Уважаемые коллеги!
Вы можете ознакомиться с полученными нами ответами на вопрос "Формирование читательской компетенции на уроках русского языка и литературы".
Если вы хотите опубликовать свой ответ или предложить новую тему для дискуссии, нажмите на конпку "Задать вопрос".
Связанные вопросы от участников дискусии (предлагаются для обсуждения)
Ответы участников дискуссии в 2022 году:
Ванюхина Мария Павловна, г. Истра:
Учитель становится партнёром, наблюдателем и вдумчивым наставником, помогающим каждому ученику выстроить собственный вектор личностного развития.
Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя всё более сводится к «режиссированию» этой активной, познавательной деятельности учащихся. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.
Все современные технологии формирования читательской компетентности выделяют 3 этапа работы с текстом:
Работа с текстом до чтения. (РКМЧП – стадия ВЫЗОВа)
Работа с текстом во время чтения. РКМЧП - ОСМЫСЛЕНИЕ)
Работа с текстом после чтения. (РКМЧП - РЕФЛЕКСИЯ. Причём хорошая рефлексия становится вызовом для дальнейшей работы)).
Мальцева Елена Эдуардовна, г.о. Богородский:
Сегодня многие представители российского общества констатируют, что современные дети не любят читать. Безусловно, подобная направленность имеет место быть, однако, не все так однозначно. На самом деле дети любят читать, только об этом не догадываются. Не догадываются, потому что электронные ресурсы так прочно вошли в их мировоззрение, что дети уже не представляют себя с книгой, потенциально испытывая скуку к процессу чтения. Но если им предоставить соответствующие условия, то и интерес, и желание немедленно проявятся. На уроках литературы, как правило, мы с детьми читаем каждое произведение вместе, но делаем это не совсем в традиционной форме. Обычно мы сдвигаем парты, а стулья располагаем полукругом. Дети рассаживаются, я - в центре, и мы читаем одну книгу, один учебник, вслух, передавая его друг другу. Читаю в том числе и я. Я давно рассказала детям о таком элементе отечественной истории, как избе - читальне, и мы представляем, что находимся в ней, в избе - читальне, и читаем все вместе одну - единственную и потому такую драгоценную книгу. Дети уже знают, что в те времена, когда их бабушки и дедушки были ещё маленькими, книги были редкостью ввиду определенных событий в стране. Эта в некотором роде игровая ситуация вызывает у детей большое оживление. Они читают старательно, с выражением, порой выражая мимикой, жестами и даже репликами отношение к сути прочитанного. А ещё детям нравится, что с ними вместе читает учитель. Этот факт успешно способствует сплочению, пониманию того, что учитель их друг, с которым можно и почитать, и обсудить те или иные вопросы. Наряду с тем, у моих детей формируется бережное отношение к книге, потому что книга для них отныне является если не святыней, то фактором дружбы, взаимопонимания и единения.
Заикина Светлана Геннадьевна, г.о. Клин:
Я считаю, что на формировании читательских умений позитивно сказывается применение проблемно-поисковых методов на уроках литературы и русского языка. Проблемные вопросы по тексту не могут не вызывать у детей интереса, а заинтересованность обучающихся – одно из главных условий успешного решения поставленных задач.
Формируя навыки внимательного чтения, можно подобрать вопросы к фрагментам произведения. Например, вопрос по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»: «Как в речи Остапа проявляется его отношение к Хлестакову?», - позволит остановить внимание детей на лексике, отобранной Н.В. Гоголем, на выборе им художественно-изобразительных средств.
Некоторые вопросы вызывают необходимость аналитического прочтения всего произведения. Скажем, по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон» можно дать задание по фразе первого абзаца: «Кругом тишина... На площади ни души...»: «В каком значении вы воспринимаете слово «ни души» в начале произведения и после его прочтения? Расширяется ли смысл слова?» Работая над заданием, оценивая героев по репликам, ребята раскроют идейный смысл произведения, увидят, как высмеивает автор хамелеонов, не имеющих души.
С помощью проблемного вопроса можно организовать работу над сопоставительным чтением. В программу 8 класса по литературе входит рассказ В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет». Предлагаем ребятам вспомнить рассказ В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой», с которым они знакомились в предыдущем учебном году и задаем вопрос:
- Читая рассказ «Конь с розовой гривой» вы узнали о приятеле героя-рассказчика Саньке. Какие новые качества этого персонажа вы открыли для себя, познакомившись с рассказом «Фотография, на которой меня нет». Также интересна для учащихся работа над развернутым ответом «Образ Саньки в рассказах В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой» и «Фотография, на которой меня нет».
Если вернуться к вопросу об отношении слуги к хозяину в комедии «Ревизор», можно сопоставить это произведение с повестью А.С. Пушкина «Капитанская дочка», предложив учащимся выбрать фрагменты повести, где выражается отношение Петруши Гринева к Савельичу, и попросив пояснить, как это делает А.С. Пушкин.
