Ресурсный центр русского языка Народный учебник Диктант+ Рейтинги

Форум демонстрационной площадки "Готовимся к конкурсам сочинений (русский язык и литература)"

Гричанина Валерия Валентиновна, г.о. Краснознаменск

Нужно отметить, что обучение написанию сочинения начинается ещё в начальной школе. Творческие задания имеют важное значение в формировании умения написания сочинений, поэтому необходимо сначала научить ребенка фантазировать, развивать воображение, выражать собственные мысли. Для этого необходимо тщательно продумывать темы сочинений, чаще предлагать учащимся нестандартные задания и вопросы. Необходимо напоминать алгоритм работы: 1. Проработка темы. 2.Определение границы темы и формулировки главной идеи. 4. План. 3.Сбор материала. Один из методических приемов предлагает собирать материал в таблицу.




Мальцева Елена Эдуардовна, Богородский г.о.

Научить детей писать сочинение далеко не просто. Все дети разные: кто-то предрасположен к написанию текстов от природы, кому-то этот процесс откровенно не даётся. Однако приобщаться к нему нужно, поскольку владение родной устной и письменной речью есть одно из свидетельств принадлежности к цивилизованному миру.

Для начала можно регулярно предлагать обучающимся составлять небольшие тексты на заданную тему (семь предложений) в рамках работы группы. В ходе коллективной работы детям будет легче и веселее. Когда навык конструирования предложений будет в определенной степени освоен детьми, можно предлагать составлять тексты такого же объема уже каждому обучающемуся отдельно.

Следующим этапом может стать усложнение задачи, например, литературная зарисовка на тему "Как я провел выходные" или "Как я провела сегодняшнее утро" и т.д.

Так, по нарастающей можно осуществлять постепенное приобщение обучающихся к писательскому искусству. И если дети не станут писателями, то хотя бы получат возможность в той или иной мере осмыслить и освоить данный навык.

 

 

 

Заикина Светлана Геннадьевна, г.о. Клин

Мы, учителя русского языка, готовим обучающихся к сочинениям на своих уроках. Так, если им предстоит описать помещение по личным наблюдениям, сначала происходит ознакомление с особенностями этого жанра, обсуждается роль интерьера в художественных произведениях, проводится написание изложения по тексту, включающему в себя интерьер, и т.п.
Работа по подготовке конкурсного сочинения также должна проводиться. Во-первых, можно знакомить учеников с лучшими образцами ученических работ, которые выкладываются на многих сайтах. Обсуждать с ними выигрышные моменты таких сочинений, понравившиеся приемы, которые могут быть использованы при создании собственных текстов. Во-вторых, необходимо практиковать обучающихся в создании тех жанров, которые не всегда можно предложить на уроке. Например, создав коллективное эссе на выбранную тему. Каждый подбирает к тезису аргумент: кто пояснение, кто пример, кто цифры и факты, научные выкладки. Выстраивается композиция, включающаяся в себя разнообразные аргументы, которые осваивались обучающимися при написании сочинений-рассуждений. В беседе активно участвует учитель, давая советы по улучшению текста. В-третьих, определяясь с темой, необходимо учесть склонности, интересы ученика. Например, ученица, проявляющая особый интерес к изучению иностранного языка, стала с удовольствием готовиться к «Гольцовским чтениям», разрабатывая тему «Как сказывается одновременное изучение английских слов и англицизмов на уроках английского и русского языков на их усвоении обучающимися?»
Приведу конкретный пример подготовки к учащихся к конкурсному сочинению. Недавно проводился региональный конкурс «Наше Подмосковье – моя гордость». В основном при подготовке работ его участников отрабатывался навык написания эссе. Начали с выбора материала, который часто определяет краеведческая тема. Почему именно краеведение? Потому что это направление интересно детям, но, главное, дает возможность сбора материала разными путями. Увлекающиеся литературой собирали материал о писателях, чье имя связано с историей нашего края, например, о В.Т. Шаламове. Любители истории разрабатывали историческую тему, в частности историю местного предприятия, и т.п. Ребята искали материал в интернете, в библиотеках, местных музеях, в том числе и школьном, делали запросы в библиотечные архивы, брали интервью у тех людей, которые могли осветить интересные факты по разрабатываемой теме. Словом, у учащихся не было возможности подменить сбор материала конспектированием чужого текста.
Далее рассматривался вопрос о композиции текста: как объединить все собранное в сочинении, как переходить от одного к другому. Ребята также обсуждали, как сделать работу более эмоциональной, привлекательной для чужого чтения. Например, ученик, рассказывающий об истории названия улицы, выбрал жанр исследования. Начал с того, как и почему поразило название улицы. Затем, какие ответы дали ему родители, о чем он узнал, обратившись в архив библиотеки и т.п. Отвечая на вопрос темы постепенно, подавая материал порциями, он сделал содержание сочинения захватывающим.
Полученные работы зачитывались авторами и рецензировались их одноклассниками, многое бралось на вооружение.
Времени на такую работу уходит очень много. Выручают внеурочные занятия, но и без индивидуальных бесед не обойтись.

