Уважаемые коллеги!
Вы можете ознакомиться с полученными нами ответами на вопрос "Проблемы, возникающие при подготовке обучающихся 9-х классов к сдаче итогового собеседования, и пути их решения"
Ответы участников дискуссии:
Голунова Елена Николаевна, г. Истра:
Наибольшую трудность при прохождении итогового собеседования у девятиклассников вызывает пересказ текста с дополнительным привлечением информации. Школьники допускают неоправданно длинные паузы в речи, искажения в произношении имён собственных и терминов, фактические ошибки, пропуски важных микротем текста, также проблемой является логичное включение в пересказ высказывания и использование способов цитирования в речи. Чтобы улучшить качество выполнения этого вида работы, необходимо использовать разнообразные по стилю, структуре и более сложные по своей информативной нагрузке (в том числе и тексты параграфов учебника) тексты. В V-IX классах следует предлагать специальные обучающие задания. Смысл этой работы - научить детей способам деятельности по созданию устного текста на основе исходного. Основные этапы работы могут быть следующие: 1) уточнение (учителем) речевой задачи; 2) вступительное слово об авторе и произведении, откуда взят текст для изложения (если это необходимо); 3) чтение текста обучающимся; 4) определение темы и основной мысли исходного текста; 5) анализ его содержания и структуры (составление композиционной схемы и плана текста), словарная работа, анализ языковых особенностей текста. Работе над исходным текстом может предшествовать предварительная лексическая подготовка. Ее назначение – предупредить различного рода речевые ошибки и недочеты, подготовить к восприятию текста. Также серьезное внимание следует уделить обучению приемам цитирования. Важно помочь обучающимся оценить место и назначение цитаты в тексте, соотношение с авторской речью, уместность цитирования.
Савченко Ольга Константиновна, г. Рузский:
Проблемы при подготовке к ИС: нет времени на подготовку; современные ученики мало читают, общение в гаджетах не способствует развитию устной речи. Как решаю проблемы? Начала систематическую работу с 5 класса по развитию навыков, связанных с соблюдением орфоэпических, лексических, грамматических и стилистических норм. Развиваю навыки ораторского искусства: в учебнике для 6 класса (Ладыженская и др, 2019) введена проектная деятельность. Ученики готовят мини-проект и выступают с ним (использую уроки по развитию речи). Для учащихся 9 класса распечатываю тексты, учу работать с карандашом: подчеркнуть основную мысль микротемы, ключевые слова, главные предложения. Работает зрительная память. Каждый ученик читает текст, остальные внимательно слушают, отмечают ошибки. Особое внимание уделяю числительным: распечатана таблица склонения числительных (тема изучалась давно, подзабыли). Цитированию тоже нужно учить с 5-6 класса. На уроке литературы при описании героя прошу подобрать цитаты к образу (перед заданием объясняю, зачем это нужно). Трудности есть и при создании монологического высказывания. Тоже работу надо начинать с 5-6 кл.При написании сочинения сначала дети создают устный вариант, проговаривают его, соблюдая композицию: вступление, основная часть, вывод/заключение. Не секрет, что общаются дети с помощью смайликов и т.п. в сетях, телефонах. Потому прошу родителей принять участие в подготовке к ИС: разговаривать с детьми, задавать вопросы. Ответ ребёнка должен быть полным. Конечно, обучающиеся должны читать вслух - это главное правило, успех подготовки к ИС!
Христюк Евгения Николаевна, г. Химки:
Устное итоговое собеседование в 9 классе вводилось уже в тот момент, когда пришло осознание, что наши выпускники, нацеленные на сдачу стандартизированных тестов и написание шаблонного сочинения, разучились отвечать устно. Собственно и задумывался этот вариант экзамена как возможность вновь вернуться к старой доброй форме устного экзамена.
В чем же проявились основные трудности при подготовке выпускников к итоговому собеседованию?
Выяснилось, что не все учащиеся 9 класса умеют выразительно читать вслух, видя пунктуационное оформление и поставленные ударения.Проблемы возникли ровно у тех выпускников, у которых и в письменной речи были трудности с постановкой знаков препинания. Поскольку практически весь 9 класс мы занимаемся синтаксисом предложения, особое внимание я уделила составлению схем предложений разной структуры, акцентируя внимание на том, что запятые необходимы для правильного интонационного оформления предложения. Обращала внимание на вариативную пунктуацию, когда вместе с изменением места запятой меняется и смысл предложения.
При отработке навыков выразительного чтения я использовала работу в парах. Ученики оценивали чтение по критериям. Делали это систематически, практически на каждом уроке, на это уходило 5-7 минут.
С пересказом текста тоже не все было гладко. Надо было научить выпускников вычленять главное, а не кидаться списывать весь текст, что они делали поначалу. Мы выписывали фамилию, имя, отчество главного героя обязательно с ударениями, основные вехи его жизненного пути с датами. При подготовке к письменному изложению перед тем, как начать писать, тоже обязательно проговаривали основные микротемы, особенно на начальном этапе подготовки к экзамену.
