Ресурсный центр русского языка Народный учебник Диктант+ Рейтинги

Особенности физиологического, психического, речевого развития дошкольника. Речевое развитие детей с диагнозом аутизм в ДОО

13 апреля 2022 года состоялась конференция для педагогов и родителей воспитанников образовательных организаций Московской области «Особенности физиологического, психического, речевого развития дошкольника. Речевое развитие детей с диагнозом аутизм в ДОО». Данное мероприятие прошло в рамках регионального образовательного проекта «Мамина школа. Русский язык детям от 2 до 6 лет». Модераторы конференции: Забиран Раиса Владимировна, ведущий специалист ресурсного центра по русскому языку, аспирант МГОУ, куратор регионального проекта «Мамина школа. Русский язык детям от 2 до 6 лет», член Ассоциации учителей русского языка и литературы МО; Губина Ольга Эдуардовна, ведущий специалист ресурсного центра по русскому языку.

 

 

 

С приветственным словом выступила Леонова Ирина Владиславовна, директор Ассоциации МИР ОБЩЕНИЯ, логопед высшей категории, преподаватель МГПУ, ИСОиП, учитель-логопед школы № 1321 "Ковчег", сертифицированный специалист DIR/Floortime, PECS, TEACCH, автор методики "Развитие коммуникативных навыков и речи детей с РАС", г. Москва. В своём выступлении Ирина Владиславовна рассказала о детях с аутизмом, причинах возникновения аутизма, его проявлениях и синтезе с другими сложностями со здоровьем. В своём выступлении педагог уделила особое внимание взрослению таких деток. В презентации педагог представила исследования нескольких родительских Ассоциаций, информация которых  очень актуальна для семей деток с РАС, а также были предоставлены контакты Сообществ и центров по данному направлению, куда могут обратиться родители.

 

Фионова Софья Павловна, педагог-психолог, МБОУ Наро-Фоминская СОШ № 4 с УИОП (ДОП № 1), Наро-Фоминский г.о. выступила с докладом «Формы организации занятий с учётом особенностей психического развития детей с РАС». Софья Павловна поделилась опытом работы в саду, рассказала о том, что больше всего любят детки на занятиях. Как и коллеги, психолог подчеркнула, что все детки с РАС разные, в работе с ними необходим  индивидуальный подход. Педагог в своём выступлении особоевнимание уделила  вопросу  об особенностях восприятия детей с аутизмом: «Мне хотелось бы обратить Ваше внимание на данное изображение. Здесь наглядно показано, на чем фиксирует взгляд и на что обращают внимание нормотипичные дети и дети с РАС. Детям обычно бывает важно, что думает взрослый, здесь мы можем видеть, что при общении они фиксируют взгляд на лице, смотрят в глаза, обращают внимание на мимику, реагируют на изменения в лице. Для ребенка с аутизмом всё это неважно. Он фиксирует внимание лишь на ярких деталях позади взрослого. Частично может обращать внимание на рот, т.к. он двигается и издает звуки».

Софья Павловна дала советы психолога, которые способствуют развитию речи ребёнка с РАС. Педагог-психолог в заключение сделала следующие выводы: «Что еще поможет наладить взаимосвязь с аутичным ребенком в процессе занятия?

- Порой необходимо использование указательных жестов, подкрепляющих слова педагога. Ребёнку с аутизмом бывает тяжело воспринимать речь, а жесты помогут закрепить действия и понятия. Ребёнок уже будет знать, что от него требуют.

-  Держите игрушки на уровне своих глаз, так ребёнок будет фиксировать внимание на вашем лице и чаще смотреть в ваши глаза.

- Включайте в занятия больше активных эмоций со своей стороны: показывайте всей своей мимикой, что вы радуетесь, злитесь, грустите и т.д. Ребёнок так или иначе должен привыкать к проявлению эмоций других людей».

