Русский язык в Подмосковье Учебник ИРО Мамина школа

Как научить детей читать? Что предложить детям для внеклассного чтения?

Уважаемые коллеги! 

Вы можете ознакомиться с полученными нами ответами на вопрос "Как научить детей читать? Что предложить детям для внеклассного чтения?"

 

Ответы участников дискуссии:

 Христюк Евгения Николаевна, г. Химки: 

Ни для кого не секрет, что современные дети не очень любят читать. И даже если они читают, их выбор часто оставляет желать лучшего. Учителя в тревоге, родители в растерянности, психологи ведут бесконечные дискуссии о поколении, которое интересуют исключительно гаджеты.
Естественно, что для учителя важнейшая задача - вырастить читателя. Репрессивные меры, как всегда, не очень работают. Хочется увлечь, "зацепить", зажечь интерес.
Мое глубокое убеждение состоит в том, что без помощи родителей, без их заинтересованности сделать это практически невозможно. Поэтому, если вы найдете понимание у родителей (а это не такая уж редкость), то можно предложить классу проект "Семейное чтение", у нас он назывался "Зеленая лампа". Смысл проекта заключается в том. что учитель в сотрудничестве с детьми и родителями составляет список для семейного чтения на ближайшие полгода(год). Дети и родители читают одни и те же книги и оформляют красивую книгу отзывов (отзывы пишут и дети, и родители). В конце проекта проводится читательская конференция, где дети и родители обмениваются впечатлениями о прочитанном. Это обязательно должно происходить в уютной атмосфере круглого стола за чашкой чая.
Варианты списка книг для этого проекта могут быть разные, исходя из предпочтений данного класса. Когда у меня был первый опыт подобного мероприятия в 6 классе список состоял из двух частей. Первую часть составляли дети, в него вошли такие произведения:
- Дж.К. Роулинг "Гарри Поттер"
- К.С.Льюис "Хроники Нарнии"
- М.Парр "Вафельное сердце"
- Н.Абгарян "Манюня"
Вторую часть составляли родители, и список получился такой:
- А.Гайдар "Голубая чашка"
- В.Осеева "Динка"
- А.Алексин "Безумная Евдокия"
- В.Скотт "Айвенго"
Я рекомендовала книгу Е. Пастернак и А.Жвалевского "Время всегда хорошее" и рассказы В.Солоухина "Под одной крышей и И.Бунина "Цыфры".
Результаты таких проектов всегда положительны: опыт совместного чтения и обсуждения рождает особую атмосферу, родители начинают лучше понимать своих детей, а дети родителей. И действительно рождается живой интерес к чтению.
Признанным лидером конкретно этого проекта у нас стала книга" Время всегда хорошее". Она покорила и старшее, и младшее поколение. Родители (у кого-то это были бабушки)вспомнили свое советское пионерское детство. Дети нашли в этой книге фантастическое перемещение во времени и окунулись в неведомую им атмосферу советской школы. И те и другие поняли главное - время всегда хорошее. Это основной позитивный посыл книгию
Вы скажете: а гд же классика?!
К сожалению, мы сами немного приложили руку к тому, что классика у детей ассоциируется с чем-то обязательным, а значит, скучным. Исправлять эту ситуацию надо аккуратно и вдумчиво.Давайте зажжем сначала искру интереса, а потом когда ребенок почувствует вкус к чтению, рука его обязательно потянется и к Пушкину, и к Булгакову. А мы будем рядом, поможем, подскажем, выслушаем, поспорим.
Я убеждена, что если учитель сам любит читать, знает не только школьную программу, но много больше, он всегда заразит учеников своим интересом, сделает их читающими, а значит, думающими.

 

 Дюмина Марина Павловна, г. Серпухов: 

 

Евгения Николаевна, из г. Химки, я полностью согласна с вами. Читают мало, не в полном объеме, даже в 5 классе умудряются читать произведения в кратком содержании. Что говорить о старшеклассниках, когда вовсе не хочется тратить время на чтение классической литературы? И подобные вопросы часто слышу от учеников 9 классов: "Зачем нам
это читать?" Это грустно. Хотелось бы поделиться опытом участия в конференции "Будущее за нами". участвовали дети 2- 6 классов. Одним из проектов бы "Каков читательский портрет современного школьника?" Ответы - почти все из вашего списка. Но при этом было много ответов неравнодушных к чтению детей. Это не может не радовать.
Согласна, что все идет из семьи. Если для ребенка НОРМАЛЬНО было читать каждый день, через день книги, у него не будет в школе никакого конфликта, и задания, и уроки по чтению будут нормальным явлением. Если же книги не читались, то тут тоже будет несколько путей: либо он начнет читать взахлеб, либо в соответствии с программой, либо читать но не в полном объеме, либо не читать вовсе. Как же научить детей любить читать? Своим примером, показывать, что знаете больше, чем школьный курс литературы, и из семьи. Возможно, действительно, еще на дошкольном уровне устраивать какие-то мероприятия или собрания (круглые столы) по интересам, для обсуждения прочитанной всеми книги. Также позволять детям самим делать выбор в прочтении книг, поощрять их тягу к литературе в любых ее проявлениях.

 

 

 Рыженкова Ася Евгеньевна, г. Дзержинский:

1. В первую очередь, учитель должен составить список книг с сортировкой по жанрам, чтобы учащиеся могли изначально сориентироваться в выборе интересных для них произведений. Также стоит включать в список фильмы и мультфильмы, рекомендуемые для просмотра
2. Проверка такого большого объема прочитанных книг вполне осуществима в рамках одного урока, но не путем проверки читательского дневника, а таблицы вопросов, но с учетом того, что все эти книги прочитаны самим учителем.
2. При этом учитель должен быть в курсе интересов и познаний ребенка, поэтому я не пренебрегаю чтением книг, которые востребованы у детей: циклы «Мефодий Буслаев», «Гарри Поттер», «Сталкер» и т.п., потому что человек должен читать то, что ему хочется. Такое чтение к тому же активизирует взаимопонимание между учителем и учеником.