 

 

 

Пальченко Наталья Сергеевна, Одинцовский г.о.

Для успешного написания конкурсного сочинения необходимо соблюдение следующих условий.

Условие первое: текст должен строго соответствовать заявленной теме, раскрывая её с максимально возможной полнотой и в то же время не содержать ничего лишнего: избыточных по отношению к раскрываемой теме фактический сведений, посторонних сюжетов.

Условие второе: текст должен быть аналитичным и творческим, пересказ произведения или учебника не может быть признан удовлетворительной работой. Автор должен продемонстрировать самостоятельность и последовательность мышления, способность к анализу литературных произведений и явлений культуры, владение теоретико-литературным понятийным аппаратом в рамках школьной программы, знание соответствующих теме исторических реалий.

Условие третье: сочинению должны быть присущи стройность композиции, логика и последовательность развития мысли.

Условие четвертое: сочинение должно строго основываться на аутентичном источнике (источниках), то есть на тексте базового литературного произведения, а не на его пересказах (в том числе кратких).

Условие пятое: организаторы приветствуют обращение к исследовательской литературе и любым опубликованным источникам, однако всякая цитата, вставленная в текст, должна быть оформлена должным образом.

 

 

 

Долгова Любовь Георгиевна, г.о. Подольск

Написание хорошего сочинения требует следующей «правильной процедуры».

Исследуйте и делайте заметки. Во-первых, когда дается тема сочинения, предпочтительно исследовать эту тему и сделать необходимые записи (заметки), чтобы у Вас было четкое понимание и знакомство с предметом, который Вы собираетесь описывать. Кроме того, это может помочь Вам составить собственное мнение, поскольку Вы будете хорошо знакомы с различными аспектами описываемого предмета, и, соответственно, обозначить его в сочинении.

Анализируйте хорошо написанные сочинения и эссе. Во-вторых, чтобы быть лучше, Вы можете проанализировать хорошо написанные сочинения, после чего Вы будете иметь представление о том, как они были написаны. Посмотрите, выдерживает ли сочинение, которое Вы анализируете, основную идею автора, и выдерживается ли идея на протяжении всего сочинения.

Мозговой штурм. В-третьих, могут быть реализованы идеи мозгового штурма. Всегда лучше реализовывать свои идеи в правильном порядке:

1. Определитесь с ключевым тезисом (Вашей идеей). На протяжении всего процесса написания сочинения проверяйте соответствие Ваших заявлений идее и усиливайте ключевой тезис.

2. Затем составьте план и напишите сочинение.

3. Отдельно поработайте над убедительным заключением. Завершите сочинение заметкой, соответствующей Вашему основному тезису.

4. Теперь перечитайте свое сочинение, перечитайте, перепишите и реструктурируйте все, что будет необходимо.

5. Сконцентрируйтесь на словах, которые Вы выбрали: они имеют точное значение? Выражают они то, что Вы хотели, чтобы они выразили?

6. Вычитайте сочинение еще раз и подготовьте его окончательный вариант.

7. Включите цитаты и представьте свое сочинение на суд преподавателя / публики (на конкурс, например).

 

 

 

Штрыкова Людмила Васильевна, Луховицкий г.о.

Хочу поделиться опытом подготовки участников конкурсов ученических сочинений. Работаю отдельно с каждым учеником. Сначала объясняю, что может быть темой и идеей данного сочинения, в каком жанре стоит работать. Затем прошу написать на черновике. Проверяю на наличие всех видов ошибок, объясняю, что можно изменить, добавить или, наоборот, убрать. Прошу учащегося снова переписать. И так до тех пор, пока сочинение не станет таким, которое отвечает всем требованиям ученической работы. Последнее слово все равно оставляю за собой. Отправляю на конкурс после того, как проверю еще раз по всем критериям.

 

 

 

Куроедова Маргарита Анатольевна,  г.о. Мытищи

Ученикам, готовящимся написать сочинение, я даю несколько советов.

1) Внимательно обдумайте тему, найдите в ней "ключевое" слово, подумайте, с чем оно ассоциируется. Переформулируйте тему в вопрос. Подумайте, что именно вам хочется сообщить читателю, в чем убедить, чем закончить.

2) Запишите ваши идеи - ответы на вопрос, подберите материал для доказательства тезиса или для описания, повествования (в зависимости от жанра).

3) Подумайте, в какой последовательности лучше расположить идеи, запишите план.

4) Напишите черновик, проверьте, нет ли плеоназмов, неоправданных повторов, речевых неточностей и т.д.

5) Подумайте, какие фразеологизмы, пословицы, поговорки, афоризмы будут уместны. Попробуйте сами придумать яркий и точный троп.

6) Оформите чистовой вариант и проверьте его еще раз.

 

 

 

Бегчина Алёна Александровна,  г.о. Истра

При подготовке к итоговому сочинению к теме: "Цивилизация и технологии" мы используем современную зарубежную литературу, с которой знакомы дети, благодаря снятым по сюжетам произведений фильмам. Например, Дж. Дэшнер "Бегущий в лабиринте", Э. Клайн "Первому игроку приготовиться", Р. Янси "Пятая волна", С. Коллинз "Голодные игры", Дж. Дюпро "Город Эмбер", Э. Вейера "Марсианин", А. Сапковский "Ведьмак".