Монологический ответ на предложенную тему потребовал обращения к основам ораторского мастерства. Для создания текста-повествования использовали теорию топиков. Надо сказать, это был очень удачный опыт, и учащиеся, используя топики, с легкость описывали любую фотографию
Некоторым легче было рассуждать на предложенную тему, и здесь мы работали параллельно с подготовкой к сочинению-рассуждению. Вспоминали структуру любого рассуждения, учились выдвигать тезисы и искать аргументацию, доказывающую их.
Подготовку к тексту-повествованию мы проводили как составление небольшого сценария к фильму, даже иногда рисовали картинки. Мне важно было, чтобы выпускники поняли, что повествование - это всегда динамика, развитие действия.
И конечно же, учащиеся должны знать, что в их высказывании должно быть не менее 10 фраз, лучше чуть больше. Я доже предлагала при рассказе загибать пальцы, чтобы понимать, сколько предложений сказано.
При работе с диалогом самое главное - научить полному ответу на вопрос. Слова для первого предложения должны браться из самого вопроса. Должно быть понятно, на какой вопрос дается ответ. Не начинаем ответ с "потому что"и с личных местоимений.
Даже если выпускник хорошо готов к экзамену, это все равно для него стрессовая ситуация, поэтому приходилось обучать простым психологическим приемам : глубоко подышать, потереть руки, чтобы их почувствовать и т.д.
Доброжелательное отношение педагога, вера в успех каждого ученика - залог успешного прохождения первого такого важного для ребят испытания.
Лаврухина Валерия Геннадьевна, г. Жуковский:
Если собеседование задумано как спонтанная сдача, с листа, то тематика текстов подобран хорошо, а вот темы для монолог и беседы узковаты. И девятиклассники, и собеседники (это же учителя по другим учебным дисциплинам) не владеют свободным полем вопросов-ответов и оказываются привязанными к заданным в тестах. Надо наращивать общий культурный уровень сдающих, чтобы они имели возможность беседовать более расширенное, а не о конфликтах в семье или в среде одноклассников. Если описание фотографии, то мелкие изображения на них не чёткие, получаются нелогичные ответы. И орфоэпическая сторона:считаю, что ударения в фамилиях, даже классиков, несколько раз предложенные для произнесения, не показатель орфоэпической грамотности.
Добрынина Юлия Александровна, г. Химки:
При подготовке к устному собеседованию в 9 классе возникают следующие проблемы:не умение выразительно читать текст и его пересказывать.Для решения данной проблемы я предлагаю своим ученикам чтение текстов с соблюдением орфоэпических,лексических и грамматических норм.
Учимся выделять главное: находим ключевые слова,выделяем микротемы.
Чтобы подготовиться к монологическому высказыванию,учимся выдвигать тезисы и искать аргументы.Работаем над описанием фотографий.Пожалуй,это основные проблемы,с которыми мне пришлось столкнуться.
Климачева Галина Владимировна, г. Химки:
Существуют ли проблемы при подготовке обучающихся 9-х классов к сдаче итогового собеседования? Конечно, существуют. Я остановлюсь на некоторых из них.
Во-первых, при чтении предложенного текста ученики неправильно произносят числительные. Как исправить эти грамматические ошибки? Необходимо включать в упражнения числительные и повторять не только правописание, но и произношение числительных. Кроме того, подбирать тексты для чтения, в которых встречаются числительные.
Во-вторых, пересказывая текст, ученики пропускают микротемы. Чтобы учащиеся не допускали подобных ошибок, необходимо в процессе подготовки к собеседованию научить ребят составлять план текста и научить выделять ключевые слова. Кстати, эти упражнения помогут правильно написать сжатое изложение.
В-третьих, в задании, связанном с составлением текста, наибольшую сложность, на мой взгляд, вызывает описание фотографии. Учащиеся не соотносят тему, заявленную в задании, с тем, что они в итоге рассказывают, на чем останавливают свое внимание. Помогут справиться с этим заданием упражнения, связанные с описанием картин. Эти упражнения необходимо выполнять не только в 5-7 классах, но и 8,9, а также на уроках литературы можно описывать репродукции к произведениям.
Таким образом, систематическая подготовка к итоговому собеседованию поможет учащимся сдать собеседование успешно.
Бакирова Надежда Павловна, г. Химки:
Характерные ошибки, допускаемые учащимися при чтении текста:медленный, быстрый или «скачкообразный» темп;замены звуков, слов;пропуски слов, звуков;
перестановки;добавления;искажения: повторы звуков, слогов и слов;неправильное прочтение окончания зависимого слова;ошибки при постановке ударения в словах;
употребление числительных.
Ошибки, допускаемые учащимися при пересказе текста: нарушена логика высказывания (абзацы переставлены местами, вставлены предложения из разных абзацев);пропущены микротемы;высказывание опущено или вставлено логически неверно;большие паузы при ответе.