 

 Леванова Татьяна Владимировна, г. Мытищи:

Читайте вместе. Нужно практиковать совместные чтения по выходным. Никто никуда не спешит. Читать обязательно вслух, по очереди. Оформить ребёнку подписку на какой-нибудь журнал, например, про животных или научно-популярный, про путешествия. Совместное чтение, обсуждение, даже вырезка понравившихся статей привлечёт внимание ребёнка.
Я рекомендовала бы добавить в список для внеклассного чтения "Мою родину" Пришвина, "Утро в горах" Тютчева и "Осень. Урожай" Кольцова.

 Лукьянова Оксана Петровна, г. Серпухов: 

Я полностью согласна с Татьяной Владимировной Левановой. Именно в семье закладываются основы читательского интереса. Если родители перед сном ребенку читали сказки, затем вместе учили азбуку и просто, как пишет Татьяна Владимировна, читали вместе вслух, то у маленького человека в школе будет проявляться интерес к чтению, внимание к слову. Таких детей не нужно заставлять читать, они любят обсуждать прочитанное, они сами проявляют инициативу в выборе произведений. Но, к сожалению, в наш информационный век таких детей все меньше и меньше. Поэтому для меня очень интересен опыт Евгении Николаевны Христюк. Проект "Семейное чтение", на мой взгляд, больше подходит для начальных классов. В старшем звене очень трудно привлечь родителей, но можно попробовать как внеклассное мероприятие. Спасибо всем за то, что делитесь своим опытом.

 

 Комарова Евгения Валерьевна, г. Мытищи:

Обязательно привлекать для совместного чтения не только родителей, но и младших братьев или сестёр, друзей. Выбирать книгу, которая будет всем интересна. Потом обязательно организовать совместное обсуждение за чашкой чая или организовать обсуждение по Скайпу. Главное, чтобы эти занятия были регулярны.
Для внеклассного чтения я предлагаю "К почтовому колокольчику" Ф.Н. Глинки, "Пётр Великий в Острогожске" К.Ф. Рылеева и "Пловец" Н.М. Языкова.

 

 Васильева Ольга Викторовна, г. Химки: 

Любая деятельность трехкомпонентна: хочу, знаю как, делаю. Задача взрослого мотивировать и стимулировать поскольку чтение – огромный труд. И чтению в современном мире много альтернатив. Считаю, что дети поступают согласно той модели, которую видели или как уже поступали. Поэтому здесь два направления работы педагога. Путь первый подавать свой пример. Взахлеб рассказывать детям или в их присутствии о прочитанных книгах. Чаще демонстрировать свою начитанность. Показывать удовольствие и пользу от прочитанного, свою потребность в книгах. Второе направление – создание условий для формирования читательского опыта, исследования собственного читательского интереса. Зачастую люди не читают, потому что не знают себя, своего интереса. Безусловно, необходимо подпитывать интерес, поощрять затраченные усилия. Я провожу конкурсы читателей по временам года, по тематике. Это конкурсы читательских дневников, рисунков, вопросов для викторины. Дети и сами предлагают провести конкурсы, готовят к ним призы. Но соотношение 20 к 80 , увы, неизменно. Единицы читающих против десятков нежелающих читать.

 

 Довченко Марьяна Михайловна, г. Химки: 

Научиться читать и научиться любить читать-это разные вещи. Если у ребенка нет желания, нет стимула, нет мотивации читать, то все наши старания будут бесполезны. Каждый ребенок индивидуален. К каждому ребенку нужен индивидуальный подход.
Я разрешаю своему ребенку и своим ученикам выбирать для дополнительного чтения то, что им нравится.Это могут быть новости, энциклопедии, детские журналы, современные рассказы... Ведь детские предпочтения отличаются от наших. Мы можем ребенка подтолкнуть к выбору того или иного пособия или что-то посоветовать. Но, для этого, учитель или родитель должен быть в тренде современных предпочтений детей, ведь в мире появилось множество новых книг.
Большинство современных книг отличаются от любимой нами классики тем, что они перекликаются с известными компьютерными играми, фильмами и сериалами.
Книги, надо подбирать в соответствии с возрастом детей.Ведь дети дошкольного и младшего школьного возраста предпочитают книги с яркими рисунками, которые привлекают их с первого взгляда. Всегда надо предлагать несколько книг на выбор. Не заставлять ребенка читать "до посинения", так как такой способ быстро отобьет желание читать. Нельзя сравнивать умение читать вашего ребенка с достижениями соседа по парте, брата или друга.
Могу посоветовать такие книги для прочтения :
1.Люси и Стивен Хокинг «Джорж и тайны Вселенной»
2. Наталья Щерба «Часодеи. Часовой ключ»
3.Евгения Пастернак и Андрей Жвалевский«Время всегда хорошее»
4.Джон Беллэрс «Тайна дома с часами»
5.Наринэ Абгарян «Манюня»
5.Энциклопедии

 

 

 Овчинникова Александра Николаевна, г. Химки: 

