Русский язык в Подмосковье Учебник ИРО Мамина школа

Методика подготовки к ВПР и PISA на уроках русского языка

Уважаемые коллеги! 

Вы можете ознакомиться с полученными нами ответами на вопрос "Методика подготовки к ВПР и PISA на уроках русского языка". 

Если вы хотите опубликовать свой ответ или предложить новую тему для дискуссии, нажмите на конпку "Задать вопрос".

 

Связанные вопросы от участников дискусии (предлагаются для обсуждения) 

 

 

Ответы участников дискуссии в 2022 году:

 Суркова Надежда Владимировна, г.о. Электросталь: 

При подготовке к PISA следует учитывать, что детям приходится работать с текстами самых разных стилей и жанров, поэтому учитель сталкивается с рядом проблем:
1. Смещение акцентов текстов с литературоведческой и эстетической компетенций на читательскую в ее современном понимании;
2.Иной способ представления информации: графики, таблицы, диаграммы, рисунки, фотографии, «избыточные данные»
3.Неадаптированные тексты.
При выполнении заданий PISA формируются три компетенции: 1)найти и извлечь информацию; 2) интегрировать и интерпретировать ее; 3) осмыслить и оценить.
Рассмотрим первую компетенцию. Она предполагает самое простое извлечение информации из текста. Эту компетенцию мы формируем на каждом уроке русского языка.
Например, в 8 классе при изучении темы «Простое предложение» по учебнику С.Г. Бархударова можно предложить рассмотреть упражнение, в котором даётся текст про Ивана Грозного (упр.143). К этому тексту следует заранее подобрать ряд вопросов, помогающих ученикам качественно подготовиться к тестированию в формеPISA.
Например:
1. По легенде Иван Грозный приказал ослепить создателей храма Василия Блаженного. Почему правитель дал такой приказ?
А.У правителя был суровый нрав.
Б. Архитекторы не справились с его заданием.
В. После взятия Казани Барма и Постник стали пленниками.
Г. Царь не хотел, чтобы появился такой же красивый храм
2. Почему зодчие «ударились в ноги царю»?
А. Они боялись грозного правителя.
Б. Зодчие не могли выполнить его указание.
В. Они были пленниками.
Цель этих вопросов – поиск явно указанной информации.
Причем второй вопрос помогает сформировать и 3 компетенцию
Также к этому же тексту для формирования первой компетенции возможно составить вопрос с развернутым ответом.
Интересен прием, когда ученик и учитель могут «поменяться ролями». То есть уже не учитель, а класс составляет вопросы к тексту, опираясь на критерии, которые даёт им преподаватель (1 вопрос с кратким ответом, 2 – с развернутым и т.п.)
В учебника С.Г. Бархударова в упр. 114 даётся стихотворение Д. Кедрина о строительстве храма Василия Блаженного. Восьмиклассникам могут быть предложены следующие задания для извлечения информации:
Выпишите, какие два факта, описанные в стихотворении, не были отмечены в тексте энциклопедии «Хочу всё знать».
Таким образом, как и в текстах PISA, ребята работают с разными текстами, связанными одной темой.

 

 Ванюхина Мария Павловна, г.о. Ленинский: 

Всероссийская проверочная работа- это новый метод проверки усвоенных знаний по предмету за весь год. Я провожу уроки русского языка, и все мои классы с самого начала учебного года готовятся к написанию этой объемной работы как ВПР. Для подготовки детей к ней учителю необходимо уделять этому 10 минут урока. Каждое занятие по русскому языку начинается с синтаксического разбора со включением элементов темы урока (синтаксический разбор с однородными членами, синтаксический с вводными словами, причастными или деепричастными оборотами и т п). Алгоритм разбора дети запоминают хорошо, поэтому сложностей у них не возникает. Далее из этого предложения ребята выбирают слово и делают его фонетический разбор. Морфологический и морфемный разборы класс делает под руководством учителя, чтобы разобраться в сложностях. Для подготовки к заданиям PISA я использую resh.edu.ru

 

 Заикина Светлана Геннадьевна, г.о. Клин: 