Примерные задания, помогающие избежать ошибок в монологической речи:
Составление плана ответа.Подбор рабочих материалов.Собственные устные рассказы (например, о летних впечатлениях, о временах года).Письменные тексты устных рассказов.Обсуждение устных высказываний учащихся.Прослушивание аудиозаписи с устными высказываниями учащихся.Анализ и самоанализ устных высказываний учащихся.
Ошибки, допускаемые учащимися в диалоге:дан односложный ответ на вопрос собеседника;при ответе не учтена речевая ситуация;используются односложные синтаксические конструкции;ответ отличается бедностью словаря.
Формы работы, используемые для устранения ошибок:неподготовленная или подготовленная беседа;диспут;игра, правилами или сюжетом которой предусмотрено речевое взаимодействие;словесные игры («Садовник», «Факты»);чтение по ролям;
инсценирование литературных текстов.
Надо вовлекать учащихся в диалог на публицистические темы (образ жизни, круг деятельности, окружающий мир и т.д), добиваясь решения коммуникативной задачи путём исключения односложных ответов.
Добиваться от учащихся развёрнутого ответа на вопрос, обращая внимание на смысловую цельность, речевую связность и последовательность монологического высказывания.
Кустова Татьяна, г. Химки:
Устное собеседование — это проверка коммуникативной компетенции школьника, то есть приобретенных им знаний, навыков, умений в выражении своих мыслей и в общении, поэтому необходимо обратить внимание на совершенствование навыков устной (монологической и диалогической) речи, в частности чтения, и не только на уроках русского языка и литературы, но и на других уроках. Проблемы есть и немалые! Это и орфоэпические ошибки (допускаются даже в тех словах, в которых стоит знак ударения, искажения в чтении имён собственных, терминов, научной и публицистической лексики, наличие грамматических ошибок при склонении имён числительных. Фактические ошибки при пересказе, неумение логично включать высказывание в пересказ, неумение использовать способы цитирования в речи. При выполнении задания, где требуется построить монологическое высказывание, всё сводится к тому, что ребёнок отвечает на вопросы, данные в задании, вместо создания цельного текста, маленький объём монологического высказывания (5-7 фраз), большое количество неоправданных пауз в речи. При участии в диалоге ребята давали неполные ответы на вопросы, высказывания некоторых ребят отличались бедностью словаря и однообразием грамматических конструкций. Сказывается недостаток чтения. Как исправить ситуацию?
Нужно почаще вызывать детей к доске! Таким образом ребенок обретает навык работы с аудиторией, речевая деятельность оценивается учителем и учениками. Важно отмечать сильные стороны небольшого выступления – это обязательно, но и указать на то, что можно улучшить. Пересказ, ответ на вопрос, постановка вопроса, беседа с учителем, выступление с готовой или неподготовленной речью, учебная беседа в парах или в группах, дискуссия, участие в дебатах, деловые и ролевые игры, построение доказательств и опровержений, защита проекта — все это косвенная подготовка к устному собеседованию. Можно устраивать и целые уроки-дискуссии под руководством учителя с обязательной рефлексией: что получилось и что необходимо скорректировать в дальнейшей работе.
Для выработки навыков выразительного чтения в качестве образца можно брать видеоотрывки, аудиозаписи дикторов телевидения. Можно записывать небольшие выступления учащихся и затем анализировать их как самостоятельно, так и в группе. Главное – снижать порог страха у детей, корректно давать замечания. Не стоит забывать об этом.
Минаева Наталья Борисовна, г. Серпухов:
Мне кажется, одной из проблем итогового собеседования может быть и нестандартная, непривычная обстановка: современным школьникам редко приходится отвечать устно перед «жюри», которое вдобавок ведет запись ответа на компьютере и располагается вне зоны видимости.
Если ученик успешен и подготовлен, задания ему по силам и даже кажутся подозрительно простыми, слабому ученику весьма непросто, а страшное слово «экзамен», которым зачастую называют итоговое собеседование, еще больше пугает его.К тому же (давайте будем откровенны) проводимые тренировочные работы мы умышленно усложняем, стараясь доказать учащимся, что готовиться нужно ответственно и качественно.
Работу по подготовке нужно начинать задолго до 9 класса, уделяя внимание и эмоциональной составляющей собеседования в том числе. Наряду с важностью изучения материала все же напоминать ученикам, что данный этап – небольшая тренировка перед настоящими экзаменами.
Фалалеева Ольга Валентиновна, г. Истра:
Коммуникативные способности всегда были очень важны для личностного развития, получении профессии, адаптации в социуме. В школе сейчас на всех уроках ведется огромная работа, направленная на развитие коммуникативных способностей школьников, однако особая роль отводится урокам русского языка и литературы. Именно на этих уроках проводится целенаправленная работа по подготовке к итоговому собеседованию, которое дает возможность оценить коммуникативные способности выпускников.