Здравствуйте. Тема "Как научить детей любить читать" волнует и педагогов, и родителей. Современный ребенок все меньше уделяет внимания чтению, особенно пространственным описаниям природы и т.д. Почему более половины детей читают неохотно, исключительно произведения школьной программы. Первое, в чем мы, педагоги, консультируем родителей - будьте образцом! Читайте сами, пусть ребенок видит вас читающими. Да, это совет хороший, но,спустя годы практики в начальной школе, я обнаружила ,что у читающих родителей появляются совершенно не читающие дети. А у не читающих родителей - читающие дети...
Вот некоторые выводы и рекомендации, которые возникли у меня за годы обучения детей:
1)Главной ошибкой взрослых считаю чрезмерную настойчивость, с которой учителя и родители утверждают: "Читать очень увлекательно. Как , ты ничего не читаешь? Надо читать!". Ребенок ничего не будет делать,если заставлять.
2) Критика выбранной литературы. Да, бывает так, что ребенок выбрал книгу "Коты-воители" ( или другую, неизвестную родителю). Взрослый, конечно, скажет примерно так: "Лучше бы Пришвина почитал, а не Гарри Поттера". Пусть читает! Главное- погрузиться в мир фантазий! И не шутить, и не отталкивать, если ребенок захочет обсудить героев.
3) Читать те книги, которые прочитал ребенок и задавать вопросы по отношению к героям, впечатлениям -очень полезно!
4) Покупать книги и первому их читать.(Это мой опыт. ТАк поступали мои родители: купив книгу, не отдавали сразу нам, детям, а сначала читали сами. Нам было интересно то, что читают взрослые). Сейчас очень много литературы на любой вкус.
5) Никогда не критиковать за умение ( или не умение) выразительно читать, за скорость чтения, или за лень к чтению.
6) Я люблю читать детских авторов и сейчас. Читаю вслух детям. Бывает, что от рассказа наворачивается слеза. Дети всегда спрашивают "Почему вы плачете"?. И тут начинается самое интересное обсуждение. Всегда найдется тот, кто поддержит, и тот, кому будет совершенно все равно. И это прекрасно. Главное - начать обсуждать!
7) Надо расспрашивать детей. Не поучать, а спрашивать. И самому делиться впечатлением. Особенно если не понравилась книга, непонятна. У многих детей, по моему мнению, убежденность, что книга не может не понравиться. А почему нет? МОжет!
8) В моем опыте было несколько удачных моментов с чтением. А именно: я дарила книгу, после которой дети спрашивали- а есть еще в таком же духе? И начинали искать сами , читать и обсуждать.
Научить любить читать - задача сложная. В своем классе я использую и такой прием: выбираю книгу и на каждом уроке чтения читаю отрывки. Продолжение - на следующем уроке. Равнодушных нет. Если дети любят, когда им читают, значит, они скоро полюбят читать сами.
P/S/ У моей подруги страсть к чтению. Она читает всегда, везде и все. Скупает букинистику и новейшие издания. Ребенок не читал, совершенно был равнодушен к чтению до 12 лет! Но затем произошло ,видимо, закономерное: книги стали лучшими друзьями.
Ниже даю список книг, рекомендуемых для младшего и среднего школьного возраста:
1. С. Прокофьева "Глазастик и ключ-невидимка"
2. М. Энде "Момо"
3. Г. Садовников "Продавец приключений"
4. Ю. Томин "Шел по городу волшебник"
5 А. Алексин "Очень страшная история"
6.. Н. Щерба "Часодеи", "Лунастры" (по несколько томов произведения, дети очень любят)
Всем - хороших историй, терпения и сил!

 

 

 Malysheva Nadezhda, г. Богородский: 

Задача учителя лишь приоткрыть завесу неизвестного детям и научить их видеть прекрасное в слове. Изучение литературы в 5 классе – благодатная почва для этого. Дети ещё хотят учиться, узнавать что-то новое, любят слушать сказки (а они по программе изучаются). Но! Не все, конечно, любят читать. Эта проблема современного общества очень мешает, я думаю, не только словесникам. За нелюбовь к чтению нельзя давить школьника двойками.

Учителю приходится ежедневно что-то придумывать, изобретать, сочинять, чтобы заинтересовать класс, увидеть огонёчек восторга в детских глазах. Для этого на уроках литературы можно использовать групповую и парную работу, учить готовить мини-сообщения и выступления, мини-презентации, мини-проекты, мини-спектакли. Стараться применять элементы творчества на каждом уроке.
Так, например, при изучении сказок в начале учебного года можно делать иллюстрации с цитатами (по группам). Затем составлять альбомы «Сказка глазами детей». Написать отзывы о прочитанных дома сказках. Попросить сильных учеников придумать свои мини-сказочки.
Можно по придуманным сказкам сочинить комикс, сделать мультфильм.
Для внеклассного чтения пятиклассникам посоветую книги детской литературной серии «Настя и Никита»:
Максим Яковлев «Прощай, Терминатор»,
Ольга Велейко «Калининград: там, где танцует лес»,
Николай Семченко «Заяц в море. Рассказы о Северной Камчатке»,
Марина Улыбышева «Кулибин. Главный механикус России»,
Александр Ткаченко «Владимир Даль»,
Игорь Малышев «Корнюшон и Рылейка»,
Ксения Беленкова «Скала алмазов».
Рассказы Бориса Ганаго… и многое другое для интересного и полезного чтения!

 

 

 

 Говорова Татьяна Александровна, г. Богородский: 

Существуют различные методы, как научить ребенка читать, однако каждый родитель должен выработать свой план, который должен быть основан на индивидуальном подходе. Один из методов – Метод Кассиля. Это хороший вариант, если ребёнок не любит читать, но умеет это делать довольно хорошо. Родители выбирают интересный сюжет и папа или мама начинает читать вслух. На самом захватывающем моменте чтение останавливается и у всех домашних совершенно не оказывается времени дочитать. Когда ребёнок возьмёт книгу, для того чтобы узнать развязку, его дружно все начитают хвалить. И мама предлагает, давай одну строчку ты читаешь, две – я. Так, постепенно технический навык переходит в содержательный.

Если вы задумываетесь о том, как научить ребёнка любить читать, попробуйте такой вариант. Придумайте интересную историю, подобную методу детского психолога Искры Даунис. Однажды, проснувшись утром, ребёнок находит под подушкой письмо. Пишет ему Карлсон всего две строчки. Он говорит, что хочет дружить, и дарит ребенку подарок, который можно найти в коробке под столом. Подарок там и находится. Ребёнка завлекает игра, ведь от подарка ещё никто не отказывался. На следующее утро Карлсон пишет большее письмо и сообщает, что хотел оставить билеты в цирк, но видел, как малыш вчера капризничал, поэтому билеты отменяются. Каждый день Карлсон пишет письмо всё длиннее. Так навыки становятся содержательными, а ребёнка не покидает чувство радости и удовольствия.
Метод древнего народа (также называют Народом Книги) – появился, когда дети учились читать Священную книгу. Если ребёнок вёл себя плохо, то ему не разрешали читать. Чтение было как праздник. Когда малыш вёл себя прилежно, ему разрешали не толь прочитать несколько строк, но даже пекли печенье в виде маленькой книги, чтобы обозначить радостный момент.
Метод неграмотной татарской женщины. Интересная история, как в классе для одарённых детей был мальчик, мать которого плохо говорила по-русски, а читать, наверное, даже и не умела. Работала она на почте. Ей доверяли перевязывать бандероли бечевкой. Она придумала для сына Диана такую историю. Жили они очень бедно, считай на одной картошке. И каждый раз как мать шла чистить картофель, она просила Диана почитать ей, чтобы руки меньше болели при чистке. Ребёнок каждый раз спрашивал, когда он будет уже читать, чтобы у мамы руки не болели. И так по три раза на день. В пять лет они уже пошли в библиотеку. Таким образом, безграмотная женщина смогла развить способности своего дитя.