Такая же работа проводится на уроках русского языка. Например, многие темы сочинений по фрагментам или предложениям текстов формата ОГЭ даются в форме проблемных вопросов. Они заставляют детей внимательно прочитывать текст, вдумываться в отбор языковых средств.
Ответы участников дискуссии в 2021 году:
Бегчина Алёна Александровна, г. Истра:
Развитию читательских компетенций школьников способствует использование технологии РКМЧП на уроках литературы. Особенно интересен прием ФИШБОУН. В хвосте рыбы пишется проблемный вопрос, на рыбных косточках – ответы, а в голове – вывод. Составление фишбоуна уместно, например, на уроках в девятом классе по произведению «Горе от ума» Лермонтова при сопоставлении понятия «ум» среди множества героев или на уроках по «Мертвым душам» Гоголя, когда необходимо разобраться с образами героев текста.
Шустова Анастасия Владимировна, г. Истра:
Считаю данный вопрос особенно актуальным в настоящее время. Вопрос чтения особенно злободневный в наше время, потому что современные школьники совсем не любят читать, у детей сейчас развивается клиповое мышление из-за обилия мультимедийного контента. Надо отметить, что читательская компетенция формируется не только на уроках русского языка и литературы (основной её массив приходится на данные дисциплины, но не стоит вводит это в абсолют, любой учитель- предметник должен разбирать с школьниками учебные тексты). На мой взгляд такая глобальная проблема должна ложиться не только на учителей, но также и на родителей. К сожалению, современные реалии таковы, что дети относятся враждебно к книге. Интернет, конечно, мощный источник информации (как плохой, так и полезной), но проблема современных школьников такова, что они не умеют отсеивать ненужное, их способности интернет-пользователя сводятся к примитивному поглощению в основном визуального контента, который не заставляет мыслить и анализировать. Поэтому необходимо отдавать предпочтение именно бумажным носителям. Программы УМК не меняются порой десятки лет, поэтому перед педагогом стоит важная и тяжелая задача поиска дополнительных материалов, литературы и прочего, чтобы заинтересовать воспитанников чтением и соответствовать современным потребностям общества. Можно (но в ограниченном формате и крайне осторожно) использовать визуальный материал на электронных носителях. Сначала надо заинтересовать чтением, потом его совершенствовать, учиться анализировать, осмысливать. А чтобы заинтересовать, нужно создать интересную среду.
Ордынская Ирина Владимировна, г. Дмитровский:
Очень хороша работают приемы " Реставрации текста","Сочини лингвистическую сказку"(5-6кл),В стране потеряных слов"(этот прием подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала), Кластер,Синквейн.Работа с текстом на уроках русского языка будет эффективной, если она проводится в определенной системе, а не однократно. Опыт практической деятельности в школе позволяет сделать вывод о том, что ребята с 5 класса достаточно быстро привыкают к использованию текста на уроке, и им это очень нравится.
Егорова Татьяна Игоревна, г. Серпухов:
Чтение приносит пользу только тогда, когда прочитанное откладывается в памяти, а для этого нужно, чтобы читатель пропускал через себя действие сюжета, сопереживал героям, сопоставлял описываемые события со своей собственной жизнью. Развить читательский интерес можно с помощью различных форм урока: урок-проект, путешествие, проблемный анализ, круглый стол, литературная игра, дискуссия, интегрированный урок. Такие уроки направлены на активное совместное обсуждение и творчество. Повысить читательский интерес можно и с помощью проведения викторин. Про ответах на вопросы можно легко выяснить, насколько внимательно был прочитан текст. Важное средство формирования компетенции читателя - умение правильно определить то, что автор хотел донести до читателей своим произведением.
Лобанова Анастасия Альбертовна, г. Истра:
Под читательской компетентностью понимается совокупность знаний, навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной (письменной) форме, и успешно использовать в личных и общественных целях.
Присутствующих не нужно убеждать, что читательская компетентность является базовой основой всех ключевых компетенций, основой успешного обучения всем школьным предметам, основой дальнейшего образования и самообразования человека.
Обучение разным аспектам чтения является общемировой проблемой, решение которой начинается с обучения чтению в школе. Внимание к чтению зафиксировано в Федеральных государственных стандартах как начального, так и основного общего образования, где оно рассматривается и как чтение литературных произведений, и как работа с информацией, и как средство воспитания и развития учащегося, и как общеучебное умение.
В современной российской педагогике можно выделить несколько технологий, методик, направленных на формирование читательской компетентности. К ним можно отнести Стратегиальное чтение (Сметанникова Н.Н.), технологию РКМЧП, технологию продуктивного чтения (Школа 2100).
Эти технологии возникли, опираясь на исследования одних и тех же учёных-психологов, и имеют много общего. Перекликаются и приёмы, методы, стратегии работы с книгой. Их объединяет и подход к ученику как к субъекту, а не объекту образовательного процесса.