К ВПР мы готовим обучающихся весь год как к итоговой контрольной работе по предмету. Конечно, используем много разнообразных приемов и на уроке, и задавая упражнения на дом. Удобный и простой способ взаимодействия со всем классом при проверке усвоения обучающимися знаний я нашла, познакомившись с платформой Skysmart в форме интерактивной тетради.
Эта рабочая тетрадь разработана совместно с издательством «Просвещение» для проверки знаний обучающихся.
Предлагаемые задания на платформе совместимы с учебниками из Федерального перечня и отражают содержание учебных программ.
В рабочей тетради представлены задания по всем основным предметам для обучающихся 5-11 классов, в том числе по русскому языку и литературе. В Skysmart есть тренажеры для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, а также есть задания для подготовки к ВПР и тренежер «PISA. Функциональная грамотность».
Так, например, в заданиях, готовящих учащихся к ВПР есть следующие темы: «Орфоэпические и фонетические нормы», «Опознавание и классификация разных частей речи», «Анализ предложений с прямой речью», «Анализ предожения с обращением», « Анализ сложного предложения с союзом И», «Текст. Функционально-смысловые типы речи» и другие. Приведу задание по синтаксису:
Выбери верный ответ
1. В каком предложении есть обращение (знаки препинания не расставлены)?
Мы с Олегом давно ходим на хоккей.
Ребята вам стоит беречь свою дружбу.
Васе предложили билеты на матч.
Почему бы тебе не сходить?
2. Где нужно поставить запятую или запятые в выбранном предложении?
После первого слова.
После первого и второго слова.
Перед последним словом.
Перед третьим и после третьего слова.
В тренажере «PISA. Функциональная грамотность» подобраны несплошные тексты и задания к ним разного уровня сложности.
Во всех тренажерах можно дать задание с возможностью для ученика открыть верный ответ, чтобы иметь возможность разобраться с ошибкой. Можно дать как контрольное задание. Имеется возможность ограничить время выполнения упражнений.
Плюс работы с тетрадью в том, что для учеников идет тренинг, учитель же не затрачивает время на проверку: результаты появятся в личном кабинете учителя.
Для работы на сайте нужно лишь зарегистрироваться в системе. Для этого перейти на сайт https://edu.skysmart.ru/homework/new.

 

 

 

 

Ответы участников дискуссии в 2021 году:

 Лобанова Анастасия Альбертовна, г. Истра: 

Одним из самых сложных предметов ВПР является русский язык. В прошлом году учителя русского языка, готовившие детей к федеральной контрольной, обнаружили в заданиях для 5 класса вопросы более высокого уровня - по темам 6 и 7 класса, которые школьники еще не проходили.
Ключевыми особенностями ВПР по русскому языку в основной школе являются: соответствие ФГОС; соответствие отечественным традициям преподавания учебных предметов; учет национально-культурной и языковой специфики многонационального российского общества; отбор для контроля наиболее значимых аспектов подготовки как с точки зрения использования результатов обучения в повседневной жизни, так и с точки зрения продолжения образования; использование только заданий открытого типа.
Если вы не уверены в знаниях детей, лучше открыть демоверсию ВПР на сайте ФИПИ и познакомиться с заданиями. Русский язык – это тот предмет, которым никогда не мешает заняться.
Если предмет ВПР признан обязательным, его тоже оценивают школьные учителя. Но в этом случае они должны выставлять баллы строго по критериям, разработанным Рособрнадзором.
В рамках ВПР наряду с предметными результатами обучения у учащихся школы оцениваются также метапредметные результаты, в том числе уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями.
Предусмотрена оценка сформированности следующих УУД:
Личностные действия: знание моральных норм и норм этикета, умение выделить нравственный аспект поведения, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные действия: целеполагание, планирование, контроль и коррекция, саморегуляция.
Общеучебные универсальные учебные действия: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; моделирование, преобразование модели.
Логические универсальные действия: анализ объектов в целях выделения признаков; синтез, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения; подведение под понятие; выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство.
Коммуникативные действия: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

 

 

 

 Стадник Татьяна Валерьевна, г. Истра: 

В 5-6 классах на ВПР по русскому языку проверяется навык списывания текста. Предложенный фрагмент нужно переписать, вставив в него пропущенные буквы и знаки препинания в соответствии с изученными орфографическими и пунктуационными правилами.
На уроках обязательно необходимо проводить подобную работу, объясняя все орфограммы и расстановку знаков препинания.
Кроме того, учащемуся нужно провести фонетический, морфемный, морфологический и синтаксический разборы текста. Подобную работу в обязательном порядке необходимо проводить на каждом уроке русского языка.
Также необходимо больше внимания уделить изучению раздела «Лексика», пополнению словарного запаса достаточным количеством фразеологизмов, синонимов, антонимов, научиться разбираться в стилистической окраске слов.