Самым сложным в итоговом собеседовании для учеников бывает пересказ текста. В текстах всегда много дат и имен собственных, которые школьники не успевают записать, запомнить. Следует отметить, что дети не достаточно быстро и внимательно читают текст, поэтому пересказ вызывает у них трудности. Сложно учащимся дается работа с цитатой. Часто при пересказе они забывают о ней и пытаются вставить в самом конце.
Для составления монолога большинство учеников выбирают описание фотографии, но, к сожалению, качество фотографии оставляет желать лучшего. Пытаясь рассмотреть фотографию, школьники путаются в словах, останавливаются.
Задание четвертое считаю каким-то узким, часто повторяющим ответ задания 3.
Подготовку к итоговому собеседованию организую следующим образом. На своих уроках во всех классах даю задание читать вслух, пересказывать отдельные части текста, весь текст. Составлять план краткий и развернутый. Обязательно спрашиваю биографию авторов произведений, прошу подобрать какие-либо цитаты об авторах и включить их в свое сообщение.
При работе над сочинением по картине сначала слушаю устное сочинение, прошу учеников прокомментировать ошибки.
Для разминки на каждом уроке русского языка даю какую - либо тему, учащиеся готовят монолог. (Опишите вид из окна. Почему важно заниматься спортом? Как я провел выходной день и т.д). Два раза в неделю во внеурочное время провожу консультации по подготовке к ОГЭ.
Горина Светлана Ивановна, г. Богородский:
Опыт прошлого года по подготовке обучающихся к сдаче итогового собеседования показал, что трудности возникают разные. Есть обучающиеся, которые не умеют быстро и выразительно читать, а затем пересказывать текст. Поэтому на уроках литературы при изучении биографии писателей детям предлагалось подготовить текст с интересными фактами (до 180 слов), которыми в начале урока ученики обменивались для прочтения (работали в парах) и включения информации в рассказ о жизни и творчестве писателя или поэта. При подготовке к монологическому высказыванию (повествование) предлагала ребятам смоделировать ту или иную ситуацию для составления текста, не бояться фантазировать, объясняя, что то, о чем они рассказывают, не обязательно должно было произойти с ними в реальной жизни. Ещё есть пожелание: увеличить время на подготовку к пересказу до 3 минут. Это позволит ребенку лучше подготовиться к пересказу с включением цитаты. Согласитесь, что дети сразу начинают делать пометки для ответа, а цитату просто вставляют перед текстом или в конце. Добавленная минута позволит ребенку начать работу именно со знакомства с цитатой и определения места для ее логичного использования при пересказе. Также желательно, чтобы фотографии были цветными, это будет более привычным для обучающихся и расширит их возможности при составлении текста-описания.
Терских Наталья Анатольевна, г. Богородский:
Чтобы повысить уровень грамотности детей, особенно с неродным русским языком, нужно больше читать русскую классику. Выбирать при этом произведения наиболее актуальные по содержанию на данный момент. Просить учеников самим составлять вопросы к тексту, объяснять значения трудных слов(архаизмов, историзмов, диалектизмов), учить их делать комплексный анализ текста, в который включать вопросы по истории, литературоведению, географии и т. д. Часто сама составляю тесты и викторины форма "Исправь ошибку". Эта работа всегда интересна детям.
Антонова Ирина Алексеевна, г. Богородский:
Итоговое собеседование по русскому языку как допуск к ГИА - экзамен, требующий серьезной подготовки. Введено это испытание было в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы для проверки навыков устной речи у школьников. Обозначим поэтапно трудности, с которыми сталкивается каждый педагог.
Задание первое - чтение текста вслух. Трудности: девятиклассники мало читают вслух, зачастую утерян навык выразительного чтения даже у "сильных" учеников. Выход из положения: на уроках русского языка и литературы использовать больше заданий, подразумевающих чтение фрагментов текста, в домашние задания включать выразительное чтение. Это заставит обучающихся дома читать вслух.
Задание второе - пересказ с цитированием. Трудности: определение микротем текста, сохранение последовательности изложения, качество пересказа, уместность цитирования. Как работаем? На всех уроках планируем задания по определению основной мысли абзаца и написанию или устному формулированию этой мысли своими словами. Цитаты и их использование в тексте - это отдельные задания: можем ли мы рассматривать данную цитату как тезис к тексту , как вывод к тексту и т.д.
Безусловно, проводим дополнительные занятия по сборникам для подготовки к устному собеседованию.
Чекурина Елена Витальевна, г. Серпухов:
Безусловно, устный экзамен направлен на проверку речевых навыков учащихся, а наши дети больше общаются виртуально, при помощи смайликов и коротких, но ёмких сообщений. Нельзя сбрасывать со счетов и общий уровень умственного развития каждого ребёнка, а также его моральную готовность высказывать свои мысли вслух.
Поэтому, начиная с 5 класса, я считаю целесообразным давать всем ребятам определённые чёткие алгоритмы, например, построения текстов разных типов речи. Даю несколько клише для начала каждой части высказывания. То есть учу строить речевой "скелет", который год за годом будет обрастать индивидуальными речевыми особенностями ребят.
