Русский язык в Подмосковье Учебник ИРО Мамина школа

Следы истории русского языка в грамматике, лексике, произношении: методика преподавания русского языка с элементами исторической грамматики

Уважаемые коллеги! 

Вы можете ознакомиться с полученными нами ответами на вопрос "Следы истории русского языка в грамматике, лексике, произношении: методика преподавания русского языка с элементами исторической грамматики". 

Если вы хотите опубликовать свой ответ или предложить новую тему для дискуссии, нажмите на конпку "Задать вопрос".

 

 Связанные вопросы от участников дискусии (предлагаются для обсуждения) 

 

 

 

Ответы участников дискуссии в 2022 году:

  Мальцева Елена Эдуардовна, г.о. Богородский: 

Следы истории русского языка неизменно присутствуют во всех его ипостасях: грамматике, лексике, произношении. Невозможно не включить обсуждение и изучение данного компонента на уроках русского языка. При изучении раздела "Лексикология и фразеология" перед нами стройным рядами выстраиваются такие понятия, как архаизмы, историзмы, неологизмы, в том числе авторские, исконно русские и заимствованные слова, фразеологизмы и др. Как правило, я уделяю самое глубокое внимание их расшифровке посредством экскурса в русскую и зарубежную историю. Дети есть дети, во все времена они любят слушать разные истории. И в этом случае они с большим интересом внимают рассказу учителя. Конечно, можно показать фильм или презентацию.Однако, когда я издалека начинаю рассказывать, что когда - то давно люди одевались или говорили не так, как сейчас, то дети полностью обращаются в слух, иначе не скажешь. Для них это как - будто начало какой - то сказки, которую они еще не слышали.Безусловно, целесообразно проиллюстрировать свой рассказ показом слайдов или кадров соответствующего назначения, но нет ничего лучше рассказа как словесного метода работы. Огромное оживление наступает у детей, если о чем - то из рассказанного (например, об истории происхождения некоторых фразеологизмов или крылатых выражений) они уже слышали на уроках истории, обществознания и других дисциплин. В такой момент они утверждаются во мнении, что все учебные предметы интересные и полезные, нет ни одного лишнего. Именно так у детей и устанавливается осознание межпредметной связи изучаемых в школе наук. Таким образом, на мой взгляд, введение элементов исторической грамматики в процесс изучения русского языка оптимально осуществлять в форме этакого путешествия в историю, где рассказчиком, сказителем становится учитель.

 

 

  Заикина Светлана Геннадьевна, г.о. Клин: 

 

Обращение к истории языка всегда бывает интересно для учащихся. Такие экскурсы оживляют урок. Вот, например, что можно сообщить ученикам шестого класса на уроке по теме «Возвратное местоимение».
Учитель:
- Мы познакомились с возвратным местоимением. А встречались ли вы со словом «возвратный» раньше?
- Название возвратного местоимения себя напоминает название глаголов с суффиксом -ся (например, одеться). Эти глаголы тоже называются возвратными. Послушайте, как они появились.
В древнерусском языке существовало две формы возвратного местоимения: себе (позднее себя) и ся. Обе формы были самостоятельными словами. Постепенно местоимение ся утратило самостоятельность, слилось с глагольными формами, превратившись из самостоятельной части речи в глагольный суффикс. Таким образом, возвратное местоимение себя осталось единственным оставшимся в живых представителем старинного рода возвратных местоимений.
Исторический комментарий может стать и практическим подспорьем - помочь обучающимся в запоминании каких-то слов, определений и т.п.. Например, запомнить категориальную роль в русском языке такой части речи, как союз может помочь следующая историческая справка. Название “союз” появилось в XVII веке. Само слово “союз” пришло в русский язык из старославянского, в котором оно было образовано с помощью приставки со- от слова, корень которого дошел до нас в словах «узел», «вязать», «узы».
Такая же практическая польза от исторического комментария в случае с выбором орфограммы. Например, если дети знают, что древнерусским полногласиям соответствуют старославянские неполногласные сочетания, как в словах: город – град, голова – глава, берег – брег, то подбор таких чередований подскажет, как писать непроверяемые в русском языке слова: молоко (млечный), борода (брадобрей), оборот (обратить).
Вообще, исторический экскурс часто может помочь запомнить написание словарного слова. Например, на уроке в 5 классе по теме «Краткая и полная формы прилагательного» можно рассказать, что у некоторых прилагательных не сохранились краткие формы, но в древнерусском языке они были. Скажем, прилагательное «багряный» имело краткую форму «багръ». Запомнив ее, дети не сделают ошибку в правописании слова.
Знание исторического чередования в приставках: рас(з)- (из старославянского) и рос(з) (из древнерусского) поможет уберечь детей от неправильного решения проверять такие приставки ударением в таких словах, как «расписывать» (словом «роспись»), «развалить» (словом «розвальни»), «разливать» (словом «розлив) и так далее.
Словом, обнаружение следов истории в языке не только интересное, но и полезное занятие.