 

 

 

 Петрова Елена Алексеевна, г. Подольск: 

Новые формы проверки требуют и дополнительной подготовки учащихся. На каждом уроке русского языка ввожу этап повторения, включающий элементы ВПР. Вид разбора, орфоэпический словарь, работа с текстом и т.д. Кроме того, закупили печатные тетради по ВПР. Работу в формате PISA веду и на уроках литературы. Ввожу проблемные практические задания. Дети и сами охотно составляют свои задачи.

 

 

 

 Пальченко Наталья Сергеевна, г. Одинцовский: 

В документах PISA дана типология текстов, использованных в заданиях. Тексты характеризуются по структуре (сплошной/несплошной), по ситуации (контексту) использования/ функционирования данного текста (для личных целей, для общественных
целей, для рабочих целей, для получения образования). Кроме того, есть указания на жанровое разнообразие текстов (без перечня жанров), а также типология, совмещающая в себе традиционное для нашей школы деление текстов на описание, повествование, рассуждение и деление на основе целевой установки (объяснение, аргументация, инструкция).
Наша задачей было сравнить тексты (или, точнее, типы текстов), которые взяты в заданиях PISA, и способы их использования с текстами, которые используются в отечественной учебной литературе.
Существенным мы считали сравнение:
1) по сферам употребления/функционирования текстов, из которых они «извлечены»;
2) по особенностям включения текстов в учебный (тестовый) материал;
3) по способам отбора текстов для учебных (контрольных) целей.
Для решения поставленной задачи все тексты, использованные в заданиях PISA, были определены с точки зрения сферы их функционирования и жанровой принадлежности. В результате получился следующий список основных сфер функционирования текстов:
1) СМИ (научно-популярные тексты, тексты с общественно-значимой тематикой, реклама);
2) бытовая, или повседневная сфера (услуги, покупки, передвижение, здоровье);
3) деловая, или официальная;
4) эстетическая, или художественная;
5) учебная. 
Аналогичный список на основе анализа наших учебников состоит из двух основных пунктов: учебной сферы и художественной. Обращение к текстам повседневной, деловой сфер общения и к текстам из СМИ предполагается при изучении функциональных стилей в курсе русского языка. Кроме того, можно встретить неучебные тексты и в курсах обществознания, истории, права, но их функция значительно отличается от функции аналогичных текстов в рассматриваемых материалах PISA.
Всероссийские проверочные работы — первые серьёзные экзамены для многих школьников и их родителей. Учителя начинают готовить классы за год, но задания довольно объёмные и сложные, поэтому перед экзаменом у учеников всё равно остаётся куча вопросов.
Проверочные работы с одинаковыми заданиями, которые утверждает Министерство просвещения, по своей сути похожи на ОГЭ и ЕГЭ. Контрольные не влияют на итоговые оценки ученика за год, а некоторые школы вообще не ставят оценки за ВПР.
Первые контрольные с едиными заданиями для всех школ прошли в 2015 году. Тогда их писали только ученики 4 класса, но со временем ВПР распространили на всех школьников, кроме 9, 10 и 11 классов. Для каждого класса набор предметов, по которым пишут такие работы, разный, однако проверку по русскому языку проходят все ученики.
ВПР — это не экзамен, а мониторинг, то есть работа для оценки уровня знаний школьников и качества среднего образования в России. По сути, это итоговая контрольная работа, которая проверяет, как усвоен изученный за год материал. По формату она действительно немного похожа на ЕГЭ и ОГЭ — это набор заданий с кратким или развёрнутым вариантом ответа. Чтобы её написать, нужно уметь работать с текстом и хорошо знать основной курс школьной программы за конкретный класс. Проверяют работу по критериям, на основании которых выставляют баллы, а уже эти баллы переводят в оценки. Формат работы практически одинаков для всех классов, но содержание отличается.
Контрольная охватывает основной объём школьной программы, так что потом эти знания пригодятся при подготовке к ЕГЭ в старшей школе. У учеников к тому моменту уже будет сформирована необходимая база языковых и речевых умений и навыков, что позволит тратить меньше усилий и времени в 11 классе для подготовки к главному экзамену. Конечно, это не значит, что к ЕГЭ тогда вообще можно будет не готовиться, но ВПР закладывают достаточно хорошую базу на будущее.

