Русский язык в Подмосковье Учебник ИРО Мамина школа

Национальный корпус русского языка в школьной практике

Уважаемые коллеги! 

Вы можете ознакомиться с полученными нами ответами на вопрос "Национальный корпус русского языка в школьной практике". 

 

 Душкина Ольга Сергеевна, г. Воскресенск: 

Не понимаю, о чём можно дискутировать в отношении Национального корпуса русского языка. Это необыкновенно полезный ресурс для работы как на уроках русского языка, так и на уроках литературы. Его можно использовать и для составления упражнений, и в исследовательских работах. Он сам может дать тему для исследовательской работы. При изучении литературных произведений он даёт огромные возможности для анализа. Используя поэтический подкорпус, можно составлять игры по поэзии и т.д.

 

 

 

 Князева Анна Андреевна, г. Истра: 

Одна из основных функций Корпуса - служить источником примеров. Но для общего развития учащихся нужно включать в учебный материал образцы тех текстов, которые имеют отношение к современной жизни, а не только к литературе. На основе Корпуса может быть организована самостоятельная работа учащихся, например: самостоятельно отыскать в Корпусе случаи употребления заданного слова и выбрать из них хотя бы по одному на каждую возможную часть речи. При этом даже не так важно, будет ли ученик использовать подкорпус со снятой омонимией или нет: в любом случае есть место для самостоятельного анализа. Задания «активного типа» требуют от учащихся гораздо большей работы мысли, оказываются более интересными и полезными.

 

 

 

 Ордынскя Ирина Владимировна, г. Дмитровский: 

Функциональный аппарат корпуса позволяет найти те слова и конструкции, которые необходимы при исследовании. Например, при работе над проектом « Изменения в русском языке за последние 200лет» ребята пришли к выводу, что совсем незначительно изменилась грамматика - очень немного поменялись окончания грамматических форм, кое-где отдельные слова. В целом понять человека 200-летней давности нам было бы не слишком трудно , а представить его можно почитав художественную литературу, особенно диалоги того времени, например, Пушкина. Можно убедиться, что понять текст в целом можно. Некоторые выражения нам покажутся вычурными и странными, но в основном понятными. Отличается лишь речь простых людей из глубинки - она менее понятна.

 

 

 

 Млечко Лидия Евгеньевна, г. Мытищи: 

Ресурс «Национальный корпус русского языка» с успехом можно использовать как в практике преподавания русского языка, так и литературы. При этом необходимо, на мой взгляд, учитывать целесообразность подключения данной информационно-справочной системы. Действительно, в рамках какой темы можно выделить время на уроках русского языка, чтобы обратиться к этому ресурсу? Априори это должно быть занятие с элементами исследования, аудитория также должна быть подготовленная, с развитыми аналитическими способностями (профильный, продвинутый уровень). Представляется, что работа с «Национальным корпусом русского языка» может проходить в старших классах, ориентированных на профильную программу. Темы могут быть разнообразные, но, думается, в первую очередь в рамках раздела «Лексика». Например, темы, связанные с наблюдением за семантикой слова в прямом и переносном значении, использование историзмов для формирования исторического дискурса или архаизмов для акцентуации, например, книжного стиля. Возможно, использование материала из «Национального корпуса русского языка» в рамках предмета «Русский язык как родной», чтобы подчеркнуть концепты, характерные для русской ментальности. Например, как «работают» слова «душа», «дом» (одни из ключевых русских концептов) в текстах XIX и ХХ веков. Какое смысловое поле возникает вокруг этих ключевых дискурсивных слов, как это поле меняется, под влиянием чего? Это глубокое исследование. К такому виду работы, конечно, ребята должны быть подготовлены. Безусловно, частотные графики, которые предлагает этот ресурс, могут помочь в изучении конкретной темы, но все же с подобной информацией надо уметь работать.

В большей степени, на мой взгляд, «Национальный корпус русского языка» подходит для уроков литературы. Дело в том, что, работая с художественными текстами, мы анализируем авторские образы, а это минимальная смысловая единица этого ресурса. Например, можно понаблюдать, как часто используется Есениным и Маяковским в текстах слово «друг», «поэт», «творчество» и т.п., сравнить контекст использования, связать с фактами биографии и сделать выводы т творческой концепции авторов. Решение данной задачи вполне может быть осуществлено в рамках одного урока. Выводы ребята могут показать через интеллект-карты или описать в письменной работе. Используя материал ресурса, можно рассматривать сквозные темы, образы в рамках двух эпох.
В целом ресурс очень хорошо развивает разные компетенции: и учебно-познавательные, и информационные, и личностные, и общекультурные. Главное, использовать этот ресурс грамотно.