Отдельные упражнения провожу по выразительности чтения. Очень важно показывать учащимся, как изменение интонации, паузы меняют саму суть высказывания. Здесь в помощь и уроки литературы, и элементы театральных упражнений.
Эта база даёт возможность всем учащимся гарантированно сдать устный экзамен.
А вот качество сдачи (то есть количество баллов от 10 до 20) это очень дифференцированная работа. Задача учителя- дать каждому его максимум.
Самое сложное в устной речи- её сиюминутность, поэтому речевые, грамматические ошибки практически неизбежны. Есть над чем работать!
Сисякина Альбина Александровна, г. Протвино:
При подготовке к итоговому собеседованию использовала так называемые "сингапурские технологии". В январе 2018 года была на семинаре профессионального развития учителей образовательных организаций Московской области в г.о. Дзержинский, там показали много приемов развития коммуникативных компетенций. Особенно эффективно, на мой взгляд, они работают при подготовке к заданию 3 (монологический ответ на заданную тему). Из множества обучающих структур выбрала для себя клок баддис ("друзья по часам") для организации работы в парах, инсайд-аутсайд сёкл ("внутренний и внешний круг") и куиз-куиз-трейд ("опроси-опроси-обменяйся карточками"). Не могу сказать, что делала все строго по правилам, но суть сохраняла. Подготовила карточки: нашла огромное количество возможных тем для беседы и распечатала на карточках (1 тема=1 карточка). Начала с работы в парах: ученики брали карточки, искали свою "пару по времени" и каждый высказывался на свою тему. Потом работу усложнила, используя инсайд-аутсайд сёкл: девятиклассники вставали в два круга по периметру кабинета, я давала тему и задавала время на обдумывание, потом ученики из внешнего круга отвечали своему партнеру из внутреннего круга, потом отвечали ученики из внутреннего круга. Далее менялась тема, а ученики, двигаясь по кругу, менялись партнерами. Самым любимым приемом у учеников оказался куиз-куиз-трейд: каждый брал карточку, произвольно выбирал пару, они по очереди давали развернутый ответ на вопрос темы (каждый своей), потом благодарили друг друга, менялись карточками и каждый искал себе другую пару из освободившихся ребят, чтобы продолжить работу. Эти приемы я активно использовала примерно в течение 2 месяцев до экзамена практически на каждом уроке, отводя на нее минут 15-20. Таким образом, каждый ученик имел возможность на уроке проговорить сам 3-4 темы и столько же выслушать. Устное собеседование сдали без проблем, так как абсолютно все темы были проговорены и выслушаны, а страх перед монологическим высказыванием преодолен.
Кочерыгина Анастасия Олеговна, г. Богородский:
Все ученики 9-х классов принимают участие в сдаче итогового собеседования. К сожалению, результаты оказывается неутешительными и оставляют желать лучшее, хотя учащихся готовят к экзамену долго и упорно С какими проблемами сталкивается учитель и ученик при подготовке к устному собеседованию? Многие читают «без точек и запятых», путают слова, додумывают окончания слов и проглатывают слоги. Во время чтения типичными становятся ошибки в правильном употреблении форм имен числительных, которые в тексте написаны цифрами . Возникает много ошибок, связанных с постановкой ударения («создАл» вместо «сОздал», «водопрОвод» вместо «водопровОд»).
Во втором задании учащиеся 9-х классов должны пересказать текст. Для многих детей выполнить это задание оказалось затруднительно , так как у школьников отсутствует умение выделять ключевые слова, необходимые для пересказа. Ещё одна проблема заключается в том, что не все ученики умеют выделять микротемы, важные для пересказа. А ведь делать это они учились на подготовке к изложению на ОГЭ. В пересказе много орфоэпических ошибок, ребята искажают слова, переосмысливают и додумывают содержание текста.Комплексные задания № 3 и № 4 (монолог и диалог) — самая трудная для девятиклассников часть собеседования. Как показывает практика, привести минимум десять фраз по теме высказывания — задача не из простых. Почему так происходит? От чего это зависит? По моему мнению, не хватает у детей словарного запаса, незнание структуры типов речи и правил построения монологического высказывания, неумение дать ответ на предложенный вопрос в полном объеме . С такими проблемами столкнулись все учащиеся без исключения.
Умение вести беседу в заданном направлении — посильная задача далеко не для каждого выпускника. И это не означает, что выпускники не обладают такими навыками. Дело в том, что проверка умений проходит в форме экзамена.
Парфенова Наталья Васильевна, г. Серпухов:
Устное собеседование по русскому языку вводится в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы для проверки навыков устной речи у школьников.
Во время устного собеседования по русскому языку оцениваются коммуникативные навыки девятиклассников, выявляются их способности к ведению диалога на заданную тему, умения осуществлять монологические высказывания, ретранслировать и пересказывать прочитанные тексты, грамотно применять интонационную окраску при донесении информации до собеседника. Основной акцент делается на спонтанную речь, поэтому на подготовку к заданиям выделяется не более 1-2 минут.