 

 

 Таран Людмила Сергеевна, г. Богородский: 

Привлечение к чтению — это совместная работа учителя и родителей. Для того чтобы дети читали, нужно подбирать для них хорошие книги. И ещё важно, чтобы родители сами читали.
Книги для внеклассного чтения для учащихся 5-9 классов
1. А. Куприн «Однорукий комендант», «Юнкера»
2. В. Каверин «Два капитана», «Кнопка»
3. В. Катаев «Жемчужина», «Сын полка»
4. М. Булгаков «Белая гвардия»
5. Ч. Айтматов «Тополёк мой в красной косынке», «Джамиля», «Прощай, Гульсары»

6. Б. Васильев «В списках не значился», «Великолепная шестерка», «Не стреляйте в белых лебедей», «Скобелев, или есть только миг»
7. Э. Асадов. Стихотворения. Поэмы
8. В. Закруткин «Матерь человеческая»
9. К. Воробьёв «Убиты под Москвой», «Это мы, Господи»
10. В. Кондратьев «Отпуск по ранению», «Сашка»
11. В. Быков «Альпийская баллада», «Сотников»
12. В. Распутин «Последний срок», «Пожар»
13. А. Алексин «Безумная Евдокия», «Сердечная недостаточность», «Третий в пятом ряду».
14. А. Лиханов «Благие намерения», «Русские мальчики», «Солнечное затмение»

15. В. Тендряков «Хлеб для собаки», «Ночь после выпуска»
16. В. Астафьев «Веселый солдат», «Кража»
17. В. Крупин «Повестка», «Курс молодого бойца»

18. Н. Сухинина «Прощание славянки», «Сережки из чистого золота»

19. Б. Екимов «Живая душа», «Фетисыч»

20. В. Дегтёв «Крест», Рассказы

21. А. Жвалевский, Е. Пастернак «Время всегда хорошее»

22. Я. Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали»

23. К. Булычев «Подземная лодка», «Конец Атлантиды»

24. Н. Чуковский «Водители фрегатов», «В последние дни»

25. Р. Хаггард «Копи царя Соломона», «Прекрасная Маргарет»

26. Майн Рид «Всадник без головы»

27. Жюль Верн «Таинственный Остров», «Двадцать тысяч лье под водой»

28. Джером К.Джером «Трое в лодке, не считая собаки»

29. И. Тургенев «Живые мощи».

 

 

 Джуракулова Татьяна Владимировна, г. Богородский: 

Каждый из нас воспринимает то, что хорошо понимает. При чтении очень важно понимать то, что читаешь. Поэтому необходимо работать с лексическим значением слова. Можно использовать метод Лейтнера: 1) нарезать карточки; 2) с одной стороны прописать термин, а с другой - его лексическое значение; 3) повторять термин несколько раз. Для дословного запоминания можно ещё предложить подобрать звуковую ассоциацию. При чтении стихотворения можно зарисовать каждое слово, пересказать стихотворение по полученным картинкам. При чтении прозаических произведений можно использовать метод театрализации, где необходимо читать и повторять за героем, что поможет определить, кто главный герой, какие действия совершает герой, дать оценку поступкам героя. Главное, понять основную мысль, а после её раскручивать (метод "Титаника"): 1) сосредоточить внимание на информации; 2) понять идею (по ключевым словам); 3) накапливать контекст. Данные методы, безусловно, ведут к успешности усвоения информации, а значит, и ребёнок будет любить читать. Индивид будет успешно усваивать культурные нормы и свою социальную роль, что так необходимо для успешного функционирования в обществе. Следовательно, если ребёнок будет сам заинтересован в чтении, то и к выбору литературы будет относиться осознанно.

 

 

 

 Чекурина Елена Витальевна, г. Серпухов: 

Любит ли ребёнок читать? Я убеждена, что это вопрос, скорее, к родителям. Любовь к чтению приходит на бессознательном эмоциональном уровне, как и любовь вообще.
Поэтому учителю, который хочет привить своим ученикам любовь к чтению, следует "нажать" на эмоции ребёнка.
В 5 классе мы учим сопереживать трагедии "Муму", раскрываем страхи "Никиты", акцентируем внимание на очевидных поступках людей. И уже сейчас надо помогать ребёнку почувствовать собственные эмоции по поводу описанной ситуации. То есть установить эмоциональную связь с книгой.
Далее можно выстраивать практические связи, показывать, что в своих вопросах к миру, в своих проблемах человек не одинок. В книге можно найти ответы на многие свои вопросы.
А вот заинтересовать конкретным произведением можно различными способами. Во-первых, можно выбрать небольшой интересный (смешной, интригующий) момент из произведения и познакомить ребят с ним.
Во-вторых, по большинству классических произведений сняты фильмы или мультфильмы. Если ребёнок увидит героя на экране (многие дети визуалы), то будет во время чтения "видеть" всё, что происходит в книге. Достаточно небольшого фрагмента, чтобы ребёнок включился в процесс.
А ещё ребята разных возрастов любят, когда им читают. А многие родители пренебрегают этой радостью общности со своим ребёнком во время чтения. Поэтому могу порекомендовать (например, в виде внеурочки) клуб любителей чтения "Зелёная лампа", где не только учитель читает вслух, но и ребята взахлёб делятся мнением от прочитанной недавно книги.

