Уважаемые коллеги!
Вы можете ознакомиться с полученными нами ответами на вопрос "Методика обучения написанию сочинения ЕГЭ по русскому языку (задание № 27), логика комментирования: опыт подготовки"
Ответы участников дискуссии:
Семерикова Оксана Александровна, г. Истра:
Нужен ли литературный пример в аргументации?
Минаева Наталья Борисовна, г. Серпухов:
Уважаемая Оксана Александровна, на курсах обучения экспертов ГИА -11 в 2020 году было сказано, что примеры из художественной литературы приводить не нужно.
«Можно, если он встраивается в ваше рассуждение, если он действительно подходит, если он действительно будет подтверждать ту мысль, которую вы доказываете» (И.П. Цыбулько).
«Никто не запрещает обращаться к литературным аргументам… НО если будет приведён аргумент, который не соответствует заявленному суждению, ребёнок получит 0 баллов за собственную позицию; получит 0 баллов, если это будет нарушение логики, поэтому не пишите об актуальности проблемы в наше время, и если будет допущена фактическая ошибка, мы снимем еще баллы за факты, поэтому будьте очень осторожны с приведённой аргументацией» (И.П.Цыбулько).
Дремезова Людмила Михайловна, г. Истра:
Хочу познакомиться с поэтапной методикой обучения написанию сочинения ЕГЭ по русскому языку. Интересен опыт подготовки педагогов.
Христюк Евгения Николаевна, г. Химки:
ЕГЭ по русскому языку обязателен для всех выпускников, Это накладывает огромную ответственность на учителя, так как необходимо научить всех отвечать на вопросы тестовой части и писать сочинение.
Система подготовки к сочинению построена так: сначала мы учимся определять проблему, поставленную автором в тексте.Это вопрос, который тревожит автора, ради которого и был написан этот текст. Учимся избегать второстепенных проблем, которых автор только касается, и они не раскрыты в данном отрывке.
Если проблем несколько, смотрим, какую из них можно наиболее ярко прокомментировать примерами-иллюстрациями из текста.
В связи с изменением структуры сочинения самая большая проблема - научить комментировать текст. Выпускники должны понять, что прокомментировать текст - это не пересказать, а проанализировать его, включив два примера со своими пояснениями. Главное в этом деле - правильно понять замысел автора, а если это художественное произведение, то иногда подтекст может не совпадать с текстом. Вот этому вдумчивому, осознанному анализу текста и надо учить.
Писали мои одиннадцатиклассники на уроке сочинение по отрывку из произведения Чехова "В ландо".Там провинциалка-помещица Марфуша катается со своими столичными кузинами в ландо и задает неприличные, с точки зрения знатной родни, вопросы. С ними барон , который рассуждает о незначительности творчества Тургенева и приписывает ему авторство "Обломова". Провинциальная родственница плачет от негодования, а столичные кузины говорят ей : "Это неприлично, Марфуша".
Очень многие написали в своих сочинениях, что Марфуша невоспитанная, не умеет себя вести, позорит своих двоюродных сестер. От учеников ускользнула ирония Чехова, разоблачение невежества именно барона и столичных девушек.
Пришлось еще раз перечитывать текст, объяснять, что такое чеховский подтекст, ирония, юмор.
С публицистическими текстами немного проще: там все качества людей, нравственные категории названы своими словами. Мы всегда подчеркиваем в тексте основные,важные для понимания проблемы, слова, находим части текста, которые сможем использовать при комментировании.
Еще одна трудность нового вида сочинения - нахождение смысловой связи между примерами. Здесь мы пользуемся таблицей Андрея Нарушевича по видам связи. Обращаю внимание выпускников, что эта таблица похожа на таблицу придаточных, и связи между примерами могут быть такие же, как между главной и придаточной частью предложения.