Выпускникам основной школы предстоит выполнить четыре вида заданий:
Итоговое собеседование по русскому языку за курс основной школы включает 4 задания открытого типа с развёрнутым ответом:
Задание 1 – чтение вслух текста научно-публицистического стиля.
Задание 2 – пересказ текста с привлечением дополнительной информации.
Задание 3 – тематическое монологическое высказывание.
Задание 4 – участие в диалоге.
Можно выделить ряд проблем, возникающих в ходе подготовки к сдаче ИС, и предложить пути их решения.
Типичные пробелы в умениях, навыках учащихся, выявленные в ходе проведения ИС по русскому языку. Пути решения проблемы при подготовке к ИС по русскому языку
1. Чтение вслух текста научно-публицистического стиля.
Основными проблемами являются низкий уровень общеобразовательной подготовки учащихся по следующим вопросам:
- уровень техники чтения отдельных учащихся;
- неумение учащихся видеть и использовать при чтении графические символы, в частности знак ударения, который сопровождает имена собственные и сложные термины;
- не соответствии интонации знакам препинания текста (паузы, фразовое ударение, словесное ударение, повышение – понижение громкости голоса)
орфоэпическая подготовка учащихся;
- ошибки в произношении имени числительного, представленного в цифровой форме записи, грамматические ошибки при склонении имён числительных.
Рекомендации:
• самостоятельное систематическое чтение вслух текстов небольших объемов (2-3 мин.);
• выработка «приемов зоркости» (запоминания орфоэпических норм по памяткам, орфоэпические диктанты, дидактические тематические игры);
• систематические «пятиминутки чтения вслух» на уроках русского языка;
• использование приемов работы в паре, группе;
• задания ученикам для самостоятельного подбора или составления текстов публицистического стиля речи.
• систематическая орфографическая работа в классе (использование индивидуальной, парной, групповой работы по самопроверке и взаимопроверке);
• использование «орфографических памяток по написанию имен числительных»
2. Пересказ текста с привлечением дополнительной информации.
Основными проблемами являются:
- низкое владение технологией пересказа текста;
- неумение выделять «ключевые» слова в каждом абзаце;
- низкий уровень логики и как следствие этого – неправильное определение места цитаты;
- неумение использовать способы цитирования в речи;
- искажение в произношении имён собственных и терминов;
- фактические ошибки при пересказе.
Рекомендации:
• использовать в работе задания на логику (логически завершить или начать данный текст; составить текст из отрывков, данных в неправильной последовательности; подбирать слова, предложения из предложенного ряда по определенной теме и т.д.)
• тренировочные упражнения на конкретный данный вид работы
• обеспечить каждого учащегося справочным материалом «способы цитирования» и практиковать упражнения в рамках темы;
• предоставить каждому учащемуся список терминов, полных ФИО деятелей культуры, искусства, науки и техники, общественных деятелей для тренировочного чтения.
• Систематические упражнения в пересказе (от абзаца - к полному тексту).
3. Тематическое монологическое высказывание.
Основными проблемами являются:
-раскрытие темы не в полном объеме;
- не достаточно высокий уровень печатной продукции (фотографии не цветные, однотипные, не всегда выражают четко идею, тему);
- недостаточный объём монологического высказывания (менее 10 фраз);
- неоправданные паузы в речи,
- односложные ответы вместо связного текста.
Рекомендации:
• Предоставить четкую, яркую, разнообразную по темам печатную фотографическую продукции. Для этого разбить все тексты на блоки («Спорт», «Искусство», «Культура», «Наука», «Великие люди Отечества», «История государства» и т.д. ), разместить все блоки в доступной платформе для учеников;
• Систематическая, целенаправленная работа по составлению собственных тематических текстов (работа на время);
• формирование банка текстов, составленных учениками, откорректированных, проверенных учителем, как образцов.
4. Участие в диалоге.
- неточные или неполные, односложные ответы на вопросы;
- умение обмениваться информацией с собеседником сформировано недостаточно устойчиво.
Рекомендации:
• тренировочные упражнения по составлению диалогов на разные темы, воспроизведение диалогов в паре, группе;
• формирование банка диалогов на различные темы как образцы для работы ученику;
• практика публичного выступления на различного рода мероприятиях (учебная беседа в парах или в группах, дискуссия, участие в дебатах, деловые игры);
• формировать умение создавать самостоятельные монологические высказывания по предложенной речевой ситуации.
5. Проблемы речевой подготовки учащихся:
- достаточно большое количество различных речевых ошибок;
- бедность словаря и однообразие грамматических конструкций.