Мы видим это при сравнении технологии продуктивного чтения с традиционным уроком
Орчикова Лариса Алексеевна, г. Истра:
Чтение является одним из важнейших навыков общения человека, его нужно развивать на всех этапах развития ребёнка. Важно понимать, что ученик не должен относиться к чтению как к интеллектуальному насилию. Отсюда задача учителя - научить воспринимать прочитанное. Через систему вопросов, пересказ, интонационный рисунок и т.п. Владение инструментарием для постижения художественных текстов отвечает за развитие речи и формирование читательской компетенции на уроках русского язка и литературы.
Горина Марина Александровна, г. Раменский:
Уже общеизвестно, что развитию интереса читателей способствуют различные формы уроков: урок-проект, путешествие, проблемный анализ, пресс-конференция, литературная игра, дискуссия, интегрированный урок и многое другое. Эти формы направлены на активное совместное творчество, а также на осознание произведения литературы как единой художественной системы. В центре любого урока ( не только уроков русского языка и литературы) – текст, а все действия, которые разворачиваются вокруг него, направлены на его понимание. Но сегодняшним ученикам этого бывает недостаточно. Я думаю, что в добавление к заявленным формам можно использовать создание веб- страниц, буклетов, электронных читательских дневников. создавать банк электронных материалов, лэпбуки. То есть больше использовать "компьютерные" ресурсы ребят, тем более что практически все диагностические работы ребята проходят в режиме он-лайн.
Полторжицкая Алиса Борисовна, г. Химки:
Читательская компетенция – это прежде всего навык. Умение превратить прочитанное в личный, смысловой, познавательный и творческий опыт читателя. Подобные функции невозможны без отработки каждого пункта, причём учиться следует с минимальных языковых конструкций.
Для того, чтобы развить своих учащихся в данном направлении, я делаю акцент на лингвопоэтический анализ текста с последующими монологическими высказываниями. От анализа абзаца до анализа всего рассказа, дети учатся вычленять идею, темы, проблемы с самого начала обучения.
Главное – регулярность.
Хазикова Елена Георгиевна, г. Электросталь:
Задачи учителя: способствовать развитию основных читательских умений (понимание и запоминание информации; краткое изложение материала; умение формулировать и доказывать свою точку зрения, используя полученные знания; создание собственного текста). Синквейн использую на уроках обобщения (Гоголь смешной трагический описывает высмеивает страдает комедия со злостью и солью Гражданин) или на уроках повторения (перо легкое пестрое защищает планирует украшает красна птица пером, а человек делом птица; перо гусиное стальное пишет рисует изображает, перо - Инструмент писателя, поэта, критика Творчество). Обсуждаем, почему разные ответы, выходим на понятия многозначность и Омонимия, лексика, метафоры, эпитеты, прямое и переносное значение (формулируем ответы, приводим примеры).
Стадник Татьяна Валерьевна, г. Истра:
Формирование читательской компетенции на уроках русского языка и литературы можно реализовать несколькими способами, одним из которым является создание проблемных ситуаций:
Ситуация выбора – основана на возможности выбора одного из вариантов решения поставленной проблемы, наиболее убедительного, по мнению учащихся, обосновывать его.
Ситуация конфликта – создается, когда новые факты и выводы вступают в противоречие с известными учащимся научными теориями и представлениями;
Ситуация неожиданности – при работе с текстом учащиеся сталкиваются с фактами, идеями, вызывающими удивление, кажущимися парадоксальными, поражающими своей неожиданностью;
Ситуация неопределенности – возникает в случаях, когда текст не содержит достаточной информации для решения поставленной проблемы, расчет делается на сообразительность, смекалку, интуицию учащихся;
Ситуация несоответствия – создается, когда жизненный опыт учащихся противоречит данным, полученным из текста документа;
Ситуация предположения – основана на возможности выдвинуть собственную версию о причинах, характере, последствиях исторических событий;
Результативность: учащиеся вырабатывают навыки критического анализа текста; корректируют имевшиеся у них представления по изучаемой теме в соответствии с полученной новой информацией; определяют собственную позицию.
Петрова Елена Алексеевна, г. Подольск:
Проблема формирования читательской компетенции особенно остро стоит на повестке дня. На мой взгляд, данную проблему нужно решать на всех уроках. На уроках русского языка я ее решаю разными способами. Ввожу в урок поэтические пятиминутки, пробу пера,работа с текстом, комплексный анализ и т. д. На уроках литературы дети ведут читательские дневники. На каждые каникулы дети получают список литературы. Первый урок после каникул начинается с читательской конференции, где учащиеся делятся своими впечатлениями о прочитанном.