Авторская позиция обычно трудностей не вызывает. Если ученик правильно сформулировал проблему, он видит и позицию автора по этой проблеме. Проблема -вопрос, авторская позиция - ответ на этот вопрос.
По поводу аргументации собственного мнения до сих пор существуют разногласия даже среди учителей. Некоторые требуют привлечения примеров из художественной литературы, кто-то ограничивается 1-2 предложениями, поясняющими свою точку зрения. Я думаю, что 2-3 предложений, логически доказывающих важность данной проблемы, вполне достаточно.
Резюмируя, хочется отметить, что работа над сочинением - это системная работа в течение всего года с разбором текстов разной направленности, разного стиля. Это долгий путь, но нам в помощь мотивация выпускников, их осознанная работа для получения максимального результата на экзамене.
Лаврухина Валерия Геннадьевна, г. Жуковский:
Начинаю информационно говорить о 27 задании в конце 10 класса. Обучаю написанию 27 задания после декабрьского сочинения. Главное первое-сформулировать проблему. Предлагаю примерно 100 формулировок и далее тренируется самостоятельно. Далее предлагаю композицию согласно формулировке задания. Кто-то может воспользоваться. Основной сейчас упор на комментарии к тексту:они дорого стоят. Готовлю свои тексты, задание:заполнить пропуски:смысловые, логические, грамматические. Чёткую сетку ОЦЕНИВАНИЯ делаю, учу этому соответствовать. Показываю образец примерный:сама пишу, разбираем. Учу искать авторскую позицию по главной проблеме, обосновать согласие или несогласие с ним. Много с учениками пишу, много проверяю, указываю на ошибки, так как сама являюсь экспертом. Поэтому результаты хорошие.
Бакирова Надежда Павловна, г. Химки:
1. В начале подготовки к сочинению я знакомлю учеников с планом развернутого ответа и с требованиями к нему. Для этого пользуюсь только материалами ФИПИ. В Демонстрационном варианте четко прописано, каким должно быть сочинения. Указаны все этапы работы ученика над заданием №27.
2.Отрабатываем методику написания сочинения. Провожу несколько уроков, посвященных каждому этапу:Урок по методике выявления проблемы.Урок по приемам написания комментария.Урок по выявлению примеров -иллюстраций и связки между ними.Урок по определению авторской позиции.Урок по формулированию собственного мнения.Урок по композиции сочинения.
На каждом уроке обязательно знакомлю учащихся с «Критериями оценивания задания с развёрнутым ответом» (из того же Демонстрационного варианта с ФИПИ). Кроме того, мы пишем сочинения, которые оцениваются только по критерию К1 (К2, К3 и т.д.)
3.После серии уроков провожу «Игру в экспертов». На сайте ФИПИ в открытом доступе размещены сочинения учеников, уже проверенные и оцененные экспертами. («Аналитические и методические материалы….»). Учащиеся проверяют сочинения по «Критериям оценивания» и выставляют баллы. Затем сравниваем, как оценили (можно провести работу в группах или парах), объясняем, почему именно такое количество баллов получила работа по критерию, и сравниваем с образцом проверки.Ребята начинают понимать, что требуется от них, что и как они должны написать, чтобы работа была оценена по максимуму.
Ученики придирчиво оценивают чужие сочинения, обращают внимание буквально на все, даже на почерк. Когда ребятам говорю, что нужно разборчиво писать, они пропускают это мимо ушей. Когда проверяют сами то, что читать невозможно, - шквал возмущений.На чужих сочинениях очень хорошо видно, что вот здесь не выявлена авторская позиция, а здесь нарушена логика рассуждений. Если класс сильный, можно продолжить тренировку и дальше по критериям. Особенно интересны критерии К7 (Соблюдение орфографических норм) и К8 (Соблюдение пунктуационных норм).Такие «игры в экспертов» учат ребят внимательно относиться к тексту, следить за логикой рассуждения, избегать многих ошибок. Когда человек понимает, за что его «наградят» баллами, а за что снимут, результат оказывается выше.Думаю, что эта методика в подготовке к сочинению не нова. Наверно, многие учителя так готовят своих учеников к экзамену.