Рекомендации:
• предоставление ученикам «Памяток» «Виды речевых, грамматических ошибок»;
• задания на корректирование предложений и текстов с различного рода речевыми и грамматическими ошибками;
• воспроизведение монологической и диалогической речи в группе, паре с последующим исправлением допущенных ошибок;
Устное собеседование — это проверка коммуникативной компетенции школьника, то есть приобретенных им знаний, навыков, умений в выражении своих мыслей и в общении. В связи с этим особую роль здесь отводится учителю как координатору всей работы. От профессионализма, творческого подхода к решению данных проблем зависит успех ученика на ИС. Естественно, учитель должен владеть современными педагогическими технологиями (информационно-коммуникативной, интеллектуально информационной, технология развивающего обучения, наглядным, исследовательским методами обучения). Учитель должен постоянно искать не только применение новых технологий, но прежде всего своих, личных, индивидуальных методов и приемов реализации этих технологий.
Курлова Светлана Алексеевна, г. Мытищи:
Каждому учителю русского языка и литературы известно,что такое итоговое собеседование. Введённые недавно изменения в формат итоговой аттестации для выпускников 9 классов заставляют по - новому подходить к отбору материала для урока родного, русского языка,литературы. Самые большие проблемы связаны не с тем,что учитель плохо готовит детей,а дети не умеют говорить грамматически правильно. Очень много причин здесь кроется и в психологическом состоянии ребенка. Конечно, репетировать можно сколько угодно. Но все мы понимаем,что если условно ученик из 9д не умел склонять числительные,то вряд ли он научится и за 4 месяца,да и произнёсет все это правильно. Умение работать с текстом должно быть сформировано к 9 классу. Ещё одна проблема,на мой взгляд,- это подробный пересказ текста. Сначала мы их учим всё делать сжато,подготавливая к ОГЭ,а затем вдруг возникает подробный пересказ,дети теряются. Отцитировании и работе с цитатой большинство и вспомнили только при введении ИС, так как ранее в 5- 8 классах, мы мало этого касаемся. Также к проблемам можно отнести и неумение детьми выстраивать связный текст за короткое время. В итоге,боясь сделать грамматическую или речевую ошибку,они начинают долго думать и теряют содержательную часть ответа. Что делать со всем этим? Как помочь ребятам справиться сосновными трудностями при сдаче Итогового собеседования? Кропотливую работу начинаем с 5 класса. Все учителя русского языка на уроках работают с текстами. Такой прием как пересказ текста никто не отменял. В 7 -х классах добавляем работ с цитированием,в 9 составляем диалог и высказывание. В 9 классе готовимся к собедованию через погружение в систему построения :подбираем текст,читаем выразительно,оцениваем друг друга, смешиваем ребят мало общающихся между собой,можно даже в пределах параллели,создаём диалог сами, пересказывает по цепочке,а если класс слабый,то и совместно, если класс сильный сразу тренируется на время.Все это хотя бы частично ,но помогает достичь определенного эффекта.
Старостина Ирина Владимировна, г. Коломенский:
Большинство проблем итогового собеседования связано с неподготовленностью детей к устному общению. Многие ребята отвечают односложно, часто теряются и молчат. К сожалению, подростки мало читают, с трудом анализируют текст, не всегда могут грамотно и логично выразить свою мысль.
Основная проблема собеседования — влияние непривычной обстановки. Современным детям не так часто приходится отвечать устно, при этом их ответ фиксируется на видео- и аудионосителе. Хорошо подготовленным учащимся все эти задания кажутся простыми, но ребята с низким уровнем подготовки считают, что задания трудные и непонятные.
Традиционно вся работа на уроках русского языка и литературы строится вокруг четырех видов деятельности, связанных с коммуникацией и работой с информацией: это слушание и говорение, чтение и письмо. Много читаем, отвечаем письменно на вопросы, пишем сочинения, рассуждаем. В формате письменной речи проще выполнить опрос всего класса, проверить и оценить всех. Работать в формате устной коммуникации сложнее, так как этот навык начинает уходить на второй план. В настоящее время немногие учащиеся готовы рассуждать, вступать в диалог, аргументировать свою точку зрения, развивать навыки выразительного чтения. Ученик начинает испытывать чувство страха, которое может возникать при устной работе на уроке: построение монолога перед аудиторией в классе требует определенных усилий, в том числе и психологических.
Устное собеседование — это проверка коммуникативной компетенции школьника, то есть приобретенных им знаний, навыков, умений в выражении своих мыслей и в общении. Позже эти умения трансформируются в коммуникативную компетентность, важную составляющую зрелой личности. Устное собеседование можно назвать метапредметным явлением. Нужная компетенция развивается на любых занятиях, где используется речь. Пересказ, ответ на вопрос, постановка вопроса, беседа с учителем, выступление с готовой или неподготовленной речью, учебная беседа в парах или в группах, дискуссия, участие в дебатах, деловые и ролевые игры, построение доказательств и опровержений, защита проекта — все это косвенная подготовка к устному собеседованию. На уроках непосредственно русского языка важен комплексный подход. Систематическое совершенствование навыков устной (монологической и диалогической) речи учащихся, в частности чтения.