 

 

 

 Старостина Ирина Владимировна, г. Коломна: 

Несомненно, каждый знает, что чтение полезно. Книги прививают грамотность, пополняют словарный запас. Читая, человек развивается духовно, учится грамотно мыслить и растет личностно. Именно этого все родители желают своим детям. Но не все дети разделяют это. Для них книга — это наказание и неинтересное времяпровождение. Подрастающее поколение можно понять, ведь сегодня вместо чтения можно слушать аудиокниги и смотреть фильмы в 3D формате. Обеспокоенные детским образованием родители стремятся, во что бы то ни стало, привить любовь к книгам, и в своих порывах допускают немало ошибок. Многие родители стараются принудительно привить любовь к книгам, но нельзя заставить любить насильно. Большинство мам и пап задумываются о чтении только к началу школы. А между тем, привязанность к книгам должна зарождаться с детства, практически с колыбели. Однако есть и продвинутые мамы, которые учат малышей читать, когда они еще только ползают, раньше времени развивают творческие, спортивные и умственные наклонности. Но стоит помнить, что своим нетерпением можно вызвать негативную реакцию у ребенка к книгам на долгие годы. Одна из самых распространенных ошибок — это чтение книг не по возрасту. Не может малыш с удовольствием читать романы и поэмы, не стоит от него этого требовать. Ему интереснее читать сказки. А подростку не интересны произведения вечной классики, до этих книг нужно еще дорасти. Пусть читает современную и модную литературу. Показывайте своим примером, что чтение — это хорошо. Читайте сами, если не книги, то прессу, газеты, журналы или романы. Главное, чтобы дети видели читающих родителей, чтобы вам нравилось читать. Другими словами родители должны отдыхать с книгой в руках. Пусть в вашем доме будет много разнообразных книг, тогда рано или поздно ребенок проявит интерес, хотя бы к одной. Учите аккуратно обращаться с изданиями, не ломать переплет, не вырывать страницы. Ведь бережное отношение отличает любимые вещи от нелюбимых. Переход к самостоятельному изучению книг должен быть постепенным. Например, о героях и их поступках. Фантазируйте — можно придумать новое продолжение сказки или сыграть «в сказку» куклами. Это породит дополнительный интерес к книгам. Пусть этот личный театр остается с ним всегда. Тогда, даже став взрослым, человек будет так же ярко воспринимать книгу, как когда-то на коленях мамы. Возможно, сегодня гаджеты и практически полностью заменили печатную продукцию, но совсем вытеснить ее из нашей жизни им никогда не получится. Ведь чтение — это особый ритуал с неповторимой атмосферой, порождающий игру воображения, которую не может предоставить ни один фильм, ни одно новейшее изобретение.
Для внеклассного чтения для детей 11-14 лет рекомендую прочитать след. произведения:
Беляев А. Р. "Голова профессора Доуэля".
Жвалевский А. В., Пастернак Е. Б. "Время всегда хорошее".
Троепольский Г. Н. "Белый Бим Черное ухо".
Алексин А. Г. "Повести о дружбе и любви".
Льюис К. С."Хроники Нарнии".
Дефо Д. "Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо".
Зощенко М. М., Черный С. "Несерьезные истории".
Грин А. С."Алые паруса".
Читайте книги, любите их, и тогда ваши дети будут с удовольствием читать сами!

 

 

 Сидорова Наталья Владимировна, г. Балашиха: 

 Чтобы научить детей читать, нужно интересно преподавать литературу. Если мы не сделаем урок интересным, то наше дело можно считать провальным. Интересный – это значит урок, уходя с которого, ребенку хотелось бы на него снова вернуться. Это пространство, которое затягивает, место, где бы детей слушали. Зона, в которой можно думать! Мы должны включать в орбиту урока то, что думает и чувствует ребенок. И как можно больше читать на уроке, так как иллюзия, что они читают и понимают. Я дам несколько практических советов, которые помогут в организации подобного занятия.

Что делать в первые минуты урока? Научиться неожиданному ходу, который выбивает из обыденного. Это может быть вопрос, который затягивает в сферу русской литературы, первый вопрос решает все, он главный. Здесь же можно активно использовать приемы «Ассоциации», «Отсроченная отгадка», «Удивляй».
На центральном этапе урока хорошо работает метод «Критического мышления», нужно учить детей «видеть» через приемы развития читательского воображения, визуализацию, работу с текстами новой природы.
В этап рефлексии удачно вписывается прием «Побуждающий диалог», который позволяет детям говорить о своих проблемах через вымышленных персонажей.

 

  

 Купцова Ксения Вячеславовна, г. Подольск: 