Кукушкина Марина Евгеньевна, г. Богородский:
Задание 27 ЕГЭ позволяет ученику набрать достаточно большое количество баллов при условии соблюдения всех критериев к написанию сочинения-рассуждения. Важно логически выстроить свою работу. Комментарий к сочинению нам напоминает ОГЭ, где ученик приводит два примера из текста, но не просто их указывает, а грамотно комментирует, не забывая про смысловую связку. Я использую в своей работе тексты и для подготовки к ОГЭ (умение находить примеры к комментарию). Ученик должен также научиться видеть, что помогает сформулировать проблему текста, а также выделять главные предложения и ключевые слова, не забывать про мини-выводы. В сочинении (от начала до конца) должна звучать проблема, о ней мы не забываем, тогда не будет нарушена логика в работе. Достаточно серьезный вопрос стоит об использовании литературных примеров в аргументации. В критериях к проверке сочинения сказано, что достаточно высказать собственное мнение по поводу позиции автора текста. Я считаю, что все-таки литературные примеры должны быть сохранены. Мы же говорим о связи литературы и русского языка. В итоговом сочинении дети в своём рассуждении привлекают литературные тексты. А в сочинении ЕГЭ, получается, мы это теряем. Мое мнение – нужно показать знание литературных произведений.
Уже с 5 класса необходимо готовить детей к написанию части С. Я на уроках русского языка выдаю ученикам карточки с текстами, предлагаю варианты ответов, где, например, нужно сформулировать проблему текста или найти варианты ответов, что соответствует или не соответствует его содержанию. Также дети могут работать на уроках по «частичному» тексту (дана часть сочинения, и нужно его закончить ). Такие сочинения мы проверяем в группах, читаем вслух и обсуждаем вместе.
Парфёнова Наталья Васильевна, г. Серпухов:
Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ – самостоятельная творческая работа ученика, однако существуют определенные требования, предъявляемы данному виду работы. Предоставляю опыт своей работы по данному вопросу: технология написания сочинения, согласно требованиям ЕГЭ, технология написания сочинения по тексту Т. Тэсс «Голубая ель» и вариант сочинения по данному тексту.
Шаг Варианты речевого оформления
1. Напишите вступление.
1)«Я прочитал текст (автор – фамилия, имя), и его размышления не оставили меня равнодушным (ной)»
Помните, что вопрос не должн формулироваться в виде законченного предложения.
2. Сформулируйте проблему, поднятую автором в тексте. 1)«Автор поднимает проблему…»
2)«Автор рассматривает в тексте много проблем, но самая важная, на мой взгляд, это …»
«Автор пытается найти ответ на проблемный вопрос …»
3)Абзац (проблема) ЗАПИШИ ЕЁ КАК риторический вопрос.
Может ли человек совершать добрые поступки в «век железных коней»?
Нужно ли сохранять вещественную (историческую ) память ?
Есть ли место милосердию в наши дни?
В наших ли руках будущее планеты?
В чем заключается мастерство русских писателей ?
Жива ли классическая литература?
В чем современность русской классической литературы?
Всегда ли мы делаем правильный (нравственный) жизненный выбор?
Как стать другом? Важна ли книга для нас сейчас?
Жива ли любовь? В чем вред СМИ, телевидения, ИНТЕРНЕТА?
Над этой проблемой размышляет автор предложенного для прочтения текста - ф.о. автора, сведения об авторе, которые соответствуют содержанию текста. Его размышления не оставили меня равнодушным (ой).
Помните, что проблема должна быть связана с темой, «вытекать» из неё. Чтобы не спутать проблему с темой, проблему рекомендуется формулировать в виде вопроса, не имеющего однозначного ответа.