 

 

 Григоренко Оксана Михайловна, г. Химки: 

Всероссийские проверочные работы не должны настраивать учеников на негативный лад, ведь все задания связаны с ежедневной работой. На каждом уроке стараемся выполнять разборы, ведь чаще всего именно они вызывают затруднения. У нас на уроках присутствуют карточки-билеты с правилами, а также с заданиями из впр: орфоэпия, обращение, прямая речь. На уроках литературы мы тренируемся в анализе текста: определяем основную мысль, составляем план отрывка, ищем средства художественной выразительности и другие задания, схожие с заданиями из Всероссийской проверочной работы. Но, я считаю, детей пугают бланки, в которых работу нужно писать, поэтому хоть раз мы пишем все задания на этих бланках. Стараемся изучать всё в игровой форме, ведь именно она наиболее эффективна в изучении предмета "русский язык".

 

 

 

 Фалалеева Ольга Валентиновна, г. Истра: 

ВПР проводится уже несколько лет, и данная аббревиатура уже не так пугает, как в первые годы его проведения. Работа представляет собой обобщение и систематизацию знаний по предмету, поэтому подготовку к ней можно проводить на каждом уроке. Поделюсь своим опытом в подготовке к ВПР. Остановлюсь на задании 1, которое являются общим для 5-8 класса.
Задание направлено на проверку орфографии и пунктуации. (Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.)
Для успешной подготовки к этому заданию на каждом уроке использую такие виды работы:
1.Списать текст, объяснить пропущенные орфограммы и пунктограммы,
2. Написать диктант: словарный, объяснительный, предупредительный и т.д.,
3. Отредактировать текста, исправить допущенные ошибки
4. Письмо по памяти, подчеркивание в словах опасных мест (работа проводится на время с взаимопроверкой)
5. Составление кроссвордов по изученной теме,
6. Работа с тестами.
7. Прочитать слово, назвать орфограмму.
Для правильного написания слова предлагаю использовать алгоритм:
1. Внимательно прочитать слово.
2. Объяснить его лексическое значение.
3.Найти опасное место в слове, выделить морфему, (определить часть речи).
4. Вспомнить правило написания.
Синиц(и/ы) (птица),опасное место –окончание, часть речи- существительное. В окончании существительного после ц пишется буква ы.
Выр..щивать (растить что-то), опасное место- корень –ращ-, правило – в корнях с чередующей гласной а-о перед ст. щ пишется а.
Задание 1 проверяет также и пунктуационные умения учащихся.
Пунктуационная ошибка - это неиспользование пишущим необходимого знака препинания, его употребление там, где он не требуется, а также необоснованная замена одного знака препинания другим. Пунктуационная ошибка противопоставляется пунктуационной норме, отраженной в пунктуационном правиле. Работа над пунктуационными ошибками - необходимое звено в системе формирования у учащихся пунктуационных умений.
С целью формирования пунктуационной грамотности ученикам предлагаю следующие задания:
1. Расставить в тексте знаки препинания объяснить их.
2. Найти ошибки в постановке знаков препинания.
3. Выписать предложения с определенными пунктограммами из художественной литературы.
4. Выделить грамматическую основу предложения. Составить схему предложения.
5. Распределить предложения по пунктограммам.
Для систематической работы по подготовке к ВПР использую различные сайты, тренажеры.
Подготовка к ВПР:
https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2017/01/16/kimy-iz-sayta-fipi-dlya-podgottovki-k-vpr-5-7-klassy
Готовимся к ВПР:
http://uchitelya.com/russkiy-yazyk/105625-gotovimsya-k-vpr-po-russkomu-yazyku-7-klass-variant-2.html
Образовательные ресурсы Интернета – Русский язык:
http://alleng.org/d/rusl/rusl1263.htm
ВПР сайт: https://vpr-ege.ru/vpr/5-klass/37-vpr-po-russkomu
Решу ВПР: https://rus5-vpr.sdamgia.ru




 Ванцова Татьяна Геннадьевна, г. Истра: 