Желание читать формируется изнутри, поэтому, я уверена, заставлять ребёнка читать в пять-шесть лет — опасный путь. Слово «должен» применять к детскому чтению вообще нужно осторожно и в более серьёзном возрасте, с 5-6 класса и только по отношению к школьной литературе.
Если ребёнок не испытывает желания читать сам, ничего страшного в этом нет. Мой средний сын до трёх лет не воспринимал чтение вслух. Пока я читала старшей дочери, он ползал вокруг по дивану, прищемлял нам волосы — это только раздражало. Потом вдруг в четыре года полюбил чтение вслух. В пять лет мы начали учить его читать, сначала он тоже не особенно любил это делать. А к шести годам чтение пошло, это спонтанный процесс.
Часто родители боятся, что ребёнок пойдёт в школу, не умея читать. Здесь всё зависит от преподавателя. Сейчас я слышу о случаях, когда учителя говорят: «Мне не нужно, чтобы родители подводили ребёнка к какому-то уровню, иначе ему будет элементарно скучно на уроках».
2. Окружать детей книгами — хороший совет, но не всегда работает
У меня совсем другой опыт. Когда я приходила с книжных фестивалей и приносила детям пакеты с книгами, у нас был такой диалог: «Я вам принесла подарки» — «Какие подарки?» — «Книги» — «Понятно, а нормальные-то подарки принесла?».
Когда в семье много книг, могут возникать следующие истории. Ты спрашиваешь: «Хочешь книжку почитать?» — «Нет». Закрыли книгу, положили на холодильник. Через некоторое время спрашиваешь ещё раз, получаешь такой же ответ, и вы кладёте книгу на подоконник. Получается, что эти «не хочу» лежат по всей квартире.
Мне кажется, нам стоит вспомнить про свой книжный опыт, когда в детстве книг всегда не хватало. Особенно тех, которые ты очень хотел прочитать. Я веду курсы для детей, где мы занимаемся групповым расчитыванием, у нас есть своя библиотека, которая умещается на стуле. Это книги из моей домашней библиотеки, которые прошли строгий отбор: они точно понравятся детям, которые не любят и не хотят читать. Дети приходят, садятся, видят какие-то книжки, им интересно их взять и порассматривать, а я не даю этого делать. Они говорят: «Пожалуйста, пожалуйста, можно? Если я не возьму сейчас, то потом Петя возьмёт эту книжку». Я говорю: «Нет, сейчас у нас занятие, мы делаем другие интересные вещи». И когда они видят, что к книгам нельзя свободно подойти, то после занятия разлетаются через секунду. Подбегает орава, они всё разбирают и уносят домой. Причём дети знают, что в следующий раз я спрошу, о чём была эта книга.
3. Обсуждайте с детьми книги, которые читаете сами
Читающие при ребёнке родители — большая редкость. Используйте эти моменты, чтобы говорить с ним о книге, которую читаете прямо сейчас, или даже пробуйте зачитывать фрагменты. Например, моя дочка когда-то очень любила овечек, а я как раз в это время читала «Охоту на овец» Харуки Мураками. Когда она узнала об этом, то сказала: «Там убивают овечек, мне их жалко». Я предложила прочитать ей фрагмент книги вслух, чтобы она увидела, что там никого не убивают. Я прочитала ей описание пастбища, и она была в таком восторге: мама дала ей прикоснуться к своей книге.
Можно обсуждать книги с другими взрослыми при детях. Я обсуждаю книги по телефону со своей мамой.
У нас с ней похожий вкус, маме нравится современная русская женская проза, например, Марина Степанова. Мы с ней созваниваемся и обсуждаем какие-то книги, а дети всё это слышат.
4. Читайте вслух. И записывайте чтение на диктофон
Родители целый день проводят на работе, и если после этого они хотя бы десять минут читают детям вслух, это становится мощным замком, который скрепляет отношения. Ещё можно не только читать вслух, но и записывать чтение на диктофон. Телефон для этого не подходит, потому что он всё время будет переключать внимание на себя. На диктофоне только одна кнопка — включить и выключить
Папа садится, читает им вслух, всё это записывается на диктофон. Одна глава в детской книге длится в среднем 10-15 минут, этого времени хватает, чтобы мероприятие под названием «вечернее чтение» состоялось. Когда папа уезжает в командировку, дети слушают записи. Они включают его, когда едят, когда рисуют. Это не просто текст, это воспоминание о том, как было хорошо с папой вечером.
5. Не игнорируйте аудиокниги — они помогают освоить текст
Аудиокниги — облегчение для детей, которые не очень уверенно чувствуют себя и видят в основном буквы, а не образы. Они сначала привыкают, а потом возвращаются к бумажной книге. Этот механизм работает и с фильмами (да-да). Дети сначала смотрят фильм, узнают, чем там всё закончится, а потом берут книгу и читают. Бывает, что дети берут книгу даже после спектаклей. Ведущая театральной студии рассказала, как поставила с подростками «Дядю Ваню», а потом к ней пришёл мальчик и спросил: «А почитать-то это где-нибудь можно?». Так что хорошо прочитанная аудиокнига, особенно если слушать её с родителями и обсуждать сюжет, тоже может помочь привить любовь к чтению.
6. Напишите книгу про ребёнка — это ещё один способ помочь ему начать читать
Сфотографируйте или нарисуйте своего ребёнка, прилепите на листочек и напишите: «Это Коля». Потом сфотографируйте, как он ест, и напишите: «Коля ест». Дальше можно сфотографировать, как он спит, играет и так далее. Сделайте такую книгу и покажите ребёнку в три года — пусть он посмотрит на всё это. Когда ему будет четыре года, он поймёт, что буквы можно как-то складывать в слова и начнёт пытаться это делать. Читать о себе всегда интереснее. Моей дочери 12 лет, и она с удовольствием сама садится и читает книжку о том, что она делала девять лет назад: лепила ёжиков, мешала тесто, лепила из него печенье.
На самом деле для школьники, которые испытывают трудности в чтении, могут походить на курсы писательского мастерства — это хороший способ преодоления трудностей в чтении. Вроде бы ребёнок учится писать, но при этом учится и читать. У меня на курсе была девочка, которая запиналась и пропускала слова при чтении. Но когда читала свой текст, то не пропускала ни одного слова. Для неё это было очень важно.
7. Не бойтесь, что ребёнок не прочитает школьный список литературы на лето
Берите список по литературе, ручку и первым делом зачёркивайте книжки, которые точно ребёнку не нужны. За время общения с преподавателем можно понять, что он хотел, включая ту или иную книгу в список. Например, в первом классе в нашем учебнике был фрагмент из «Хоббита». Преподаватель решил, что раз есть кусочек из Толкина, значит надо читать всю книгу. Я говорю: «Извините, ребята» — и вычёркиваю это. Мы пробовали смотреть фильм по книге, но у детей не пошло: им было просто страшно.
После этого вычёркивайте все книги, которые дети знают наизусть. В первом классе вместе с «Хоббитом» нам попалась «Красная шапочка». Я вычеркнула эту книгу, потому что мы её прекрасно знаем. Дальше выбираем книги, которые можно заменить аудиокнигами и фильмами. Если ребёнка не тянет читать «Буратино», просто покажите ему фильм. Сюжет отложится, и когда текст из книги попадётся ему в учебнике, ребёнок с ним справится, потому что будет старше на полгода-год.
Затем выбирайте книги, которые вы прочитаете вслух.
Остаётся небольшая выборка книг, которые ребёнок может прочитать сам. Вы берёте этот список и говорите: «Смотри, тут учительница посоветовала эти книги. Что тебе из этого интереснее всего будет читать?». Он выбирает, и вы начинаете читать. Однажды летом наш сын прочитал одну или две книги, но худо-бедно культурный багаж мы пополнили. Часто родители боятся, что они придут в школу сентябре и их спросят, прочитал ли ребёнок весь список. Просто ответьте, что прочитали не все. В этом нет ничего страшного.

