Ресурсный центр русского языка Народный учебник Диктант+ Рейтинги

Методика преподавания трудных случаев образования слов

Уважаемые коллеги! 

Вы можете ознакомиться с полученными нами ответами на вопрос "Методика преподавания трудных случаев образования слов". 

 

 Дюмина Марина, г. Серпухов: 

Для предотвращения ошибок на уроках русского языка и литературы часто обращаю внимание детей именно на словообразование, так как это повышает орфографическую зоркость. Трудна для школьников именно этимология слов. На уроках по теме «Словообразование» можно разбирать наиболее интересные и запоминающиеся случаи, чтобы заинтересовать детей. Вызывает трудности и простой подбор однокоренных слов. Следовательно, необходимо обращать внимание на морфемный разбор.
Изучение словообразования имеет большое теоретическое и практическое значение. Знание закономерностей словообразования русского языка, умение определять значение словообразующих морфем способствуют расширению словарного запаса, обогащению грамматического строя речи, уяснению грамматической системы русского языка. Практическая направленность изучения раздела «Словообразования» имеет большое значение для формирования правильного грамотного письма.

 

 

 

 

 Биймурзаева Маржанат Бадрутдиновна, г. Химки: 

В словообразовательном анализе поиски мотивирующей основы - самый важный шаг, так как все последующие этапы - это лишь описание отношений между мотивирующей и мотивированной основами. Чтобы определить

мотивирующее ,среди однокоренных слов нужно найти такое, которое было бы для мотивированного слова ближе всего как по форме, так и по значению.
Поиски мотивирующей основы часто идут по линии формальной близости без учета содержательной стороны. Необходимо помнить о двустороннем характере взаимоотношений мотивирующей и мотивированной основ - формальной и семантической близости. Например, при поиске мотивирующей основы для существительного переход ошибочным является следующее рассуждение: в анализируемом слове есть приставка, следовательно, мотивирующим словом является слово ход, к которому присоединяется приставка пере-. Это рассуждение неверно, так как оно учитывает только формальную структуру слова. Если же обратиться к словарному определению слова, то есть к его содержательной стороне (переход - действие по значению глагола переходить), станет ясно, что мотивирующей основой является глагольная основа, поскольку существительное переход представляет собой отвлеченное существительное со значением опредмеченного действия.