В последнее время актуальным стал вопрос подготовки учащихся к ВПР и тестированию в формате PISA. Так как русский язык является обязательным предметом для оценки качества образования, а читательская грамотность лежит в основе всех заданий PISA (бывают случаи неправильного выполнения заданий, например, в области математической грамотности, только лишь по причине неосознанного прочтения условия задачи), учителю-словеснику необходимо на каждом уроке уделять внимание данной подготовке. Не всегда это могут быть варианты, непосредственно взятые из банка заданий ВПР и PISA.
Альтернативой могут служить упражнения, в которых даны не отдельные предложения, а связанные тексты, являющиеся отрывками из какого-либо художественного произведения. Здесь возможно как объяснение орфограмм и знаков препинания, так и выполнение различного вида разборов (фонетического, морфологического и т.д.), определение темы, проблемы и основной мысли текста, распознавание лексических средств выразительности и т.п. Причем оценка ответов производится самими учащимися.
Работу с подобными текстами я обязательно заканчиваю заданием на составление учениками вопроса, ответ на который не содержится непосредственно в самом отрывке. И вновь на первом плане формат диалога: ученик-ученик-учитель.
Работа с одним текстом в течение целого урока позволяет не только выполнять достаточное количество заданий, но и способствовать успешному формированию коммуникативной компетенции.

 

 

 

 Лукашина Наталья Ивановна, г. Истра: 

Необходимость подготовки учащихся к ВПР и PISA определена на основе указа Президента России от 7 мая 2018 года, в котором «Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования». Задача сложная, но решать её необходимо.
Поэтому проводятся ВПР, отражающие индивидуальные образовательные траектории учеников и личностные результаты обучения. ВПР основаны на системно-деятельностном, компетентностном и уровневом подходах и связаны с PISA рефлексивным подходом к процессу обучения.
При подготовке успешно использую игровые технологии. В 5 – 8 классах играем с ребятами в Ассоциативные игры. Особый интерес вызывают «Намёки», «Венок сравнений», «Цепочки ассоциаций». Эти игры активизируют ассоциативное мышление, способность к свободному поиску без определённого алгоритма.
Любят ребята и Контекстные игры («Дополнить текст», «Бином», «Вопросы инопланетянину» - это самые интересные для моих учеников). Контексные игры учат понимать текст, исследовать его и создавать свой собственный. Ребята учатся взаимодействовать, мобилизуют свои знания, умения, осваивают смысловое чтение.
Наряду с игровыми технологиями ученики с большим интересом используют различные Цифровые тренажёры. Также рекомендую для подготовки официальный сайт ФИОКО и официальный сайт ОЭСР.

 

 

 

 

 Мальцева Наталья Алексеевна, г. Истра: 

Как и любой форматный экзамен, при подготовке к ВПР требуется донести до детей непосредственно формат работы и типы заданий. Как показывает практика, тут детям необходимо проявить читательскую грамотность - зачастую учащиеся, когда читают задания, делают это невнимательно, не понимают, что от них требуется, и в итоге выполняют задания неверно. Для этого по тренажёру ВПР мы внимательно изучаем, как формулируются задания, и практикуется в их выполнении. Это позволяет выявить слабые места и уделить особое внимание данным темам.

 

 

 

 

 Токарева Елена Владимировна, г. Истра: 

Одним из заданий ВПР является списывание текста. Данный навык отрабатывается не только путем развития внимательности. Мало научить ребенка "механическому" списыванию, гораздо важнее научить "видеть" ошибки, путям предупреждения ее. Одним из способов подобной работы является корректирование текста, когда дается текст с заведомо допущенными ошибками, а ребенок должен их не просто увидеть и исправить, а "увидеть" именно орфограмму или пунктограмму, на которую допущена ошибка. Также очень хорошо "работает" годами проверенный прием взаимопроверки работ, взаимообучение, когда ребенок должен не просто исправить ошибку в тетради товарища, но и объяснить, какую орфограмму или пунктограмму он применил. 

 

 

 

 

 Князева Анна Андреевна, г. Истра: 

Методика подготовки к ВПР на уроках русского языка многоаспектна. Наиболее продуктивно осуществляется подготовка на основе коммуникативных методов обучения. Реализация коммуникативной цели обучения предполагает,

что речевая деятельность формируется во всех ее видах: чтении,
говорении, письме, аудировании. На этапе подготовки к ВПР на уроке русского языка можно включать в ход урока группу заданий, требующих повторения какого-либо раздела науки: орфоэпии, лексики или синтаксиса. Таким образом, происходит полномерное повторение среза определенной тематики науки.