Пальченко Наталья Сергеевна, г. Одинцовский:
Под читательской компетентностью понимается совокупность знаний, навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной (письменной) форме, и успешно использовать в личных и общественных целях. Обучение разным аспектам чтения является общемировой проблемой, решение которой начинается с обучения чтению в школе. Внимание к чтению зафиксировано в Федеральных государственных стандартах как начального, так и основного общего образования, где оно рассматривается и как чтение литературных произведений, и как работа с информацией, и как средство воспитания и развития учащегося, и как общеучебное умение.Учитель становится партнёром, наблюдателем и вдумчивым наставником, помогающим каждому ученику выстроить собственный вектор личностного развития.
Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя всё более сводится к «режиссированию» этой активной, познавательной деятельности учащихся. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.
Все современные технологии формирования читательской компетентности выделяют 3 этапа работы с текстом:
1. Работа с текстом до чтения. (РКМЧП – стадия ВЫЗОВа)
2. Работа с текстом во время чтения. РКМЧП - ОСМЫСЛЕНИЕ)
3. Работа с текстом после чтения. (РКМЧП - РЕФЛЕКСИЯ. Причём хорошая рефлексия становится вызовом для дальнейшей работы)).
Основная задача учителя на уроках – помочь ребенку увидеть в тексте автора: «вычитать» его отношение к героям, к ситуации; решить проблему «писатель и действительность»
И цель: вооружить ученика набором стратегий, чтобы впоследствии он мог самостоятельно продуктивно работать с текстом.
Григоренко Оксана Михайловна, г. Химки:
В настоящее время во всем мире наблюдается снижение престижа чтения и ухудшение навыков чтения. Мои ученики не исключение. Но на своих уроках я пытаюсь вернуть уважение к книге и бережное к ней отношение. Чаще всего к подготовке к уроку ребята используют прочтение краткого содержания произведения либо его прослушивание, что снижает качество понимания данного текста. Чтобы этого не происходило, я использую детальное тестирование по содержанию текста. Ребята знают, что вопросы будут подробные, и тем самым стараются внимательно прочитать текст. Очень часто мы используем инсценировку произведения и стараемся проиграть все детали. Ребята очень любят чтение по ролям. В каждом произведении мы находим проблемный вопрос, что поможет в старших классах в написании экзамена. А еще мы проводим внеклассное чтение и читаем литературу подростковую. Вот тут ребята более внимательно читают, ведь герои произведений похожи на них самих. Кто-то из учеников предлагают недавно им самим прочитанную книгу, аргументирует, почему мы должны её прочитать, затем после всеобщего прочтения проходит дискуссия, где разбирается сюжет, главная мысль произведения и его композиция. Рисуем иллюстрации на понравившийся сюжет, где иногда незаметно для себя вырисовываем важные детали. Помочь ребенку осознать важность чтения, пробудить к нему интерес - это наша задача!
Бабкина Оксана Николаевна, г. Химки:
Под читательской компетентностью понимается совокупность знаний, навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной (письменной) форме, и успешно использовать в личных и общественных целях.
Способствуют развитию интереса читателей различные формы уроков: урок-проект, путешествие, композиция, проблемный анализ, пресс-конференция, литературная игра, дискуссия, интегрированный урок и т.д. Эти формы направлены на активное совместное творчество, а также на осознание произведения литературы как единой художественной системы. Важно помнить, что в центре любого урока – текст, а все действия, которые разворачиваются вокруг него, направлены на его понимание.
Повышает читательский интерес и проведение викторин. При ответах на вопросы викторины ученик показывает внимательность при чтении текста, как он запомнил не только события и имена героев, но и портреты, пейзажи, интерьер, важные мысли персонажей. Также ребятам нравится самостоятельно составлять вопросы викторины, так как это творческая работа.
Важное средство формирования компетенции читателя – умение определить проблему, найти то, что автор хотел сказать своим произведением.
Особое место нужно отвести театрализации как одной из форм групповой деятельности учащихся. Она способствует формированию интереса и активности читателей. В ней ученики имеют возможность проявить свои актёрские качества, а сделать это можно благодаря хорошему знанию текста, пониманию характера героя.
Еще одно средство - дискуссия. Диалог учащихся может проходить как в письменной форме, так и в устной.
Фалалеева Ольга Валентиновна, г. Истра:
Одним из эффективных приемов формирования читательской грамотности, считаю,- синквейн.
Для меня этот метод открывает безграничное поле деятельности для организации работы по самым разнообразным темам, на разных ступенях обучения, с детьми с различными учебными реальными возможностями.
Данный вид работы провожу как на уроках русского языка, так и на уроках литературы. Педагогическая ценность синквейна неоспорима велика:
- Способствует обогащению словарный запас.
- Помогает синтезировать учебный материал.
- Учит анализировать, формулировать идею (ключевую фразу).
-Позволяет поверить в свои силы, ощутить себя творцом.
- Всегда получается у всех.
Именно поэтому метод синквейна приобретает все большую популярность и все чаще применяется в образовательном процессе.
Текст дидактического синквейна основывается на содержательной и синтаксической структуре каждой строки.
Композиция дидактического синквейна:
В первой строке формулируется тема, предмет речи (одно существительное).