 

 

Осадчая Елена Александровна, учитель-логопед МБОУ СОШ № 9 дважды Героя Советского Союза, лётчика-космонавта В.В. Лебедева, Наро-Фоминский г.о., выступила с докладом «Особенности речевого развития детей с аутическим спектром. Из опыта работы учителя-логопеда». Елена Александровна подготовила презентацию с объяснениями особенностей развития речи детей с РАС и дала конкретные советы по проведению таких занятий, наглядно продемонстрировала дидактический материал. А также подготовила видеозаписи деток, прокомментировала видео занятий, особенно уделила внимание труду родителей и поблагодарила за согласие на демонстрацию образовательных видеоматериалов.

ВИКА https://youtu.be/z4wdMBUjMd4
МАТВЕЙ https://youtu.be/whmBrZ_jpgY

Елена Александровна 18 лет работала с детьми с особенностями психического развития, плодотворно взаимодействует с родителями, Елена Александровна-член территориальной Психолого-медико-педагогической комиссии (ТПМПК) г. Наро-Фоминска, методист МАУ ДПО «Учебно-методического центра» г. Наро-Фоминска, учитель-логопед центра развития и социализации для взрослых и детей с ОВЗ «Алые паруса» г. Наро-Фоминск.

 

Ткач Татьяна Николаевна, воспитатель, заместитель директора по ВМР, Структурное подразделение: «Детский сад «Малыш» МАОУ СОШ №16 ГОЩ, г.о. Щёлково выступила с докладом«Расстройство аутистическогоспектра: что могут сделать родители, чтобы помочь своему ребёнку». Педагог дала советы родителям, как правильно построить свою жизнь, как направить ситуацию со здоровьем таким образом, чтобы ребёнок с неизлечимым диагнозом смог социализироваться, найти себя в творчестве и профессии.

Ткач Т.Н.: «Образовывайтесь. Вы быстро поймете, что вокруг много шарлатанов, которые хотят вытянуть из вас деньги. И то, что найти толкового специалиста очень сложно, и не все могут позволить себе его услуги. Начинайте разбираться в вопросе сами: посещайте всевозможные мероприятия, читайте статьи экспертов и общайтесь с психологами, дефектологами и учителями. Московский институт психоанализа старается помогать родителям в стремлении узнать больше актуальной и проверенной информации, поэтому предлагает им ходить на различные лекции и конференции или записываться на программы дополнительного образования — для более глубокого погружения в тему».

Ткач Т.Н.: «Есть множество методик, используемых при работе с детьми с РАС. Опирайтесь только на те, что доказаны научно. Наиболее широко признанным сейчас считается прикладной анализ поведения, также известный как ABA-терапия. Специалисты АВА-терапии  умеют модифицировать поведение клиентов посредством манипуляции внешним воздействием и/или средой. Найдите опытного эксперта или станьте им сами, записавшись на курс».

 

Также педагог порекомендовала психотерапевта, продемонстрировала видео выступления врача, поделилась очень ценными конкретными советами. Татьяна Николаевна обратила особенное внимание родителей на то, что они должны не забывать о себе, искать и находить поддержку и рассчитывать на понимание.

Видео: Нежелательное поведение, откаты, ОКР при РАС (А. О. Дробинская)

 

Ткач Т.Н.: «Говоря о расстройствах аутистического спектра, важно помнить, что это влияет не только на ребенка, но и на всю его семью. Поэтому сейчас специалисты не только продолжают исследовать эти расстройства и их механизмы, но и разрабатывать принципы корректной психолого-педагогической помощи людям с РАС и их семьям. Для этого Московский институт психоанализа регулярно участвует в различных тематических конференциях, организовывает всевозможные лекции и семинары, а также предоставляет возможность желающим стать специалистом по АВА-терапии».

 

 

Все педагоги отметили необходимость проводить комплексную работу с детьми с РАС. И если позволяют обстоятельства, то это должны быть специалисты одной команды, а родители для решения вопросов развития речи детей должны быть осведомлены о тех формах занятий, которые проводятся в группе и индивидуально.

Уважаемые педагоги! Благодарим Вас за выступления.

До новых встреч!