3. Прокомментируйте проблему (объясните её актуальность, значимость для общества или лично для вас Приведите 2 примера из текста (2 предложения без указания № предложений) и сопоставьте увиденные вами 2 факта (предложения). В тексте может быть предложение автора, которое объединяет найденные вами аргументы.
1)«Эта проблема очень актуальна, потому что…»
2)«Эта проблема относится к числу «вечных», потому что…»
3)«Данная проблема всегда волновала меня, так как …»
4)«Наверное, нет ни одного интеллигентного человека, который бы не понимал значимость данной проблемы, потому что …»
5) Автор, рассуждая о ( милосердии, дружбе, нравственном выборе, мастерстве русских писателей, о нашем понимании искусства, о взаимоотношении природы и человека, о важности книги в жизни человека…), приводит интересный случай из своей практики (жизни; историю, им услышанную, свидетелем или очевидцем которой он стал… ( два предложения о истории, факте, которые он рассказал в тексте).
4.Сформулируйте авторскую позицию (идею текста, ответ автора на проблемный вопрос).
1)«Автор считает, что…»
2)«Позиция автора ясна: …»
3)«Отвечая на проблемный вопрос, автор приходит к выводу:…»
Помните, что авторская позиция может быть прямо не сформулирована в тексте. В художественном тексте позиция героя может не совпадать с позицией автора.
Если же позиция автора открыто обозначена в тексте, сформулируйте её своими словами, избегая простого цитирования.
5. Выразите своё мнение по отношению к авторской позиции: согласие, несогласие, частичное согласие.
1)«Я согласен с автором…»
2)«Не могу согласиться с автором. Я считаю, что…»
3)«Я могу лишь отчасти согласиться с автором. Я согласен с тем, что …, но не могу признать правильным …»
4)Нельзя не согласиться с позицией автора ( Я разделяю его точку зрения на данную проблему). Справедливо пишет автор: «». ( афоризм автора, его самые яркие слова по данной проблеме). ( «Искусство - вот то, что делает нашу жизнь радостнее, интереснее, глубже», - так пишет автор).
Абзац. ( ТЕЗИС УЧЕНИКА, который он потом будет доказывать АРГУМЕНТАМИ). Искусство, по- по моему, та «живительная сила», которая сохраняет в нас самые глубокие человеческие чувства, учит нас добру, искреннему проявлению чувств.
Помните, что в случае несогласия с автором своё мнение нужно высказывать корректно, помня о соблюдении этических норм.
6. Обоснуйте справедливость своего суждения. МОЖЕТЕ использовать в своих рассуждениях аргументы, опираясь на знания, жизненный и читательский опыт.
1)«Действительно, есть много примеров, подтверждающих это…»
2)«Справедливость высказанной автором мысли доказывают многие произведения русской литературы. Например, в …»
3)«В жизни я не раз сталкивался с ситуациями, которые заставляли меня задуматься об этом…»
4)Русская ( мировая) литература никогда не стояла в стороне от нравственных проблем. Вопросы (чего?) всегда стояли в центре размышлений писателей. Л.Толстой, Н.Гоголь, А. Пушкин, М.Лермонтов, Н.Некрасов, А.Чехов, И. Тургенев, Н. Чернышевский, М.Салтыков – Щедрин в романе
( повести, драме, рассказе, политической сказке, романе-эпопее) поднимали вопросы (милосердного отношения к человеку).
1) Первый аргумент ( ФАКТ и ЕГО ОЦЕНКА)
2) Второй аргумент ( ФАКТ и ЕГО ОЦЕНКА).
Желательно, чтобы один из аргументов был из научной, публицистической или художественной литературы.
ВЫВОД.
Если так важна проблема…., то сегодня каждый должен задуматься над тем, как стоит жить ( по совести, сохраняя природу, бережно сохраняя традиции прошлого, вещественную и историческую память; помнить о тех, кто отдал свою жизнь во имя жизни других, «бить в колокол тревоги», то есть задумываться над тем, как ты живешь).
