы не опоздать.
Коврик «Где растут эти грибы»?
Цель: формировать умение детей образовывать однокоренные слова: берёза-подберёзовик и т. д.
Развивать словарь, обогащая его названиями различных грибов, учить разным приёмам словообразования на примерах названий грибов. Формировать понимание целесообразности и взаимосвязи всего в природе.
Коврик «Кто, где живет»?
Цель: формирование умения детей соотносить изображение животных с его местом обитания, правильно называя животное.
Таким образом, мы видим, что использование в педагогической практике мини-робота Bee-Botможет способствовать решению многих задач: повышение мотивации и индивидуализации обучения детей с развитием их творческих способностей и создание благоприятного эмоционального фона, развитие психических процессов, необходимых для интеллектуальной и речевой деятельности.
Данная игрушка обладает значительным педагогическим потенциалом, но следует отметить, что игры с роботом-пчелой следует проводить в комплексе с другими развивающими и обучающими занятиями. Только в этом случае, возможно, получить положительный эффект.
Программирование мини-роботов - процесс несложный, но увлекательный.
Кроме этого данная игрушка обладает значительным педагогическим потенциалом. При грамотной организации детской деятельности и соблюдении методических рекомендаций при помощи «Умной пчелы» возможно решить некоторые задачи:
• развитие логического мышления у дошкольников;
• развитие умения составлять алгоритмы;
• развитие пространственной ориентации дошкольников;
• закрепление умения считать в пределах десятка;
• освоение правил дорожного движения;
• формирование речи детей;
• развитие мелкой моторики;
• развитие коммуникативных навыков детей, создание дружеских взаимоотношений в группе.

 

 

Благодарим коллег и руководителя ДО Бирвар Светлану Владимировну, а также куратора стажировочной плрщадки Абакумову Елену Евгеньевну за подготовку данного мероприятия.