 

 

 Бугрей Татьяна Сергеевна, г. Химки: 

 Не первый год перед учителями литературы стоит сложная задача - пробудить в детях желание читать. Проблема с чтением художественной литературы была всегда. Сколько люди учатся, столько и существуют ученики, которые занимаются не по собственному желанию, а по наущению родителей, учителей.
К сожалению, за последние десятилетия ситуация только усугубилась. Появились сборник с краткими содержаниями, а позже и интернет, в котором содержатся не только пересказы художественных произведений, но и ответы на вопросы, которые может задать учитель.Всё чаще педагог оказывается вынужден идти на различные ухищрения, чтобы проверить, действительно ли ученик ознакомился с текстом.
Но прежде чем придумывать каверзные задания и сложные вопросы, стоит задуматься, почему же дети не хотят читать. Почему мир художественной литературы не кажется для них интересным и захватывающим? Может, они просто не понимают, как именно нужно читать?
На мой взгляд, ребенок, который не любит читать, просто не получил в детстве опыта правильного чтения. Возможно, его родители не читают. Или же он просто не нашел ещё ту книгу, которая захватила бы его.
Но мы же не можем вернуться в прошлое и научить его правильному чтению? Тогда стоит подумать, что мы можем сделать сейчас.
К сожалению, педагоги обязаны следовать достаточно жёсткой программе, которая, безусловно, направлена на то, чтобы ученик ознакомился с подлинными шедеврами русской и зарубежной литературы, однако зачастую не соответствует интересам читателей.
Если дети не читают программную литературу, может, стоит обратить внимание на то, что интересно им? Предоставить выбор? Неужели мы сам начинали с Л.Н. Толстого наше знакомство с книгами? Есть ли кто-то, чей литературный путь стартовал с Ф.М. Достоевского или Н.В. Гоголя?
Но как бы нам ни хотелось быть вечно молодыми и понимать подростков, мы уже являемся людьми другой эпохи, другого поколения. Рекомендуя детям свои собственные любимые книги, которые читали в подростковом возрасте, мы рискуем быть непонятыми и ещё больше отвернуть их от чтения, "завалив очередной нудятиной".
Выход, который я нашла для себя, - дать детям свободу выбора. Сейчас мало кто рискует делать покупки абсолютно вслепую. Стараются прочитать отзыв, если это интернет-магазин, а лучше вообще пощупать, потрогать и оценить будущее приобретение. Я в своём кабинете постаралась детям обеспечить возможность ознакомиться с тем, что же они могут почитать. Шкафы, полки и подоконники заставлены книгами, которые они могут взять в свободное время, полистать, взять домой, записавшись, а могут и принести свою книгу, которой хотят поделиться. Главное отличие от библиотеки заключается в том, что они имеют полный свободный доступ к этой литературе, они могут подойти в любое время, пока идут уроки, и выбрать то произведение, которое покажется интересным им.
Еще один способ, взятый мной на вооружение - рекомендации сверстников. Подросток с гораздо большей вероятностью прислушается к однокласснику, чем к педагогу или родителю. Поэтому наряду с обычными уроками можно проводить занятия, где ученики будут рассказывать о своих литературных находках, делиться тем, что их заинтересовало.
Спустя несколько месяцев после организации такого литературного пространства я вижу, что на переменах дети постоянно собираются рядом с книжными полками, листают книги, обсуждают. Многие подходят и берут книги домой, спрашивают про конкретных авторов. Дети открыли для себя Толкиена и Агату Кристи, заинтересовались Буниным, Чеховым, Булгаковым. Пусть многие эти книги не входят в программу, зато они пробуждают интерес к чтению и учат видеть в книге не только скучные строчки и заумные предложения, но и новые яркие миры.
Надеюсь, мой опыт окажется для вас интересным!

 

 

 Тукачева Елена Александровна, г. Коломна: 

В первую очередь, я считаю, что вопрос «Как научить детей читать?» не возникает в тех семьях, где чтение является повседневным и привычным занятием. Если ребенок каждый раз с самого раннего возраста видит перед глазами пример того, как родитель предпочитает чтение просмотру телепередачи, он понимает, что чтение – это важное и интересное занятие. Если родитель читает вместе с ребенком (а не только вместо него), уделяет особое внимание проговариванию интересных моментов, обсуждает мысли и поступки героев, пытается вместе с ребенком выяснить, как автор передал ту или иную мысль, ребенок тоже будет обращать на все это внимание в будущем при самостоятельном чтении книг.
А истинное удовольствие в чтении книг, по моему мнению, как раз и заключается в том, что, не видя образов, навязанных «картинкой», кадром, ты сам пытаешься его воссоздать в своем воображении. И когда какой-то образ формируется, возникает перед глазами, это иногда даже удивляет. Как так получилось, что я вижу героя таким, а мой друг – вот таким? А как автор описал героя? Точно ли я понял его слова?
К тому же, люди, которые умеют воспринимать красоту слова, будут получать удовольствие, читая строки, созданные благодаря мастерству писателя и его чувству прекрасного. Это особенно видно в поэзии: читая стихи Сергея Александровича Есенина, удивляешься, как поэт нашел столько слов для описания природы. Читая стихи и поэмы Владимира Маяковского, восхищаешься тому, как он смог изменить привычный облик слов ради передачи смысла.
То удовольствие, о котором я говорю выше, можно получить только во время чтения. При просмотре фильмов, клипов, конечно, человек тоже вовлечен в процесс анализа происходящего, но не в такой степени, как во время чтения. Фильм дает нам готовую «картинку» и оставляет простор для фантазии только при использовании какой-либо недосказанности. Люди, работавшие над созданием фильма, уже дают нам готовый образ. Книги же позволяют нам трактовать образы так, как нам хочется.
Я считаю, что нужно показать это ребенку, научить его видеть эти тонкости, продемонстрировать возможности выдуманной вселенной в книгах, и тогда он потянется к чтению сам, чтобы создать свою реальность на основе реальности автора. Ту реальность, в которой все выглядит так, как хочет сам читатель. Да, автор сказал нам, что обои в комнате героя были голубыми, а на столе стояла очаровательная ваза с ромашками. Но ведь мы можем наложить на это описание свои воспоминания, например. И тогда это будет уже не незнакомая история, а очень даже близкая нам.
Также я считаю, что для внеклассного чтения следует предлагать не только классику детской литературы, но и современные произведения. Особенно те произведения, анализ которых еще не выложили в интернет. Тогда будет повод самостоятельно подумать, сформировать свою точку зрения, а не перенять чужую. Этот опыт, как мне кажется, будет очень интересным для детей. Деятельность, в которой ты успешен, конечно же, нравится больше, чем та, в которой что-то не получается. А в чтении не может что-то не получаться: читателя никто не контролирует, никто не ставит за сформированное читателем мнение оценку.
Таким образом, я считаю, что важно приучать к чтению с самого раннего возраста и в семье. В дальнейшем необходимо показывать возможности слова, возможности книжных вселенных. К тому же важно не ограничиваться в выборе книг только популярными классическими произведениями.

