Русский язык в Подмосковье Учебник ИРО Мамина школа

Аксиологический подход в преподавании государственного русского языка

Уважаемые коллеги! 

Вы можете ознакомиться с полученными нами ответами на вопрос "Аксиологический подход в преподавании государственного русского языка"

 

Ответы участников дискуссии:

Бакирова Надежда Павловна, г. Химки: 

Аксиологический подход- совокупность теоретических идей, в основе которых лежит ориентация на систему социально-педагогических ценностей, ядром которой является понимание и утверждение ценности человеческой жизни, свободной созидательной деятельности и гуманного общения. Основная задача данного подхода - овладение ценностями общечеловеческой культуры, как духовной, так и материальной.В философских словарях аксиология определяется как наука о ценностях.Знание языка позволяет сохранять связь поколений, оно дает возможность шире смотреть на мир, понимать и принимать его во всем разнообразии. В этом заключается нераз­рывная связь языка и культуры. В тру­дах А. Д. Дейкиной, выделяется две стороны при изучении русского языка: «Первая сторо­на ценностного отношения к предмету, к куль­туре - основывается на знаниях и представле­ниях и может быть освоена и рационально (осо­знаю, понимаю), и эмоционально (чувствую). Вторая сторона касается чувств - чувства люб­ви к языку, к культуре, которое возникает чув­ственным, эмоциональным путем на фоне ин­тереса к языку и культуре (там, где интерес­но, эмоциональное чувство выше). Соединение двух сторон дает соединение образованности и нравственности: зная родной язык и родную культуру нельзя не оценить их, не проникнуть­ся к ним теплым чувством (патриотическим!). В синтезе научного (воспринимаемого умом) и духовного (воспринимаемого сердцем) преодо­левается духовная безграмотность и нравствен­ный нигилизм». Ценности русской национальной культу­ры, в частности, культурные ценности своего края, своей малой Родины являются очень важ­ными в воспитании учащихся. Любовь к роди­не начинается с чувства любви к тому месту, где родился и вырос.Формы знакомства с региональной куль­турой на уроках русского языка могут быть са­мыми различными: заочные экскурсии по горо­ду, конкурсы на лучший пешеходный маршрут, читательские конференции о книгах по куль­туре своего края, составление толковых слова­рей о культуре своего края и другие. Обратимся к примерам. Интересной формой воспитания у школьников ценностного отношения к русскому языку, а также развития их речи являются уче­нические научные конференции.Уроки русского языка дают прекрасную возможность для воспитания ценностного от­ношения к родной природе, обогащению лекси­ки школьников эмоциональнооценочной лекси­кой для описания природы, что, несомненно, вос­питывает у школьников отношение к языку как важной культурной ценности. Школьников нуж­но учить видеть красоту во всем. В.А. Сухо­млинский утверждал: «Красота- могучий ис­точник нравственной чистоты, духовного богат­ства, физического совершенства. Важнейшая за­дача эстетического воспитания - научить ребен­ка видеть в красоте окружающего мира (природе, искусстве, человеческих отношениях) духовное благородство, доброту, сердечность и на основе этого утверждать прекрасное в самом себе « , выражать в ярком, эмоци­ональном слове свое отношение к красоте.Как показывает практика, подобные фор­мы работы при изучении русского языка помо­гают воспитанию у школьников ценностного от­ношения к культуре, в частности русскому языку как феномену культуры и одной из важнейших ценностей человека. Разбуженное эстетическое чувство, богатство нравственных впечатлений развивает в ребенке творческие способности, которые находят выход в труде, в отношениях с людьми, в обретении активной жизненной пози­ции. Формирование умения бережно относиться к национальным культурным ценностям также служит важным средством повышения интереса к изучению русского языка в школе.Таким образом, цель такой работы видит­ся в том, чтобы воспитать патриотические чув­ства и настроения: это восхищение красотой родной земли, гордость за свою малую родину, желание беречь и приумножать ее культурные ценности, что являются неотъемлемой частью общей земли нашей, которую зовут Россией.

  

Курлова Светлана Алексеевна, г. Мытищи: 

 В настоящее время важным является аксиологический подход к образованию. Современный ученик должен не просто получать новые знания, но и уметь применять их на практике. Цель данного подхода в том, чтобы овладеть ценностями общечеловеческой культуры. И конечно же, русский язык здесь играет ключевую роль. В научных трудах выделяется две стороны при изучении русского языка: «Первая сторона ценностного отношения к предмету, к культуре - основывается на знаниях и эмоционально (чувствую). Вторая сторона касается чувств - чувства любви к языку, к культуре, которое возникает чувственным, эмоциональным путем на фоне интереса к языку и культуре (там, где интерес-но, эмоциональное чувство выше). В рамках реализации аксиологического подхода на урока русского языка можно использовать интегрированное обучение. Во-первых, это повышает интерес к предмету, во-вторых языковой материал носит воспитательный характер, в- третьих, расширяет кругозор школьника. Смело можно объединять уроки истории и русского языка, русского языка и литературы, литературы и биологии, географии. Ведь При изучении истории родного края мы знакомимся с различными текстами, несущими разнообразную информацию. Формирование ценностного отношения к языку происходит через бережное отношение к слову.

 

Прокопец Татьяна Сергеевна, г. Химки: 

Ребёнок ещё задолго до школы начинает понимать, что он не может существовать не в социуме. Задача учителя в контексте аксиологического подхода, как мне думается, состоит в том, чтобы объяснить школьнику, что человек – главная ценность общества, окружающие люди создают ценности и учат друг друга любить, беречь и приумножать их. Необходимо, чтобы ребёнок понял: каждый человек формирует свои собственные ценностные ориентации: социальные (семья, природа, общество), нравственные, эстетические и т.д. Педагог русского языка и литературы, на мой взгляд, на своих предметах наилучшим образом может реализовать аксиологический подход. Наши главные инструменты – тексты художественной литературы, позволяющие воспитывать, учить, показывать примеры, как положительные, так и отрицательные, помогать сделать правильный жизненный выбор. Нужно, чтобы не только дома, но и в рамках урока их читали и учитель, и дети, и профессиональные актёры (для этой цели использовать видеоколлекции). При работе с текстом важно привлекать интересные методы и формы работы (групповые и творческие, прежде всего). Необходимо создавать благоприятную атмосферу на уроке, чтобы обучающийся не только не боялся выступать, но и хотел этого, делал это с удовольствием. Непременным условием аксиологического подхода должно стать использование межпредметных связей (это может осуществлять как один педагог, так и несколько в рамках интегрированных уроков). Воспитание любви к книге – залог воспитания в ребёнке гармоничной нравственной личности.