Объём сочинения – от 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких-либо комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение-рассуждение
Какие проблемы рассматриваются в текстах?
1. Проблема памяти о своих истоках, о своём детстве (Почему, повзрослев, человек ощущает связь с домом своего детства, с миром своего детства?) .
2. Проблема роли детства в жизни человека (Почему детство – важнейший этап жизни человека?).
3. Проблема исторической памяти (Зачем человеку хранить память о прошлом? Что значит любить свою семью и свою Родину?).
4. Проблема нравственного выбора (Чем объясняется нравственный выбор человека?).
5. Проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом (Может ли человек быть свободным от общества, других людей? Ограничивает ли общество свободу человека?).
6. Проблема несправедливости социального устройства общества (Естественно ли деление людей на богатых и нищих? Правильно ли устроено общество?).
7. Проблема предательства как духовного поражения человека (Каковы нравственные последствия предательства?).
8. Проблема отношения юношества к пожилым людям (Вправе ли юные пренебрежительно относиться к чувствам пожилых людей?).
9. Проблема ответственности человека перед самим собой и обществом в целом за реализацию своих способностей (Должен ли человек отвечать перед обществом за реализацию своих способностей?).
10. Проблема истинного и формального отношения к памяти павших (Полезно ли для детей организовывать музеи памяти героев только потому, что этого требуют взрослые?).
11. Проблема выбора и достижения поставленных целей (Какие цели нужно ставить перед собой? Как добиваться своей мечты?).
12. Проблема влияния человека на природу (Какова степень влияния человека на природу и в чём заключаются возможные последствия этого влияния?).
13. Проблема внутреннего противостояния искушению изобилием (Могут ли дети из бедной семьи противостоять искушению изобилием и не озлобиться?).
14. Проблема развития и сохранения русского языка (Усиление влияния жаргонизмов, молодёжного сленга – естественный или губительный процесс для русского языка?).
15. Проблема душевного состояния человека в условиях войны (Как влияют военные события и связанные с ними человеческие трагедии на душевное состояние людей, на их способность чувствовать, сострадать?).
16. Проблема взаимоотношений «отцов» и «детей» (Должна ли существовать ответственность старшего поколения перед молодёжью?).
17. Проблема готовности к жизни современной молодёжи (Готова ли к жизни современная молодёжь?).
Голубая ель
Мне рассказали недавно историю о ёлке, посаженной в одном московском дворе. Это была голубая серебристая ель. Голубое дерево из сказки.
Жильцы, въехавшие в новый дом, посадили ёлку сами. Дерево принялось. На ветках появились свежие, пушистые побеги. Голубая ель стала гордостью всего дома, его украшением. Она пышно разрослась, и вечером, если вы проходили мимо, вас касался задумчивый и щемящий запах лесной хвои, запах детства, запах чистоты.
И вот однажды, перед Новым годом, жильцы, выйдя из дома ранним утром, увидели, что ёлку кто-то срубил. Срубил не у корня, а забрал юную пушистую верхушку. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветки, словно ему отрубили голову. Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам, - смотрели с болью, содроганием, гневом...
На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку. Табличка была сделана добротно, старательно, на ней было написано крупными отчетливыми буквами: «Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту ёлку».
Ель засохла и умерла. Табличка на мёртвом дереве укреплена до сих пор.
Человек, убивший дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день. И каждый день мёртвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном.
(185 слов.) (По Т. Тэсс.).
Шаг Варианты речевого оформления
1. Определите тему анализируемого текста.
Автор данного текста – Т. Тэсс - размышляет об отношении человека к окружающему миру, его природным богатствам.
Помните, что тема не должна формулироваться в виде законченного предложения, иначе вы рискуете подменить тему идеей, то есть авторской позицией.