Во второй строке представлено описание темы, предмета речи (два прилагательных или причастия).
В третьей строке записываются три глагола, характеризующие действия темы, предмета речи.
В четвертой строке содержится емкая фраза, умозаключение, крылатое выражение, состоящее обычно из четырех значимых слов, выражающих отношение автора к теме, предмету речи.
Пятая строка состоит из одного слова, неделимого словосочетания, являющегося синонимом, который обобщает или расширяет смысл темы, предмета речи.
Примеры дидактического синквейна.
Русский язык
Могучий, великий
Живет, развивается, изменяется
Русский язык - национальное богатство русского народа
Средство общения
Орфограмма
Буквенная, небуквенная
Затрудняет, проверяется, не проверяется
Орфограммы изучает наука орфография.
Правило
Кроме дидактического синквейна можно работать и с другими видами синквейнов, построенных на слоговом подсчете.
Дюмина Марина, г. Серпухов:
В XXI в. все развивается более быстрыми темпами и требует от нового поколения выполнения сверхзадач. При этом чтение все еще является одним из действенных способов получения информации. Это становится необходимым условием успешности работы с ней.
Сам по себе навык чтения – явление очень сложное. Он складывается из двух сторон: технической (способ, темп, выразительность) и смысловой (понимание читаемого).
Работа с текстом включает в себя: поиск информации и ее понимание, преобразование или интерпретацию, а затем оценку информации.
Слишком беглое, невнимательное, чтение всюду спешащих детей дает свои «плоды». Часть информации опускается, часть вовсе не является прочитанной. Различные исследования (например, PISA подтверждают это).
Поэтому перед педагогами стоит важная задача - научить вдумчивому, внимательному чтению, так как текстовая информация должна быть переработана в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей. Обучающиеся должны научиться извлекать полезную информацию из иллюстраций, графиков, диаграмм, схем, сплошных текстов.
Приемы работы с текстом не новы.
Это первичное чтение текста. Затем перечитывание текста («вдумчивое» повторное чтение).
Анализ текста (комментированное чтение, с остановками, в парах, беседа, выделение ключевых слов, абзацев, смысловых частей, постановка вопросов, прием пометок (знаю, хочу узнать), ассоциации).
Обобщение прочитанного.
Обязательное выразительное чтение.
Работаем в системе.
Используем разные тексты.
Самостоятельные и коллективные работы.
Каждый учитель-предметник в рамках своего предмета должен проводить такую работу по развитию и совершенствованию навыков смыслового чтения.
Таран Людмила Сергеевна, г. Богородский:
Для того чтобы приобщить детей к чтению, предлагаю использовать метод проектов. Он состоит в следующем: учитель делит класс на группы и каждой предлагает прочитать интересную книгу. Например, в 6 классе можно взять «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «Солнечное затмение» А. Лиханова, «Водители фрегатов» Н. Чуковского, «Необыкновенные приключения Карика и Вали» Я. Ларри. Лучше подбирать книги разные по тематике.
Ребята читают произведение, рисуют по нему диафильм, инсценируют один из фрагментов, придумывают вопросы для викторины. Готовясь к инсценировке, ученики работают над выразительным чтением текста, мастерят костюмы, готовят реквизит. Учитель помогает ребятам на каждом этапе работы.
Во время защиты проектов ученики должны поделиться с классом впечатлениями от прочитанной книги, представить диафильм, инсценированный фрагмент. Учитель предлагает ответить на проблемные вопросы, помогающие выяснить понимание детьми главной мысли и художественных особенностей произведения, выставляет оценки, вручает грамоты. Ученики, которые заинтересуются книгой, читают её. После прочтения они должны будут ответить на вопросы викторины, подготовленные группой, представляющей это произведение. Ребята сами оценивают знание и понимание текста произведения.
Млечко Лидия Евгеньевна, г. Мытищи:
Рассуждения о формировании читательской компетенции должны учитывать, как минимум, два момента.
Во-первых, необходимо ответить на вопрос: каковы цели и задачи, которые определяют работу с текстами на уроках литературы и русского языка. Без этого невозможно выстроить систему заданий, которые способствовали бы развитию читательского навыка. Практикующие учителя, безусловно, подтвердят, что на уроках русского языка читательская компетентность чаще всего связана с определением средств связи между предложениями, стиля и основной идеи текста. На уроках литературы читательская компетенция серьезно влияет на качество анализа художественного произведения (речь идет о тематике, проблематике, системе образов).
Во-вторых, формирование читательской компетенции на уроках русского языка и литературы необходимо рассматривать не только в парадигме методов, приемов и средств, но также, на мой взгляд, затрагивать вопросы мотивации. Действительно, как мотивировать обучающихся к работе с текстами? Необходимо показать практическую значимость читательской компетенции для обучающихся, ведь часто в последнее время звучит со стороны ребят реплика «зачем мне это надо». В связи с этим важно обучающимся объяснять, что уровень читательской компетенции позволяет сначала анализировать тексты разного стиля, а потом, реализуя разные коммуникативные задачи, создавать свои собственные .