 

 

 

 

 Князева Анна Андреевна, г. Истра: 

Методика подготовки к ВПР на уроках русского языка многоаспектна. Наиболее продуктивно осуществляется подготовка на основе коммуникативных методов обучения. Реализация коммуникативной цели обучения предполагает, что речевая деятельность формируется во всех ее видах: чтении, говорении, письме, аудировании. На этапе подготовки к ВПР на уроке русского языка можно включать в ход урока группу заданий, требующих повторения какого-либо раздела науки: орфоэпии, лексики или синтаксиса. Таким образом, происходит полномерное повторение среза определенной тематики науки.

 

 

 

 

 Бакирова Наталья Павловна, г. Химки: 

Подготавливая учащихся к ВПР надо провести определенные подготовительные шаги с начала каждого учебного года, чтобы в конце его учащиеся могли продемонстрировать допустимый уровень общеобразовательной подготовки по русскому языку.
Можно индивидуально каждому ребенку распечатать информационный справочный материал соответственно каждому классу, исходя из заданий ВПР (таблицы правописания, порядок различных разборов с образцами разбора, орфоэпический минимум для конкретного класса, приемы работы с текстом…). Сформировать папку со справочным материалом, и разрешать ими пользоваться на уроках. Слабым ученикам – даже на контрольных работах.
Виды работы на уроках традиционны (например 5 минутные мини срезы для проверки знаний: «Расставь ударение», «Произведи вид разбора…», «Определи часть речи…», «Расставь знаки препинания», «Начерти схему предложения»…). Если сделать таких карточек много, на каждого, то работа уже ведётся индивидуально. Проверка таких работ быстрая. Эта работа может использоваться при выполнении задания с любым текстом или с отдельными предложениями.

 

 

 

 

 Клебанова Наталья Николаевна, г. Пушкинский: 

На основе анализа ВПР, выявила слабые стороны своих учеников. Во-первых, страдают разные виды языкового анализа: морфологический разбор, фонетический разбор, синтаксический. Поэтому включаю в каждый урок обязательную пятиминутку «Попробуй разбери», где отрабатываем один из видов разбора поочередно. Иногда ввожу соревновательный элемент: кто быстрее и качественнее выполнит разбор.
У детей вызвало затруднение определение предложений с прямой речью и обращением, постановка знаков препинания в предложениях с прямой речью и обращением. Поэтому на уроке даю предложения, в которых не поставлены знаки препинания, прошу ребят объяснить, где и почему ставим знак. В старших классах не забываю о сложном предложении.
И, конечно, главная трудность - работа с текстом: определение основной мысли текста, умение находить в тексте ответ на вопрос, определение типа речи. Иногда детям просто не хватает времени вдумчиво прочитать текст, чтобы правильно выполнить задание. Но небольшие тексты разбираем на уроках русского языка, помогают уроки литературы, где идет систематическая работа с текстом.

 

 

 

 Михайличенко Яна Викторовна, г. Пушкинский: 

Всероссийские проверочные работы построены на программе,которую мы проходим весь год, поэтому для успешного написания работы в апреле- мае,лучше всего задания из впр включать в каждый урок. Например, в 7 классе проходим части речи: причастие,деепричастие,наречие, предлоги,частицы, союзы. По каждой теме есть вопросы в виде теста в впр. Нужно найти производные предлоги,которые пишутся слитно, либо найти ряд,в котором все слова являются предлогами. Если подобные тесты не разобрать вместе,то учащимся индивидуально будет сложнее справится. Также в впр 7 класса есть тест по союзам также, тоже,чтобы,затем. Это сложная тема,поэтому после прохождения вспоминаем ее часто,обращаясь к впр. В работе нужно отличить союзы от синонимичных частей речи. Так как причастие и деепричастие к маю уже пройдены нужно вспоминать и повторять эти темы. В впр есть тестовое задание - найдите предложение, где ставится одна запятая и обоснуйте свой выбор. Обосновать учащимся сложнее всего,поэтому мы обосновывает на доске на каждом уроке. У них будет образец,алгоритм для обоснования. Такие вопросы связаны с причастными и деепричастными оборотами. Именно эти темы важны и необходимы для повторения.

