Русский язык в Подмосковье Учебник ИРО Мамина школа

ЛЮБИТЬ НЕЛЬЗЯ ПРОСТИТЬ И ОТПУСТИТЬ

В недалёком 2019 году я со своими студентами готовилась к сдаче итогового сочинения, усердно и кропотливо двигаясь по тематическим направлениям, примерным темам, взвешивая уместность того или иного произведения для аргументации тезиса. Трудно, если честно. Не только потому, что большая часть учеников просто «ознакомилась» с сюжетом произведений, а другая, меньшая – уверенно подменяла анализ художественного произведения пересказом. Трудно ещё и потому, что ценность точного, а не приблизительного лексического значения слова в XXI веке сильно девальвировалась. Не помогает даже супердоступность толковых онлайн-словарей. Так что работа над тематическим направлением «Месть и великодушие» у нас заняла времени гораздо больше планируемого.

«Великодушие – это… - студент разбрасывает в стороны руки, взмахивает в воздухе раскрытыми ладонями, изображая одновременно и воздушность, и широту души, - Это когда душа великая. Когда ты добрый, справедливый, заботливый, нежадный, весёлый…», - и с надеждой смотрит на преподавателя: ну хоть раз-то я «попал»?

Предлагаю проверить ответ по словарю. Открываем словарь под редакцией Д.Н. Ушакова и читаем: «ВЕЛИКОДУШИЕ - свойство характера, выражающееся в бескорыстной уступчивости, снисходительности, отсутствии злопамятства…».

«То есть, - поднимает руку студентка со второй парты, - великодушие – это способность к прощению. Свойство по-настоящему сильного человека, ведь, - и девушка косит взгляд на доску, где записана тема предстоящего тренировочного сочинения, - как говорил Ма́-хат-ма Ганди́, «слабый не может прощать. Прощение есть свойство сильного».

«А можно я для аргумента возьму «Тёмные аллеи»? – поднимается ещё одна рука, - Там ведь Надежда не простила этого, как его, Николая Алексеевича».

«И ты хочешь сказать, что Надежда была слабым человеком? – тут же реагирует самый активный спорщик в группе, - ты думаешь слабак смог бы замутить такой бизнес?»

«А без антидепрессантов пережить расставание с любимым?» - раздаётся с предпоследней парты.

«А кредиты под проценты давать? Это вообще знаешь, какой риск, замочат и все дела» - авторитетно басит студент, только сейчас дочитывающий давным-давно уже пройденное нами «Преступление и наказание».

«Значит, не брать. Не подходит…», - разочарованно вздыхает задавшая вопрос студентка.

Предлагаю подумать, найти ответы на вопросы: «А почему, собственно, не простила Николая Алексеевича хозяйка «крутого бизнеса»? Почему помнит спустя 30 лет (именно 30, а не 35, как поначалу приблизительно прикинул Николенька)? Почему замуж не вышла, «при такой красоте, которую… имела»? Почему «всё одним жила»? Почему «все глядела в окно», как Николай Алексеевич уезжал»? Почему «про всякие «темные аллеи» помнит? Почему раз и навсегда кому-то «отдала … свою красоту, свою горячку»? Почему…

«Потому что всё ещё любит? – робко предполагает кто-то.

«Ну прям… - возмущаются в ответ, - если б любила, простила».

«А если нет?» - опять спрашиваю я.

«Тоже простила бы, - раздаётся с предпоследней парты, - ведь непрощённая обида – это большая тяжесть. Как мешок гнилой картошки, который все время нужно таскать на себе».

«Ну да, - соглашаются остальные, - простила бы, отпустила и пошла дальше».

«А что бывает, когда отпускаешь, когда уходишь от того, что отпустил?» - спрашиваю я.

«Потеряешь, оставишь, больше не увидишь, забудешь…» - негромко предполагает спорщик.

«Значит, она его не прощает, чтобы не потерять свою любовь?»

«Ну да, иначе что у нее в жизни останется? Один бизнес. Жизнь потеряет свои краски».

«А человеку необходимы чувства, эмоции».

«Но таскать на себе всю жизнь мешок гнилой картошки? – настаивает предпоследняя парта, - Даже не мешок, деревянный занозистый ящик».

«Да какая разница, где хранить яркие эмоции! Важна не упаковка, а содержимое!»

«Ну да, любовь – она и в Африке любовь, даже в ящике с обиженной картошкой!» – хохотнул студент и в предчувствии звонка забросил в рюкзак окончательно дочитанного Достоевского.

«В ящике с картошкой, может быть, даже и лучше, надёжней».

«Ага, и упаковка твёрдая, не помнётся, и картошка вместо пупырки».

«Можно, можно?! – снова тянет руку вторая парта, - Отсутствие великодушия не всегда свидетельствует о человеческой слабости. Непрощение – это еще и способ сохранить, не отпустить, не забыть самые яркие моменты своей жизни, свои чувства и эмоции. Убедительным аргументом, подтверждающим мой тезис, может стать рассказ Ивана Алексеевича…

Прозвенел звонок. На перемене, столпившись у соседнего кабинета, студенты ещё долго спорили о героях рассказа. То и дело меняли место постановки запятой в заданной теме сочинения, торопливо написанной мною на доске вместо высказывания М. Ганди: «Любить нельзя простить и отпустить».

 

Отзывы наших читателей:

В.Кошкина, г. Химки:

Крепко взяла за душу эта вторая история! Жизнь - лучший корректор. Она сама расставляет знаки препинания в каждой отдельно взятой судьбе. Иногда после "любить нельзя" рисует жирную безапелляционную точку. А вообще, очень актуальную тему подняла Мария Альбертовна. Студентов нужно учить мыслить! Может, тогда они научатся и чувствовать...

 

М.А. Мищерина:

Интересная все-таки вещь - любовь! Мне всегда казалось, что простить - и есть любить! Но вот неожиданная точка зрения Марии Альбертовны! И нельзя сказать, что неправильно. Ведь в литературе мы знаем подобные неожиданные примеры: разве отказ Татьяны Лариной Евгению Онегину в финале романа не есть попытка героини через отказ сохранить того Онегина, который когда-то сам отверг юную Татьяну, но который тогда был, как ей представляется, более искренним и честным, чем в последующих встречах в Петербурге? И разве прилюдное признание в измене Катерины Кабановой не есть попытка очистить свою любовь от неправедности ? Через публичное покаяние не путь ли к обретению права на эту любовь?
Поистине причудливая штука любовь! И к каждому она приходит по-своему. И не всегда легко. И не всегда счастливо. Но всегда значимо. На всю жизнь. если это, конечно, любовь. Когда она - взаправду любовь.
Браво, Мария Альбертовна! Спасибо за рубрику и за возможность поразмышлять. За чашкой чая!