Также читательская компетенция очень серьезно влияет на работу с пунктограммами. Хрестоматийным стал пример предложения «Казнить нельзя помиловать», в котором необходимо проставить знак препинания. А это невозможно сделать без читательского восприятия и интерпретации смысла.
Практическая значимость читательской компетенции на уроках литературы не так очевидна, но более, на мой взгляд, значима. Умение читать художественные тексты (имеется в виду процесс осмысленного чтения) помогает разобраться в собственных чувствах, поступках и осознать собственные жизненные принципы. Период взросления естественным образом заставляет ребят задуматься над решением нравственных вопросов, что очень важно для становления личности. Без обсуждения прочитанных художественные текстов процесс формирования «я» может быть, как показывает практика, не очень быстрым.
Мальцева Наталья Алексеевна, г. Истра:
Для формирования читательской компетенции на уроках русского языка и литературы рекомендую учебное пособие "Сборник эталонных заданий - Читательская грамотность" под редакцией Г.С. Ковалевой, Л.А. Рябининой. В пособии представлены задания, позволяющие всесторонне работать с текстом и обобщать представленную в нем информацию. Например, в заданиях к проекту "Путешествие в малые города России" нужно, опираясь на текст, найти и выписать особенности малых старинных городов России, обозначить их сходства, начертить возможный маршрут на карте и т.п. Ребята учатся определять, каким источникам можно доверять, а каким нет. Также учащиеся учатся оценивать себя - в книге представлены ответы для самопроверки.
Токарева Елена Владимировна, г. Истра:
Одним из способов формирования читательской компетенции является работа по составлению тематических словарей по изучаемому произведению. На уроках литературы подобная интегрированная работа позволяет выработать внимательное отношение обучающихся к изучаемому произведению, так как в словарь нужно записать все слова по избранной теме, ничего не пропустив. Дети как бы "просеивают" объемную информацию сквозь "мелкое сито" выбранной темы, учатся работать с различными видами словарей, расширяют свой кругозор, учатся использовать теоретическую информацию в практических целях.
Лукашина Наталья Ивановна, г. Истра:
В общеобразовательной школе читательскую компетентность необходимо формировать на всех предметах, где имеем дело с источниками информации, бумажными или электронными. Но основная нагрузка ложится на учителей-словесников.
В своей практике с учениками 5 – 7 классов веду тетради по литературе, где, наряду с автором и названием произведения, ребята обязательно записывают тему, идею, проблему, новые слова с объяснением, интересные фразы, мысли. На уроках внеклассного чтения и родной литературы ученики обмениваются информацией, впечатлениями. Ребята выстраивают рассуждение «Какие мысли и чувства вызвало произведение?» Основной рабочий вопрос «почему?» В основе ответа – текст. Формируется навык осознанного смыслового чтения. Ученики внимательно слушают отвечающего, дают оценку ответа и соотносят со своей работой. Отмечаем наиболее интересные, аргументируя «почему?» Ребята стремятся быть вдумчивыми читателями, учатся извлекать необходимую информацию, формируют читательскую компетенцию.
Левина Татьяна Сергеевна, г. Истра:
Читательская компетенция- основа ключевых компетенция учащихся. Это набор знаний и умений, навыков работы с текстом, необходимый не только в любом виде учебной деятельности, но и в повседневной жизни. Читательская грамотность- одно из главных направлений в исследовании PISA.
Часто на уроках мы видим, что ученики не воспринимают текст как единое целое, не обладают навыками смыслового чтения. Особенно это заметно при подготовке ребят к ГИА по русскому языку и литературе(выделение проблемы, позиции автора; объяснение фразы, понятия; составление собственного высказывания).
Эффективными приёмами работы с текстом на уроках можно назвать :анализ "вслед за автором", комментированное чтение, чтение с пометками, нахождение ключевых слов, составление тонких и толстых вопросов, составление кластера или интеллект-карт по теме или художественному произведению.
Шелепина Ольга Сергеевна, г. Истра:
Поскольку главной целью современного образования ( по ФГОС ) является развитие интеллектуальной, творческой личности, в свете международных критериев измерения качества образования на одно из первых мест выходит умение работать с информацией. Основная единица для формирования читательской компетенции - чтение и работа с текстом. Задача учителя - помочь овладеть навыками осознанного чтения; развить читательские действия, которые дадут возможность найти нужную информацию и критически подойти к ней, сопоставляя с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом. Читательские компетенции должны формироваться в рамках любой учебной дисциплины, но все-таки основная работа ведется на уроках русского языка и литературы.Учитель-словесник должен быть партнером и наставником, помогающим ученикам стать раскрепощенными, эмоционально настроенными на восприятие того, что предлагает им педагог.Существует немало приемов, позволяющих "извлечь из мертвой буквы живой смысл"(К.Ушинский), и этот "живой смысл" научит получать удовольствие в чтении, когда книга становится другом, а ее автор - мудрым советчиком.Каждый прием должен способствовать мотивации учения и отвечать мудрости, заложенной в известной китайской пословице: "Скажи мне - я забуду. Покажи мне - я запомню. Вовлеки меня - я пойму."
