Русский язык в Подмосковье Учебник ИРО Мамина школа

Формирование навыков смыслового чтения посредством школьного учебника

Уважаемые коллеги! 

Вы можете ознакомиться с полученными нами ответами на вопрос "Формирование навыков смыслового чтения посредством школьного учебника". 

Если вы хотите опубликовать свой ответ или предложить новую тему для дискуссии, нажмите на конпку "Задать вопрос".

 

 Связанные вопросы от участников дискусии (предлагаются для обсуждения) 

 

 

 

 

Ответы участников дискуссии в 2022 году:

 Мальцева Елена Эдуардовна, г.о. Богородский: 

На сегодняшний день использование в работе презентаций, фильмов и других медиаресурсов становится уже обычным делом. Многие педагоги уделяют этому достаточное внимание в своей деятельности, мотивируя целесообразностью внедрения компонента наглядности, способствующему развитию образного мышления. Все это так, никто не спорит, однако, в сонме подобной феерии дети отвыкают от учебника, забывают о том, что именно он, учебник по тому или иному предмету, является основным источником знаний, с которым ещё и нужно знать, как работать. В настоящее время одна из актуальных проблем - формирование навыков смыслового чтения. Как правило, детям сложно перестроиться от лицезрения научно - направленных демонстраций к работе с текстом учебника. На уроках литературы мы с детьми развиваем навык смыслового чтения посредством внедрения в учебный процесс театрального компонента. Мы ставим спектакли. После прочтения литературного произведения первостепенной задачей становится написание сценария. Дети советуются, какие моменты сжать, но так, чтобы не растерять замысел автора, какие реплики конкретных персонажей имеют всепоглощающее значение и непременно должны прозвучать. На этапе распределения ролей дети размышляют, кто сможет сыграть того или иного персонажа наилучшим образом. В ход идёт анализ и сравнение личностных характеристик персонажей и потенциальных актеров. Заново перечитываются соответствующие отрывки произведения, литературная дискуссия нарастает и достигает глобального масштаба. В этот момент навыки смыслового чтения школьного учебника у детей (а ведь мы все это время работаем именно с ним) обретают более чем осмысленную направленность. Они настолько увлекаются, что полностью погружаются в мир событий и персонажей, задуманных автором произведения. Наконец, когда и сценарий готов, и роли розданы, и все по сто раз прочитано и осмыслено, впереди остаётся только этап актерского воплощения в реальность результатов проделанной аналитической работы. Дети довольно легко справляются с ее реализацией, поскольку, как говорится, знают про каждого героя все. Вот так мы и решаем вопрос формирования навыка смыслового чтения посредством школьного учебника.