Журавлева Ирина Александровна, г. Богородский:
Почему наибольшую трудность при прохождении итогового собеседования учащихся 9-х классов вызывает пересказ текста,, потому что дети не знают этих людей.Они не интересуются, избегают просмотра информационно-аналитических передач, программ, слабо знают достижения страны на мировой арене, не знают людей, прославивших свою страну в области науки и техники, медицины, спорта, искусства, военной науки. Им трудно говорить об этих людях.Преподаватели русского языка и литературы работают в связке с предметниками, которые дают задания подготовить развернутые рассказы о знаменитых людях страны. Дети эмоционально на уроках рассказывают о них. Так у них в памяти остается представление об этом человеке.
Готовясь к пересказу текста, учащиеся часто начинают переписывать текст на лист подготовки, но успевают переписать только один-два абзаца. Надо учить детей скорописи, включаем в подготовку проведение свободных диктантов, это учит концентрировать память, выбирать ключевые понятия, слова.
При подготовке к созданию текстов- описания по фотографиям, где представлены картины природы (желательно, чтобы они были цветными), мы учимся использовать примеры из поэтической речи (цитировать), девятиклассники учат очень много стихотворений и классиков , и современников. А с использованием предложений с изобразительно-выразительными средствами языка ответ получается красочный, эмоциональный.
Семичастнова Татьяна Анатольевна, г. Серпухов:
В период подготовки к итоговому устному собеседованию целесообразно проведение групповых и индивидуальных консультаций для девятиклассников. В силу своего подросткового возраста некоторые учащиеся более замкнуты, чем их сверстники. Таких разговорить непросто. Поэтому важно, чтобы учитель смог вовремя помочь ученику раскрыть тему на экзамене. Привести аргументы и доводы, правильно обосновать свою позицию. Здесь учитель выступает в роли наставника, помогая ученику преодолеть психологические барьеры, свойственные подростковому возрасту. Конечно, чем больше тренировочных упражнений выполнит учащийся, тем успешнее будет его ответ перед камерой. Личностно-ориентированная технология и педагогика сотрудничества поможет ученикам хорошо подготовиться к собеседованию.
Иващенко Инна Михайловна, г. Серпухов:
При подготовке к устному собеседованию в 9 классе всегда возникает много проблем. Учащиеся не умеют выразительно читать, возникают сложности с пересказом. Чтобы решить данную проблему, на уроках литературы, на дополнительных занятиях читаем небольшие тексты с соблюдением орфоэпических, лексических и грамматических норм, учимся видеть главное, выделять микротемы и ключевые слова. При описании фотографии тоже возникают сложности: ребята видят только крупные детали, мелкие ускользают от их внимания. На дополнительных занятиях, описывая фотографии, делаем акцент на то, что не сразу бросается в глаза, но имеет важное значение для успешного описания. Во время подготовки к монологическому высказыванию учимся правильно формулировать и выдвигать тезисы и подбирать аргументы. Ребята внимательно слушают ответы друг друга, высказывают свои мнения, учатся на ошибках других.
Сенина Татьяна Валерьевна, г. Лосино-Петровский:
При подготовке девятиклассников к сдаче устного собеседования, несомненно, возникают трудности. Во-первых, обучающихся пугает слово «экзамен», во- вторых, дети находятся в непривычной для них обстановке (их ответ записывается) и т.д. Подготовку к данному испытанию нужно начинать задолго до 9 класса, уделяя большое внимание эмоциональному вопросу.
Постараюсь перечислить самые распространенные ошибки, которые допускаются при чтении текста:
• медленный темп;
• искажение слов;
• постановка ударения в словах, в том числе в тех, в которых стоит ударение;
• употребление числительных.
Упражнения, помогающие избежать ошибки при выразительном чтении:
• поставить в словах ударения;
• дать лексическое толкование словам;
• чтение скороговорок;
• выразительное чтение в начале урока (5-10 мин.).
Ошибки при пересказе текста:
• пропуск микротемы;
• пропуск высказывания;
• неумение использовать способы цитирования;
• неумение логично включать в пересказ высказывание.
Чтобы избежать ошибок при пересказе, можно предложить работу в группах (1-ая группа задает вопросы по тексту, 2-ая – отвечает на вопросы).
К типичным ошибкам при выполнении третьего задания (монологическое высказывание) можно отнести:
• составляется менее 10-ти предложений;
• большие паузы в речи;
• однообразные синтаксические конструкции.
В качестве разминки на каждом уроке русского языка давать какую - либо тему, чтобы учащиеся подготовили монолог не меньше, чем из 10-ти предложений. (Описать вид из окна. Всегда ли нужно следовать моде? Как я провел осенние каникулы и т.д.).
Задание № 4 – участие в диалоге. Ошибки:
• часто ответы бывают односложные;
• однообразные синтаксические конструкции;
• ответы неточные, неполные.
Формы работы для устранения ошибок:
• неподготовленная или подготовленная беседа;
• диспут;
• словесные игры;
• чтение по ролям;
• инсценировка литературных текстов.