 

 

 

 Житко Елена Алексеевна, г. Пушкинский: 

На основе анализа осенних ВПР были выявлены типичные ошибки, допущенные учащимися. Такой анализ позволил подобрать задания, которые направлены на отработку западающих тем.
1. Разные виды языкового анализа: морфологический разбор, фонетический разбор, синтаксический.
2.Определение предложений с прямой речью и обращением, постановка знаков препинания в предложениях с прямой речью и обращением, объяснение выбора.
3. Пунктуация сложного предложения.
4. Работа с текстом: определение основной мысли текста, умение находить в тексте ответ на вопрос, определение типа речи.
Причем, выполняя эти виды разбора, часто дети не допускают грубых ошибок. Есть недочеты, за которые снижаются баллы. (н.п правильно выполнил синтаксический разбор, но не все части речи указал - забыл указать предлоги, не дал обоснования выбора правильного ответа)
В среднем они теряют от 8-до 13 баллов. (в пробных работах этого года такие же ошибки)
Своеобразие и специфика подготовки состоит в том, что материал по повторению и подготовке к ВПР достаточно равномерно распределён по занятиям в течение второго полугодия и привязан к темам, которые изучаются по программе в 6 и 7 классе.

 

 

 

 

 Ордынская Ирина Владимировна, г. Дмитровский: 

На занятиях «Читательской грамотности» при работе над пониманием целостности смысла текста, нахождения информации использую такие задания: выбрать из текста или придумать к нему заголовок; сформулировать тезис, выражающий общий смысл текста; объяснить порядок инструкций, предлагаемых в тексте; сопоставить основные части графика или таблицы; объяснить назначение карты, рисунка, обнаружить соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, частью текста и специфической сноской, данной к ней автором; отличать основные идеи от второстепенных или обнаруживать основную идею в заголовке текста и формулировке его главной темы. Задания, при выполнении которых учащемуся требуется «пробежать» текст глазами, определить его основные элементы и заняться поисками необходимой единицы информации, порой в самом тексте выраженной в иной (синонимической) форме, чем в вопросе.
Фрагмент занятия при работе над поэтическим текстом стихотворения
М.Ю. Лермонтова «Бородино»
Вопросы и задания 1-2 уровней
1. Какому историческому событию посвящено это стихотворение?
2. Проведите наблюдения за фонетическим строем поэтической речи. Какими звуками автор добивается звукового образа страшного боя?
3. Кто главный герой этого стихотворения? Опишите этого героя, используя примеры из поэтического текста.
4. Кто ведет диалог в стихотворении? Какие мысли передают рассказчики?
Вопросы и задания 3-4 уровней
5. Что вы знаете о войне 1812 года?
6. В каких строчках своего рассказа старый солдат определяет основную задачу русских воинов?
7. Найдите слова, характеризующие настроение солдат после боя. О каких чертах народного характера это говорит?
8. На героя каких произведений устного народного творчества похож старый солдат?
9. Выпишите из стихотворения устаревшие слова, составь словарик устаревших слов, дав их толкование и расставив по алфавиту.
Вопросы и задания 5-6 уровней
10. Сопоставьте стихотворение М.Ю. Лермонтова и картину П.Е. Заболотского «Старый солдат». Что их объединяет? Предложи свой вариант рисунка.
11. В стихотворении Лермонтова звучит тема патриотизма. А что значит в наше время «быть патриотом»?


 

 

 

 Нечипоренко Наталья Валентиновна, г. Химки: 

На мой взгляд, ВПР по русскому языку проверяет знания учебной программы по предмету- как усвоили дети знания орфографии, знают ли виды языковых разборов, как владеют пунктуациооными правилами, есть ли навыки работы с текстом. К сожалению, ВПР не отражает весь спектр УУД, которые посредством различных современных образовательных технологий мы должны развить у своих учеников в соответствии с новыми ФГОС: нет практико-ориентированных заданий, творческих, требующих нестандартных решений, направленных на развитие критического и креативного мышления. Для чего ученик 6 класса изучает местоимение? Как правильно использовать местоимение в поздравительной открытке или письме? На мой взгляд, эти вопросы более актуальны для ученика, чем знание разрядов местоимения. Как будет ученик использовать полученные знания - это тоже должно входить в формат ВПР.