Несколько приемов, которые активируют внимание, развивают воображение, фантазию; помогают находить информацию и понимать текст, преобразовывать и интерпретировать его; давать оценку:
- "шесть шляп мышления" (каждый цвет имеет свою смысловую нагрузку);
- "инсерт" (чтение с определенными пометами: знал, новое, думал иначе, не понял);
- "кластер" (творческий опорный конспект);
- "тонкие" и "толстые" вопросы (навыки составления вопросов с однозначным
ответом и проблемных вопросов) и "дерево вопросов".
По словам В.Ключевского, "преподавателю слово дано...для того, чтобы будить чужую" мысль. Подобные приемы и дают учителю возможность включить эмоциональную сферу ребенка, обратиться к его чувству, "разбудить" личную заинтересованность, и тогда процесс чтения из нудного занятия постепенно превратится в познавательное и увлекательное "чудо" открытия мира и самого себя.
Бакирова Наталья Павловна, г. Химки:
При работе с текстом я придерживаюсь следующих принципов:
- принцип самоактуализации (поддержка стремления учащихся к проявлению и развитию своих природных и социальных возможностей);
-принцип индивидуальности (формирование личности: Как ты думаешь? Что новое ты узнал? Каковы твои действия?);
- принцип субъектности в процессе общения и сотрудничества в классе выбора (Какой способ работы ты выберешь? Какая форма работы тебе интересна?);
- принцип творчества (благодаря творчеству ребёнок выявляет свои творческие способности и задатки);
- доверия и поддержки (вера в ребёнка: я уверена, сегодня ты сможешь).
При планировании и подготовке уроков моя позиция, как позиция учителя, исходит из интересов детей, их психофизиологических особенностей. В качестве механизмов, посредством которых происходит приобщение учащегося к чтению, выступают педагогические технологии.
К наиболее эффективным технологиям, направленных на формирование читательской компетенции учащихся, применяемым мною, можно отнести технологию критического мышления, технологию проектно-исследовательской деятельности, информационно-коммуникационные технологии.
Биймурзаева Маржанат Бадрутдиновна, г. Химки:
Развитию читательской компетентности способствует использование на занятиях элементов современных образовательных технологий: технологии проблемного обучения, технологии интегрированного обучения, игровых технологий, информационных технологий.
Интересный прием, позволяющий эффективно формировать читательскую компетенцию,- использование "дерева вопросов". Вопросы, представленные в виде "дерева", разделяем на три вида.
Все, кто искал ответы на вопросы (каждый выбирает с "дерева" для себя вопрос по интересам) могут представить свои мысли устно, в виде реферата, презентации. Они могут быть оформлены другими способами (коллаж, рисунок, заметка и т.п.). Интересно, когда на один и тот же вопрос ищут ответы несколько учеников, виден личностный подход, разные пути поиска информации.
Собственно говоря, обучающиеся защищают и представляют свои учебные продукты.
1 группа - вопросы с поверхности, ответы на эти вопросы лежат на поверхности текста: Кто?...Что сделал?...Куда?...
2 группа - ищет ответы на такие вопросы, которые можно найти только между строк (вопросы начинаются со слов Почему?... Как?..А что,если?...Будет ли так?...
3 группа - суть этих вопросов - связать текст с жизнью, опытом обучающихся: Как текст связан с событиями в твоей жизни? Если бы ты был на месте...? Есть ли связь с тем, что происходит сегодня?...
Важно делать акцент на том, чтобы при составлении "дерева вопросов" присутствовали вопросы всех уровней сложности, так как они проверяют понимание текста.
Клебанова Наталья Николаевна, г. Пушкинский:
Формируя читательскую компетенцию на уроках русского языка и литературы, прежде всего, работаю с текстом, включая в уроки задания по работе с небольшими текстами для повышения внимательности. Работа с текстами предусматривает нахождение основной мысли текста, составление плана текста, выбор заголовка текста, и в итоге-написание учащимися собственных текстов. Тренируемся решать конкретные задачи при чтении, с 5 класса обязательно работаем с определенными заданиями, например: «Читая текст, обрати внимание, о ком рассказывается…»; «Читая текст, обрати внимание, о чём хотел предупредить автор»; «Постарайся запомнить, с чего начинается и чем заканчивается повествование». Учимся работать с ключевыми словами, фразами, смысловой основой.
Предлагаю ряд заданий, который помогает сформировать читательскую компетенцию. Например, «Выбери правильный вариант из предложенных», в котором дети анализируют, обсуждают и объясняют свой выбор.
