Русский язык в Подмосковье Учебник ИРО Мамина школа

Методика преподавания русского языка детям с дислексией, дисграфией

Уважаемые коллеги! 

Вы можете ознакомиться с полученными нами ответами на вопрос "Методика преподавания русского языка детям с дислексией, дисграфией". 

Если вы хотите опубликовать свой ответ или предложить новую тему для дискуссии, нажмите на конпку "Задать вопрос".

 

 

Ответы участников дискуссии в 2022 году: 

 Ванюхина Мария Павловна, г.о. Ленинский: 

Исходя из понимания причин дисграфии и типов дисграфических ошибок можно сформулировать общие методические рекомендации в работе с детьми-дисграфиками :
- проведение занятий в непринуждённой форме с установкой на успех каждого ученика;
- учёт психофизических, личностных особенностей;
- опора на компенсаторные возможности и зону ближайшего развития;
- смена видов деятельности каждые 15–20 минут с целью предупреждения утомления и охранительного торможения;
- соблюдение принципа «от простого к сложному»;
- переход к следующему изучению материала только после усвоения предыдущего;
- поощрение малейших успехов детей, тактичная помощь, развитие веры в собственные силы и возможности.
снижение объёма и скорости выполнения письменных заданий по всем предметам и контрольных работ по русскому языку.

 

 

 

 

Ответы участников дискуссии в 2021 году: 

 Полежаева Анастасия Николаевна, г. Раменский: 

При работе с детьми с подтвержденными дисграфией и дислексией, а сейчас такие дети есть практически в каждом классе, важно начитать работу как можно раньше - в начальной школе. Как педагог, имеющий опыт работы с такими детьми, в том числе в рамках специализированного образовательного учреждения, отмечу, что важна отработка навыка послогового чтения, поиска верного слога в слоговой таблице, то есть, несмотря на то, что многие дети в 1 классе общеобразовательных школ уже умеют читать, дислексикам надо значительно больше времени на то, чтобы запомнить произношение слогов, даже механически, а о понимании смысла целого слова можно говорить только после отработки соответствующего технического навыка. Итак эффективна работа со слоговой таблицей с постепенным ускорением поиска графического соответствия услышанного слога. Далее таким ребятам важно постоянное чтение простых текстов, многократная «встреча» со словами, беседы с родителем или педагогом на тему, как ты понял это предложение (о целом тексте речь сразу не идёт), далее рекомендую использовать клоуз-тексты (с пропущенными словами, но данными с подстрочнике на выбор для восстановления смысла текста), и только значительно позже задания, как в тесте Ясюковой (клоуз-текст без вариантов слов), чтобы добиться осмысления, понимания прочитанного. Работа с дисграфиками ведётся похожим образом, с той разницей, что отрабатываются слоги письменно, акцентируется внимание на наиболее частотных путаемых при письме буквах, типа б - белка, хвост кверху (рисунок); д - дятел, хвост книзу (рисунок).

 

 

 Бегчина Алёна Александровна, г. Истра: 

Первоначальное обучение составлению рассказа детей с регуляторными трудностями и с бедностью речи в синдроме акустикокинестетической афазии связано с необходимостью задать наглядный план будущего высказывания – модель, поскольку сами дети построить схему высказывания не могут. Затем наглядная опора сворачивается. Наиболее доступной для моделирования формой связного высказывания является рассказ по простой серии картинок. Ребенок раскладывает серию (это
контроль понимания содержания серии). Если картинки разложены верно, то их последовательность является планом рассказа. Ребенку предлагают рассказать, что случилось. При трудностях учитель помогает ребенку вопросами (помощь в выборе лексико-синтаксических средств). Если ребенку нужна постоянная помощь, то переходят к более простому заданию – построению предложения по картинке.

 

 

 

 Шустова Анастасия Владимировна, г. Истра: 

 К таким детям в образовательной среде нужен особенный индивидуальный подход, а чтобы такой подход обеспечить, необходимы определённые узкие специалисты. В отдалённых школах существует острая нехватка таких кадров, и, я считаю, что обычный учитель-предметник не должен решать такие проблемы в одиночку. Это также не входит в круг его обязанностей, поскольку образовательные программы вузов для будущих учителей-предметников содержат минимальный базовый "набор" знаний по антропологии, психологии и физиологии. А ряд вышеуказанных проблем - сфера дефектологов. В решении такой проблемы непременно должно участвовать и государство! Если нет возможности найти подобного специалиста в той или иной локации, то необходимо повышать квалификацию обычных учителей-предметников (отправлять на обучение), В таком случае и заработная плата таких специалистов ( с расширенным спектром знаний и навыков) должна возрастать.

 

 

 Ордынская Ирина Владимировна, г. Дмитровский: 

Нельзя недооценивать последствий дислексии: в большинстве случаев нарушения чтения отрицательно влияют на формирование личности ребенка, – сложности при овладении этим навыком могут вызвать или развить у него такие черты характера, как неуверенность в себе, агрессия, мнительность, озлобленность, склонность к негативным реакциям.Следовательно, очень важно своевременно выявлять детей с нарушениями чтения и подходить к решению их проблемы комплексно. Только в тесном сотрудничестве со специалистами - логопедами можно повысить обучаемость таких детей, которых с каждым годом в школе становится всё больше.

 

 

 Бабкина Оксана Николаевна, г. Химки: 

Многочисленные ошибки на письме и при чтении могут возникать из-за педагогической запущенности, неадекватной методики обучения, нетвердого знания правил. Но начиная со второго класса у многих детей выявляются дислексия (нарушение чтения) и дисграфия (нарушение письма).
Освоение грамоты — сложный процесс, на который влияют не только внутренние факторы, определяющие готовность ребенка к овладению навыками, но и внешние. В большинстве случаев трудности освоения грамоты преодолеваются в процессе обучения, по мере развития и упрочения навыков письма, если у ребенка есть необходимая поддержка со стороны учителя и родителей.
Чтобы избежать педагогических ошибок и устранить негативные педагогические факторы, учителям необходимо ориентироваться на понимание возможностей и индивидуальных особенностей ребенка, позволяющее выстроить оптимальный маршрут обучения.
Дислексия проявляется в снижении скорости чтения и его недостаточной правильности (угадывающее чтение, смешение оптически сходных букв, а также букв, обозначающих сходные по акустико-артикуляционным признакам гласные и согласные звуки, пропуски слогов, искажение грамматической формы слова, пропуски и повторы строк), а также в недостаточном понимании прочитанного.
О дисграфии свидетельствует в первую очередь неправильное соотношение звуковой оболочки слова и ее графического обозначения. Это выражается в замене букв, обозначающих акустически и артикуляционно сходные звуки (б-п, с-ш, о-у и др.), трудностях обозначения оптически и графически сходных букв (п-т, б-д, и-у и др., зеркальное письмо), пропусках и перестановках букв и слогов. При недоразвитии устной речи на письме отмечаются также грамматические ошибки, отсутствие границ слова и предложения.
В результате дети с дислексией и дисграфией оказываются в группе риска по школьной неуспеваемости.
Чтобы преодолеть нарушения, нужна комплексная работа по нескольким направлениям. Эти направления включают в себя разные виды помощи: логопедическую, нейропсихологическую, психолого-педагогическую, а часто и медицинскую.

 

 

 

 Житко Елена Алексеевна, г. Пушкинский: 

Многочисленные ошибки на письме и при чтении могут возникать из-за педагогической запущенности, неадекватной методики обучения, нетвердого знания правил. Но начиная со второго класса у многих детей выявляются дислексия (нарушение чтения) и дисграфия (нарушение письма).