 

 

 

 

 

Ответы участников дискуссии в 2021 году:

  Бегчина Алёна Александровна, г. Истра: 

Язык находится в постоянном движении, развитии. В связи с этим знание внутренних законов развития языка дает возможность понять закономерности развития современной системы как в литературной, так и в диалектной формах существования языка. Как студенту-филологу, так и учителю русского языка и литературы необходимо знать историю развития родного языка, т. к. объяснение многих явлений в области фонетики, морфологии, синтаксиса, лексики, морфемики и словообразования не может быть дано только на основе современного состояния языка. В подобных случаях необходим исторический комментарий, объяснение языковых фактов с учетом исторических процессов в развитии русского языка.

 

 

 

 Горина Марина Александровна, г. Раменский: 

Грамотное письмо неразрывно связано с историей происхождения слова, и ребятам очень интересно работать с такими материалами на уроках. К сожалению, разработано недостаточно ресурсов для организации таких уроков, не всегда можно найти нужные материалы в Интернете ( или они трудны для понимания школьников) Даже в Москве немного школ, которые могут поделиться таким опытом. Я знаю только одну такую школу, но не уверена, что она продолжает выбранное направление.

 

 

 

 Полторжицкая Алиса Борисовна, г. Химки: 

Думается, преподавать русский язык не касаясь исторической грамматики невозможно в принципе.
История русского языка – это крепкая причинно-следственная связь, дающая ответы на многие вопросы в каждом из разделов РЯ. Обычно мы преподносим теоретический материал в ультимативном формате: "просто потому что". Детям остаётся смириться с расстановкой сил, в итоге правила русского языка выглядят взятыми ниоткуда и уходящими никуда. "Просто потому что". Но если рассказать о до 14-го века мягких [ж'] и [ш'], из-за которых жи-ши и пишутся всегда через и, или глаголах прошедшего времени, которые на самом деле видоизменённое причастие, всё становится на свои места.
В конце концов, учащимся интересна история языка. Гораздо интереснее работать с материалом, чей путь тебе понятен, а не когда информация дана "с потолка".

 

 

 

 

 Млечко Лидия Евгеньевна, г. Мытищи: 

Безусловно, важное и нужное направление в работе учителя русского языка. Возможно, оно не занимает таких приоритетных позиций в обучении, как, например, орфография и пунктуация, но способствует развитию у обучающихся критического мышления, формированию навыка наблюдать, анализировать, обобщать. Опираясь на собственный опыт преподавания, могу сказать, что сначала были выбраны темы по классам, где историческая грамматика серьезно помогает объяснить новую тему. Например, в пятом классе при рассмотрении темы «Имя существительное» невозможно обойтись без экскурса в историю категории «одушевленное-неодушевленное», или почему возникла группа разносклоняемых существительных. Без исторической грамматики невозможно объяснить темы, связанные с чередованием в словоформах «дня», «сна» и т.п. А раздел «Лексика» вообще предполагает серьезное погружение в историю происхождения слов, их употребления.

 

 

 

 

 Таран Людмила Сергеевна, г. Богородский:

Учитель русского языка часто сталкивается с необычными явлениями в фонетике, морфологии, лексике. У школьников вызывает неподдельный интерес, например, то, что слова «бык» и «пчела» являются родственными, что имеют общий корень слова «начало» и «конец», «лопата» и «лопух», «время» и «веретено» и другие. Объяснить их с точки зрения современного русского языка невозможно, так как в процессе развития язык претерпел изменения. Однако учитель, обращаясь к исторической грамматике, науке, объясняющей, как изменялись звуки, слова, синтаксические конструкции с течением времени, раскрывает тайны развития языка. Например, объясняет чередования в однокоренных словах: «друг— дружить— друзья», «купить— куплю», «земля—земной», «воздух—воздушный» или рассказывает детям, почему в словах «листок— листка» есть чередование О с нулём звука, а в словах «восток—востока» — нет. Такие уроки проходят очень интересно. Обращение к исторической грамматике, определяет интересы детей, подвигает их работать над лингвистическими проектами.

 

 

 

 

 Токарева Елена Владимировна, г. Истра:

Большое внимание на уроках русского языка целесообразно уделять истории слова, его происхождению и этимологии. Ребенок должен знать источники образования слов, видеть слово в его историческом развитии. В рамках изучения темы "Лексика" полезно знакомить детей с этимологическим и толковым словарями, фразеологизмами, проводить исследовательские работы "на местном материале", изучая историю топонимов и гидронимов своего региона, изучать историю имен, фамилий и др., информацию, которая блиизка ребятам. Это целесообразно делать потому, что, будучи довольно сложной, этимология легче и интересней постигается именно на понятном, а не абстрактном материале.