2. Сформулируйте проблему, поднятую автором в тексте. Писательница пытается найти ответ на проблемный вопрос «Какова степень влияния человека на природу и в чём заключаются возможные последствия этого влияния?»
Помните, что проблема должна быть связана с темой, «вытекать» из неё. Чтобы не спутать проблему с темой, проблему рекомендуется формулировать в виде вопроса, не имеющего однозначного ответа.
5. Выразите своё мнение по отношению к авторской позиции: согласие, несогласие, частичное согласие.
Невозможно не согласиться с позицией автора.
И для Т. Тэсс, и для героев её текста ель была «живым» существом, не только радовала глаз, но и душу. Убить ее означало убить не только красоту, но и часть души человека.
Помните, что в случае несогласия с автором своё мнение нужно высказывать корректно, помня о соблюдении этических норм.
6. Обоснуйте справедливость своего суждения. Приведите два аргумента, опираясь на знания, жизненный и читательский опыт.
К сожалению, лесов становится все меньше. Глобальная причина их исчезновения — человеческая деятельность, отмечает Лидия Беляева, инициатор проекта «Посади Лес» Зеленого движения России ЭКА. Леса горят, засоряются, вырубаются. Посчитано, что ежегодно с лица земли исчезает 11 мил. га лесов – это в 10 раз превышает масштабы лесовосстановления. Потрясает факт: половина тропических лесов Амазонки исчезнет к 2030 году.
Русские писатели никогда не стояли в стороне от нравственных проблем, в том числе и от бездушного отношения человека к природе. Чеховский доктор Астров с возмущение говорил : «Допускаю, руби леса из нужды, но зачем истреблять их? Русские леса трещат под топором, гибнут миллиарды деревьев, …исчезают безвозвратно чудные пейзажи». На вопрос «Зачем я родился?» совершенно справедливо отвечает поэт Г. Горбовский: «Отвечу, изволь, чтоб радовать землю!»
Наверное каждый из нас должен найти ответ на этот вопрос. Я бы ответил так: «Человек должен быть не только хозяином, но и защитником природы, её умным преобразователем. Полюбившаяся тебе голубая ель, посаженная кем-то во дворе, берёзовая роща, неугомонный птичий мир, луговые цветы, грибы и лесные ягоды…Не должна рука человека подниматься, уничтожая эти богатства…Не несите вред, а защищайте, творите Добро, искореняйте Зло!»
Желательно, чтобы один из аргументов был из научной, публицистической или художественной литературы.
ВАРИАНТ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ по тексту Т. Тэсс «Голубая Ель»
Автор данного текста – Т. Тэсс - размышляет об отношении человека к окружающему миру, его природным богатствам.
Писательница пытается найти ответ на проблемный вопрос «Какова степень влияния человека на природу и в чём заключаются возможные последствия этого влияния?»
Эта проблема относится к числу «вечных». С давних времен человек не противопоставлялся природе, а, скорее, был одной из его частей, умел открывать для себя ее красоту, видеть в ней источник вдохновения, радости.
Т Тэсс рассказала историю голубой ели, посаженной жителями московского двора и варварски кем-то уничтоженной. Это была не просто ЕЛЬ. Это была «гордость всего дома, его украшение»! Голубая серебристая ель плохо приживается, требует особого за собой ухода, а эта «пышно разрослась», люди чувствовали «запах детства». Не случайно автор упоминает о запахе «чистоты»: он говорит о чистоте помыслов людей, сотворивших такое простое и искреннее дело. Не трудно представить, состояние людей, ставших свидетелями варварского обращения с «юной пушистой» красавицей: «боль, содрогание, гнев». «Памятник подлецу» - таков людской приговор срубившему елку.
Я думаю, что автор солидарен с жильцами дома. В этом я убеждаюсь, читая такие строки: «…мёртвая ель… напоминает ему о содеянном». Можно ли пробудить совесть у того, кто совершил это деяние? Люди нашли свой способ сделать это – табличка – «молчаливый укор»!