Другие варианты, которые действительно «работают»:
-выбери из текста ключевые слова, отражающие основную мысль произведения.
-выбери ключевые слова, опираясь на которые можно составить план текста.
-выбери правильное начало или конец текста из предложенных вариантов.
-расставь предложения из текста в правильной последовательности, найди лишние предложения.
Если ребенок не умеет составлять план текста в 5-6 классе, даю алгоритм.
1. Посчитать количество абзацев.
2. Найти главное предложение или ключевое слово каждого абзаца, составить предложение отвечающее на вопрос, что хочет сказать автор в этом абзаце, включив в ответ найденные ключевые слова. Так формулируем основную мысль.
3. Записать по порядку составленные (см.предыдущий пункт) предложения(для самых слабых учеников-ключевые слова или предложения абзацев) — это и будет план текста.
С 7 класса ввожу новые понятия: в каждом тексте существует 3 вида информации: фактуальная, подтекстовая и концептуальная. Поэтому, задавая вопросы к тексту, нужно помнить, что они должны быть трёх видов: лежащие на поверхности (Кто…? Где…?), находящиеся между строк (Почему…? Как…?), связывающие текст с жизнью, с опытом учащихся (В чём актуальность…?)
Работа по формированию читательской компетенции на уроках русского языка и литературы должна быть систематической, тогда и результат порадует.
Михайличенко Яна Викторовна, г. Пушкинский:
Формирование читательской грамотности- это актуальная тема на сегодня. Многие учащиеся умеют читать и понимают о чем читают,но основную мысль сформулировать не могут. Некоторые читают текст,но ответить на простые вопросы по тексту не получается. Составить алгоритм,схему,таблицу по тексту - это самые сложные задания для учащихся. А ведь в их основе лежит читательская грамотность. Я считаю, для формирования читательской грамотности необходима практика. На уроках учителю нужно разбирать подобные задания,направлять,помогать анализировать,группировать информацию. В помощь учителю могут быть такие методики как синквейн,верно - неверно, "мозговой штурм",тонкие и толстые вопросы. Благодаря читательской грамотности учащиеся не просто получают знания, но и применяют эти знания на практике.
Житко Елена Алексеевна, г. Пушкинский:
Прозаические тексты учебника по литературе в 5 классе , разделенные на главы и достаточно большие по объему, при минимальном количестве часов текстуально изучать очень сложно. На формирование читательских компетенций в этих условиях направлено задание озаглавить каждую часть текста. Проверяя выполнение этого задания, учитель контролирует качество чтения, так как умение озаглавить текст демонстрирует способность извлекать главную информацию из него. Этот прием работы используется и в дальнейшем, в 6-7 классах.Важна словарная работа на уроках и дома. Можно составлять словари трудных и незнакомых слов, встретившихся в текстах (как правило, это архаизмы или историзмы), проводить словарные диктанты. Это не только расширяет словарный запас учащихся, но и позволяет понять прочитанный текст. Систематическое проведение викторин на знание и понимание текста также эффективно. Отвечая на вопросы викторины, ученик демонстрирует, насколько внимательно он читал текст, запоминая не только события и имена героев, но и портретные характеристики, пейзажные описания, интерьер, важные реплики персонажей и т.п
Нечипоренко Наталья Валентиновна, г. Химки:
Формирование читательской компетенции невозможно представить без работы с текстом. Работа с текстом - это основа обучения метапредметным умениям и навыкам, поэтому ответственность за развитие у учащихся читательской грамотности лежит на каждом учителе-предметнике, не только на учителе русского языка и литературы. Не случайно тестовая часть заданий ЕГЭ по русскому языку содержит тексты из самых разных областей знаний и науки, а учителю русского языка и литературы приходится использовать метапредметные ресурсы своего предмета, чтобы подготовить учащихся к экзамену.Текст становится на занятиях полноправным «объектом изучения как максимально информативная единица языка в речи".Много видов работ с текстом: от первичного прочтения до составления собственного текста: озаглавливание, составление плана, словарная работа, выделение ключевых слов, составление вопросов к тексту, сжатое изложение текста и т.д. Эту работу мы проводим и на уроках.Использую интересную, на мой взгляд, форму работы с текстом – прогнозирующее чтение. Предварительно ребята не читали текст, читаем текст вместе частями, после каждой части задаются вопросы, требующие прогноза: как герои поведут себя, как будут развиваться дальше события, что могут ответить герои и т.д. После того как текст прочитан, сравниваем наши представления с авторскими. Затем текст ребята получают целиком распечатанный, и мы продолжаем с ним работать на занятии в соответствии с темой. В последнее время использую метод "чтение с остановками". Читаем отрывками, осмысливаем, комментируем, проводим словарную работу, пересказываем. Это развивает речь, дает возможность вникнуть в суть прочитанного. Это будничная, повседневная работа, но без нее невозможно воспитать настоящего читателя и пробудить интерес к чтению.