 

 

 Серебрякова Елена Викторовна, г. Королёв: 

Постоянно ведём в городе работу по привлечению школьников к чтению книг. Что бы ни говорили, что бы ни писали, даже вопреки. Это смысл и предназначение нашей профессии -будить души словом. Даже сейчас, когда в школах нет детей, создали проект "Читаем дома" с рекомендацией книг. С удовольствием со всеми учителями поделимся.

 

 

 Нечипоренко Наталья Валентиновна, г. Химки: 

Почему утрачен интерес к чтению у современных школьников? Почему родители перестали занимать ребенка книгой? Причин этому много. Мощным потоком обрушилась на сознание человека (или ребенка) информация. Телевидение вещает 24 часа в сутки, визуальный ряд не требует усилий читателя, радиостанции «крутят музыку нон-стоп», мобильный телефон перестал быть средством связи, все направлено на развлечение, массовая культура требует драйва, экшна, Интернет берет в плен еще не окрепшие умы детей. Психологи и логопеды бьют тревогу: в России растет поколение неговорящих детей, у которых снижена мотивация к вербальному общению, контакту с окружающим миром. Общество оказалось в противоречивой ситуации: технический прогресс, инновационные технологии, все больше внедряясь в нашу жизнь, породили духовную пустоту, оскудение языка, вырождение речи. Что делать в этой ситуации педагогу, учителю литературы и русского языка и , в целом, школе? Невозможно обойтись, на мой взгляд, без государственной программы, направленной на поддержку и развитие в системе образования гуманитарных наук и знаний.
И все же что может сделать сам учитель, чтобы противостоять сумасшедшему нашествию гаджетов? Как вернуть интерес к книге и литературе? Как возродить традиции семейного чтения, интереса родителей ребенка к книге?
Методическое объединение словесников нашей школы постоянно находится в поиске ответов на эти вопросы. У каждого учителя есть свой особый подход к решению этой проблемы, свои излюбленные формы уроков и внеклассных мероприятий. Традиционными стали Читательские конференции в начале учебного года
Более 60-ти учащихся школы (начальной, средней, старшей) приняли участие в школьном конкурсе буктрейлеров. Многообразие номинаций конкурса позволило ребятам проявить свои пристрастия, интересы, увлечения. Технология создания буктрейлера по любимой книге такова, что ребенку приходится создавать свой проект дома, за своим компьютером, и тут невозможно обойтись без поддержки и помощи своих родителей. Интерпретировать сюжет книги, подобрать правильно цитаты, музыкальное оформление, даже выбрать книгу для создания буктрейлера помогают родители. Так или иначе книгу приходится читать и родителям учащихся. Конкурс буктрейлеров вовлекает в процесс чтения всю семью, и это помогает воспитанию и образованию ребенка, ибо, по словам Сухомлинского,
«семья без книги, без библиотеки в лучшем случае не оказывает никакого влияния на школьное воспитание, а в худшем случае такая семейная среда отупляет ребенка, ограничивает его умственное развитие, и школе приходится прилагать большие усилия, чтобы ограниченность интеллектуальных интересов семьи чем-то компенсировать»
Выбор авторов, произведений для создания буктрейлеров показал, что для учащихся начальной школы по-прежнему популярными остаются сказки Г.Х.Андерсена, Дж.Родари, А.Волкова, рассказы детских писателей А.Алексина, В.Крапивина, В.Драгунского. Книги этих авторов, безусловно, прочитаны и родителями, и детьми, о них могут размышлять и спорить разные поколения. Победители школьного конкурса буктрейлеров приняли участие в городском конкурсе.
После подведения итогов школьного и городского конкурса буктрейлеров самые интересные работы ребят были представлены на фестивале «Читающая школа» В течение недели на каждой перемене в актовом зале шла трансляция роликов. Ребята, участники конкурсов, сами комментировали и представляли свои работы.
В рамках фестиваля «Читающая школа» проходит и конференция научно-исследовательских и проектных работ по литературе, литературному краеведению.
Тема научно-исследовательской, а затем и проектной работы ученицы 8 класса Марии Качановой определилась, когда она узнала об увлечении мамы поэзией и творчеством Марины Ивановны Цветаевой. Семья побывала в Доме-музее М.И.Цветаевой в г.Александрове, в Болшевском Доме-музее. Все это не могло не заинтересовать девочку, ей захотелось узнать больше о неординарном поэте, и началась исследовательская деятельность.
М.И. Цветаева – поэт со сложной и трагической судьбой. Непросто вести о ней разговор с современным поколением школьников. Неординарность поэтического дарования, своеобразная художественная манера не всегда понятны ребятам даже старших классов.