Невозможно не согласиться с позицией автора. И для Т. Тэсс, и для героев её текста ель была «живым» существом, не только радовала глаз, но и душу. Убить ее означало убить не только красоту, но и часть души человека.
К сожалению, лесов становится все меньше. Глобальная причина их исчезновения — человеческая деятельность, отмечает Л.Беляева, инициатор проекта «Посади Лес» Зеленого движения России ЭКА. Леса горят, засоряются, вырубаются. Посчитано, что ежегодно с лица земли исчезает 11 мил. га лесов – это в 10 раз превышает масштабы лесовосстановления. Потрясает факт: половина тропических лесов Амазонки исчезнет к 2030 году.
Русские писатели никогда не стояли в стороне от нравственных проблем, в том числе и от бездушного отношения человека к природе. Чеховский доктор Астров (пьеса «Вишневый сад») с возмущение говорил: «Допускаю, руби леса из нужды, но зачем истреблять их? Русские леса трещат под топором, гибнут миллиарды деревьев, …исчезают безвозвратно чудные пейзажи». На вопрос «Зачем я родился?» совершенно справедливо отвечает поэт Г. Горбовский: «Отвечу, изволь, чтоб радовать землю!»
Наверное, каждый из нас должен найти ответ на этот вопрос. Я бы ответил так: «Человек должен быть не только хозяином, но и защитником природы, её умным преобразователем. Полюбившаяся тебе голубая ель, посаженная кем-то во дворе, берёзовая роща, неугомонный птичий мир, луговые цветы, грибы и лесные ягоды…Не должна рука человека подниматься, уничтожая эти богатства…Не несите вред, а защищайте, творите Добро, искореняйте Зло!»
Нечипоренко Наталья Валентиновна, г. Химки:
В 2019 году выпускники школ на ЕГЭ по русскому языку писали сочинение по тексту в новом формате:комментарий проблемы должен опираться на примеры из текста.
Перед учащимися поставили задачу более глубоко поработать с самим текстом.
Учителю, соответственно, необходимо организовать эту работу и помочь выпускникам построить свой текст в соответствии с новыми требованиями.
Сначала определяем, для чего нужны автору текста примеры, можно ли их рассматривать как аргументы , применяемые автором для доказательства своей точки зрения. Для этого необходимо вспомнить типы речи текста. Особенно подробно останавливаемся на таком типе речи, как рассуждение. Ребята часто не могут отличить тезисы от аргументов. Провожу сначала практикумы по текстам типа речи рассуждение: учимся находить доказательства в рассуждении.
Работа с текстом ЕГЭ проходит по следующим этапам;
Первый этап: работаем над умением определять и грамотно формулировать проблему текста. Проблема текста - это вопрос, который волнует автора и с которым он обращается к читателям текста. Ответ на данный вопрос - это и есть основная мысль текста.
Второй этап: определяем и формулируем основную мысль, в ней заключена и авторская позиция. Задаемся вопросом: какие аргументы (примеры) использует автор, чтобы раскрыть основную мысль, то есть донести до читателя свою(авторскую) позицию.Необходимо найти именно конкретные примеры, а не тезисы.
Третий этап: работа с примерами-аргументами. На этом этапе начинаем обсуждать, анализировать, используем и элементы пересказа. Необходимо установить между ними смысловую зависимость. Почему именно эти примеры использует автор?
Они могут дополнять друг друга, могут быть противопоставлены друг другу. Даем оценку, характеристику этим примерам, приходим к микровыводу.
При подготовке к таким урокам можно смело использовать такую технологию работы с текстом, как РКМЧП. Учителю необходимо разработать систему вопросов к тексту, методику анализа. Подготовка ребят к экзаменационному сочинению - это сложный процесс, который требует от учителя использования всевозможных педагогических, методических и технологических приемов.