 

 

 

Монкина Ольга Александровна, Луховицкий г.о. 

При подготовке к сочинению любой тематики необходимо объяснять учащимся, что самые ценные и интересные работы получаются тогда, когда написано искренне, от души, с переживаниями, чувствами. Дети превратились в роботов, последние годы в работах всё больше наблюдается равнодушия, формальности, пишут для галочки -- и это понятно, мы их научили так думать, общество формирует такое мышление-- быстро, коротко, без лишних слов. А хорошее сочинение подразумевает иное... Для сравнения можно взять работы учащихся , например, в 80--90-е годы. Да, уже другой век, другое отношение ко всему, что окружало, человек радовался мелочам, но и работы были по 3-4 страницы... и до слез... Было что читать!.. А сейчас написание 300 слов для учащихся превращается в хождение по мукам и испытание, это трудно даже для хороших учеников. Методик много, особенно современных, но они не дают того результата, который хотелось бы получить. Надо учить детей понимать и чувствовать на примерах поэзии, учить выражать свои чувства, уходить от шаблонного мышления и штампов речи, выполнять на уроках задания, развивающие умение говорить, писать, думать. Я считаю, что только тогда можно будет добиться положительных результатов при подготовке к сочинению.

 

 

 

Шорникова Виктория Валерьевна, Богородский г.о. 

Сочинение является творческой работой, возможны различные интерпретации смысла фразы, различные модели аргументации точки зрения. Скорее всего, уникальных работ в общем потоке будет немного. Как писать сочинение-рассуждение на ЕГЭ по русскому языку?
Глав­ная слож­ность в напи­са­нии сочи­не­ния на ЕГЭ по рус­скому языку — опре­де­ле­ние про­блемы, затро­ну­той в пред­ло­жен­ном тек­сте. Если про­блема опре­де­лена неверно, за сочи­не­ние можно — по доб­роте экс­перта — полу­чить 2–5 бал­лов, не больше, из мак­си­маль­ных 23.Когда про­блема опре­де­лена, создать струк­туру сочи­не­ния довольно легко.Как ни странно это зву­чит, но фор­му­ли­ро­вать про­блему мы ста­нем, когда опре­де­лим пози­цию автора. Наша позиция будет повторять позицию автора. Можно не соглашаться с автором, однако такая работа потребует намного больше усилий, неопровержимых аргументов.Когда соб­ствен­ная пози­ция сфор­му­ли­ро­вана, при­во­дятся аргу­менты для её под­твер­жде­ния(минимум два).

 

 

 

Лузанова Ксения Константиновна, Ленинский г.о. 

Дети учатся писать сочинения на уроках русского языка. Я считаю, что хорошее сочинение – это продукт кропотливой работы как учителя, так и ученика. Мало научить писать по плану.

Во-первых, нужно развивать творческое мышление, фантазию. Я стараюсь подбирать интересные темы, показываю, как можно их раскрыть с неожиданной стороны. Например, почему бы не написать сочинение по картине в виде повествования от лица изображенного героя или предмета? Поощряю детей за нестандартное виденье темы.

Во-вторых, дети не должны воспринимать работу над сочинением как нечто скучное и бесполезное. После написания работ я уделяю время их чтению в классе. Сначала я читала сама наиболее удачные сочинения, потом же дети захотели сами представлять свои работы одноклассникам. В итоге у ребят есть стимул написать хорошо и интересно, ведь работа получит много отзывов. Дети рады обсудить, чье сочинение им понравилось больше и почему.

В-третьих, ученики должны пробовать себя в различные жанрах. Это дает свободу творчества и реализует метапредметные связи с литературой, ведь невозможно написать рассказ или басню, не зная жанровых особенностей.

Таким образом, мои ученики не только творчески развиваются, но и учатся метко выражать свои мысли, работать со словом. Мне не приходится специально мотивировать детей участвовать в литературных конкурсах. Желающие находятся сами, ведь писательство – это прекрасный способ заявить миру о себе.

 

 

 

Федорова Кристина Анатольевна, г.о. Балашиха 

Эффективные способы подготовки к конкурсному сочинению.
При работе над текстом сочинения важен определённый настрой, воодушевление.
Сначала необходимо предоставить, о чем вы будете писать:
а) тема;
б) основная мысль ;
в) способ и стиль изображения материала.
Затем необходимо собрать материал :
-жизненные впечатления ;
-историко-литературный материал;
-специальные отраслевые знания.
Важный и главный этап работы над сочинением - составление плана.
Конечно, надо выбрать жанр будущего сочинения.
Обратите внимание :
сочинение должно быть структурировано:
-вступление ;
-основная часть;
-вывод.
Следующий этап-работа в черновике.
Затем перечитайте свое сочинение, отредактируйте, учитывая нормы пунктуации, орфографии, навыки письменной речи. Перепишите творческую работу и отправьте на конкурс.