Уважаемые коллеги!
Вы можете ознакомиться с полученными нами ответами на вопрос "Аксиологический подход в преподавании государственного русского языка"
Ответы участников дискуссии:
Бакирова Надежда Павловна, г. Химки:
Аксиологический подход- совокупность теоретических идей, в основе которых лежит ориентация на систему социально-педагогических ценностей, ядром которой является понимание и утверждение ценности человеческой жизни, свободной созидательной деятельности и гуманного общения. Основная задача данного подхода - овладение ценностями общечеловеческой культуры, как духовной, так и материальной.В философских словарях аксиология определяется как наука о ценностях.Знание языка позволяет сохранять связь поколений, оно дает возможность шире смотреть на мир, понимать и принимать его во всем разнообразии. В этом заключается неразрывная связь языка и культуры. В трудах А. Д. Дейкиной, выделяется две стороны при изучении русского языка: «Первая сторона ценностного отношения к предмету, к культуре - основывается на знаниях и представлениях и может быть освоена и рационально (осознаю, понимаю), и эмоционально (чувствую). Вторая сторона касается чувств - чувства любви к языку, к культуре, которое возникает чувственным, эмоциональным путем на фоне интереса к языку и культуре (там, где интересно, эмоциональное чувство выше). Соединение двух сторон дает соединение образованности и нравственности: зная родной язык и родную культуру нельзя не оценить их, не проникнуться к ним теплым чувством (патриотическим!). В синтезе научного (воспринимаемого умом) и духовного (воспринимаемого сердцем) преодолевается духовная безграмотность и нравственный нигилизм». Ценности русской национальной культуры, в частности, культурные ценности своего края, своей малой Родины являются очень важными в воспитании учащихся. Любовь к родине начинается с чувства любви к тому месту, где родился и вырос.Формы знакомства с региональной культурой на уроках русского языка могут быть самыми различными: заочные экскурсии по городу, конкурсы на лучший пешеходный маршрут, читательские конференции о книгах по культуре своего края, составление толковых словарей о культуре своего края и другие. Обратимся к примерам. Интересной формой воспитания у школьников ценностного отношения к русскому языку, а также развития их речи являются ученические научные конференции.Уроки русского языка дают прекрасную возможность для воспитания ценностного отношения к родной природе, обогащению лексики школьников эмоциональнооценочной лексикой для описания природы, что, несомненно, воспитывает у школьников отношение к языку как важной культурной ценности. Школьников нужно учить видеть красоту во всем. В.А. Сухомлинский утверждал: «Красота- могучий источник нравственной чистоты, духовного богатства, физического совершенства. Важнейшая задача эстетического воспитания - научить ребенка видеть в красоте окружающего мира (природе, искусстве, человеческих отношениях) духовное благородство, доброту, сердечность и на основе этого утверждать прекрасное в самом себе « , выражать в ярком, эмоциональном слове свое отношение к красоте.Как показывает практика, подобные формы работы при изучении русского языка помогают воспитанию у школьников ценностного отношения к культуре, в частности русскому языку как феномену культуры и одной из важнейших ценностей человека. Разбуженное эстетическое чувство, богатство нравственных впечатлений развивает в ребенке творческие способности, которые находят выход в труде, в отношениях с людьми, в обретении активной жизненной позиции. Формирование умения бережно относиться к национальным культурным ценностям также служит важным средством повышения интереса к изучению русского языка в школе.Таким образом, цель такой работы видится в том, чтобы воспитать патриотические чувства и настроения: это восхищение красотой родной земли, гордость за свою малую родину, желание беречь и приумножать ее культурные ценности, что являются неотъемлемой частью общей земли нашей, которую зовут Россией.
Курлова Светлана Алексеевна, г. Мытищи:
В настоящее время важным является аксиологический подход к образованию. Современный ученик должен не просто получать новые знания, но и уметь применять их на практике. Цель данного подхода в том, чтобы овладеть ценностями общечеловеческой культуры. И конечно же, русский язык здесь играет ключевую роль. В научных трудах выделяется две стороны при изучении русского языка: «Первая сторона ценностного отношения к предмету, к культуре - основывается на знаниях и эмоционально (чувствую). Вторая сторона касается чувств - чувства любви к языку, к культуре, которое возникает чувственным, эмоциональным путем на фоне интереса к языку и культуре (там, где интерес-но, эмоциональное чувство выше). В рамках реализации аксиологического подхода на урока русского языка можно использовать интегрированное обучение. Во-первых, это повышает интерес к предмету, во-вторых языковой материал носит воспитательный характер, в- третьих, расширяет кругозор школьника. Смело можно объединять уроки истории и русского языка, русского языка и литературы, литературы и биологии, географии. Ведь При изучении истории родного края мы знакомимся с различными текстами, несущими разнообразную информацию. Формирование ценностного отношения к языку происходит через бережное отношение к слову.
Прокопец Татьяна Сергеевна, г. Химки:
Ребёнок ещё задолго до школы начинает понимать, что он не может существовать не в социуме. Задача учителя в контексте аксиологического подхода, как мне думается, состоит в том, чтобы объяснить школьнику, что человек – главная ценность общества, окружающие люди создают ценности и учат друг друга любить, беречь и приумножать их. Необходимо, чтобы ребёнок понял: каждый человек формирует свои собственные ценностные ориентации: социальные (семья, природа, общество), нравственные, эстетические и т.д. Педагог русского языка и литературы, на мой взгляд, на своих предметах наилучшим образом может реализовать аксиологический подход. Наши главные инструменты – тексты художественной литературы, позволяющие воспитывать, учить, показывать примеры, как положительные, так и отрицательные, помогать сделать правильный жизненный выбор. Нужно, чтобы не только дома, но и в рамках урока их читали и учитель, и дети, и профессиональные актёры (для этой цели использовать видеоколлекции). При работе с текстом важно привлекать интересные методы и формы работы (групповые и творческие, прежде всего). Необходимо создавать благоприятную атмосферу на уроке, чтобы обучающийся не только не боялся выступать, но и хотел этого, делал это с удовольствием. Непременным условием аксиологического подхода должно стать использование межпредметных связей (это может осуществлять как один педагог, так и несколько в рамках интегрированных уроков). Воспитание любви к книге – залог воспитания в ребёнке гармоничной нравственной личности.