 

 

 

 

 Мальцева Наталья Алексеевна, г. Истра:

Дети обычно с энтузиазмом занимаются обнаружением следов истории в грамматике, лексике и произношении русского языка. Для них это своего рода игра в поиски клада. Мы проводим такие занятия чаще всего на уроках Родного русского языка. Дети готовят доклады и представляют их в классе, такие семинары можно проводить и по истории названий старинных русских городов или о происхождении своего имени. А на уроках русского языка в формате разминки мы разбираем историю происхождения отдельных слов (Спасибо - от "спаси Бог" и т.п.) или пословиц, поговорок, фразеологизмов (например, "козел отпущения" - из Ветхого Завета).

 

 

 

 

 Биймурзаева Маржанат Бадрутдиновна, г. Химки:

В настоящее время изучение истории языка может происходить как на уроках русского языка, так и на внеклассных мероприятиях. На уроках исторический материал я изучаю с помощью специальных видов упражнений:

1. Упражнения, содержащие работу над этимологией слова ( в том числе с использованием этимологического словаря). Этимологическая справка содержит информацию о происхождении слова, о его первоначальном значении, помогает прояснить исторический состав слова. Нередко обращение к истории слова помогает мотивировать его современное написание.
Например, слово мешок произошло от слова мех, столица - от слова стол. Этимологическая справка обогащает словарь учеников, служит важным средством объяснения непонятных слов, которые могут относиться к природным, общественно-политическим, нравственным и другим понятиям.Знакомство детей с этимологией слова напрямую связано с историей языка.
2. Историческое комментирование.
Использование исторического комментария на уроках русского языка активизирует такие составляющие качества обучения: стимулирует учебную деятельность учащихся, повышает интерес к изучению родного языка, повышает орфографическую грамотность учащихся. Исторический комментарий помогает учащимся сознательно усваивать учебный материал, помогает понять, что современные нормы языка являются результатом длительного процесса его развития и совершенствования, что язык - это не застывшая система, а исторически развивающееся явление.
Использую также упражнения, направленные на усвоение устаревшей лексики.

 

 

 

 Михайличенко Яна Викторовна, г. Пушкинский:

При проведении уроков каждый учитель русского языка сталкивается с архаизмами, старославянизмами. У учащихся часто возникают вопросы о смысле и значении,происхождении фразеологизмов. Чтобы поддерживать интерес учащихся к исторической грамматики,я рассматриваю на уроках вопросы истории языка. Большой интерес вызывает инсценировка художественного текста с последующим историческим комментарием, выпуск газет и плакатов на эту темы. Часто на уроках встречаются фразеологизмы, значение которых будет понятно только если обратиться к истории. Например, на уроке в тексте встретился фразеологизм "краеугольный камень". Конечно, учащимся понятен смысл (важная часть чего- либо),но непонятно происхождении. И они с удовольствием нашли информацию и обсудили ее. Оказывается,для древних строителей самым тяжёлым было выкладывание углов здания. Эту работу делали самые опытные мастера. Так и пошло выражение "краеугольный камень". Вопросы по истории языка очень интересуют учащихся и наша задача правильно их направить.

 

 

 

 

 Нечипоренко Наталья Валентиновна, г. Химки:

Изучение разделов русского языка, особенно морфологии, невозможно представить без обращения к исторической грамматике. Для детей это загадочная, неисследованная область знания, уводящая в глубины нашей истории, к нашим предкам. Уроки с привлечением сведений из истории языка становятся интересней, пробуждают интерес к родному языку.Вот уже второй год мы изучаем русский в качестве родного языка, используем новые учебники "Родной русский язык"(5-9 классы), в которых много сведений из истории русского языка и исторической грамматики. Например, при изучении имени существительного рассказываю о том, что некоторые формы множественного числа существительных (небо-небеса, чудо-чудеса) объясняются тем, что у этой части речи было шесть типов склонения, в современном русском - только три. А падежей было семь: существовал звательный падеж(Поэтому у Пушкина : "Чего тебе надобно, старче?"). Интересны устаревшие формы прилагательных во фразеологических оборотах : "Средь бела дня", "На босу ногу". Склонение кратких прилагательных было похоже на склонение существительных. В современном русском языке краткие прилагательные не склоняются. Обращение к исторической грамматике не только расширяет кругозор, но побуждает учащихся к исследовательской деятельности. Увлеченные ребята охотно берутся за проектно-исследовательские работы, занимаюсь с ними и подготовкой к олимпиадам по русскому языку различного уровня. Олимпиады предлагают различные виды заданий, связанные с историей русского языка, исторической грамматикой.