Уважаемые коллеги!
Ресурсный центр русского языка организует демонстрационную площадку, ориентированную на помощь будущим участникам конкурсов сочинений Ресурсного центра русского языка и учителям, которые готовят участников к конкурсам.
Демонстрационная площадка делится на 2 части:
В первой части представлен форум учителей, в рамках которого предлагаем дорогим коллегам поделиться советами из собственного педагогического опыта. Ваши комментарии будут опубликованы на этой странице в течение 1 рабочего дня.
Участники, представившие рекомендации по подготовке к конкурсам сочинений (это может быть метод проверки сочинения, способ выбора жанра, литература и т.д.), получат сертификат участника демонстрационной площадки.
Форум продлится до 29 октября 2021 года.
В течение этого времени Вы можете оставлять комментарии, которые после проверки модератора будут опубликованы.
ПЕРЕЙТИ НА ФОРУМ ДЕМОНСТРАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ
Во второй части мы представляем Вам методические рекомендации по написанию и редактированию сочинений.
Методические рекомендации по подготовке обучающихся к участию в конкурсах сочинений
По итогам оценивания работ участников конкурсов сочинений, прошедших на базе Ресурсного центра русского языка в 2021 г., члены жюри выявили ряд наиболее часто встречающихся ошибок и дали рекомендации, как их избегать.
Некоторые допущенные ошибки происходят из желания сделать работу более оригинальной и яркой. В представленной таблице в первой колонке указаны достоинства, которыми должна обладать работа, во второй – недостатки, возникающие из-за неправильного выполнения задачи, в третьей – пути исправления недостатков.
✓ Достоинства |
Х Недостатки |
Как избежать |
Нестандартный подход в раскрытии темы |
Подмена темы |
На протяжении написания всей работы удерживать в голове тему-цель, при проверке работы особое внимание обращать на соответствие текста заявленной теме Необходимо поставить себя на место читателя: будет ли читателю понятна тема исходя из написанного в сочинении? |
Обращение к интересному краеведческому и биографическому материалу; переплетение исторического и биографического материала |
Реферативный характер работ в жанре очерка и заочной экскурсии |
Ясно понимать, какую функцию выполняет обращение к краеведческому / биографическому / историческому материалу: создание особенной атмосферы для читателя, подтверждение авторского тезиса, иллюстрация вывода и т.д. |
«Живые» интонации, ярко выраженная авторская позиция, злободневность |
Отсутствие композиционного единства, нарушение абзацного членения |
Держать в голове план сочинения и не отступать от него во время написания. При написании сочинения исключить для себя такие понятия, как «авторский знак», «авторское разделение текста»: это не усилит эмоциональность сочинения, но придаст ему вид неграмотно и невнимательно исполненного. Следует избегать излишнего нагромождения иных знаков препинания, указывающих на конец предложения, кроме точки: вопросительный и восклицательный знаки должны использоваться уместно, а сочетания по типу «?!», «!!!», «???» и др. соответствуют разговорному стилю речи и не должны использоваться в речи автора без крайней необходимости. Обратите внимание на то, что частое использование ряда конструкций может свидетельствовать об однообразности речи автора: необходимо перемежать такие конструкции между собой, не концентрироваться на одном стиле написания, а также не делать подобные конструкции излишне длинными, разбивать их на несколько частей. Приведём примеры таких конструкций: – распространённые простые предложения, осложнённые рядами однородных членов предложения, причастных и деепричастных оборотов (Он, дождавшийся своего, безмерно обрадованный, с надеждой смотрящий в будущее, готовый на всё ради достижения своей цели, был здесь; Маша была красивой девушкой с чёрными соболиными бровями, прекрасными глазами орехового цвета, длинными шелковистыми волосами цвета вороного крыла, яркими губами, острым носом, длинной лебединой шеей, хрупкой фигурой, в приталенном красном платьице); – простые односоставные предложения, нераспространённые либо малораспространённые (Зима. Ясная поляна. Канун Рождества. Дети вокруг ёлки.); – сложноподчинённые предложения с последовательной связью придаточных частей (Он узнал, что собака, которая встретилась ему на дороге, что вела к загородному дому, который был расположен в деревне Звягинцево, была бродячей). В каждом абзаце сочинения должна либо начинаться новая мысль, либо раскрываться отдельный аспект уже начатой мысли. Не следует разбивать мысль посередине, а также излагать две мысли в одном абзаце. |
Соотнесённость содержания сочинения с личным жизненным опытом, соответствие работы возрасту участника |
Отсутствие обращения к явлениям культуры, искусства, сосредоточение на бытовом содержании |
Обращаться к произведениям современных авторов, к публицистике и литературной критике, обращаться к интересному краеведческому, биографическому и историческому материалу. Недостаточно упоминания такого материала в тексте, необходима чёткая привязка к мысли, излагаемой в тексте, подведение к его упоминанию, вывод по итогам упомянутого. Так, недостаточно написать, что автор читал произведения поэтов Серебряного века, необходимо показать, как он пришёл к прочтению, что это ему дало. |
Стилизация с соблюдением чувства меры |
Избыточная витиеватость языка и чрезмерное включение в текст художественных образов |
Ясно понимать, какую функцию выполняет тот или иной художественный образ, введённый в произведение. Важно не терять целостность образа: если персонаж в прямой речи говорит строгим языком, в рамках описания образа не может появиться просторечие. Напротив, в речи персонажа «от народа» не могут мелькать слова высокого стиля не в юмористическом ключе. При этом, если персонажа описывает другой персонаж, такое описание должно соответствовать речевой специфике того, кому принадлежит прямая речь. Нельзя забывать, что автор – это тоже персонаж, тоже образ. Нельзя менять стиль повествования, это разрушает ощущение целостности произведения. Если сочинение написано от лица маленького ребёнка, в нём не могут без дополнительных пояснений быть упомянуты научные термины. Если сочинение пишется от лица взрослого человека, речевой портрет должен соответствовать возрасту. Так, обращаясь к жанру «Интервью», достаточно воспроизвести диалоговую форму изложения и от лица одного персонажа задать несколько вопросов, наталкивающих на дискуссию. Не следует для указания на жанр стараться воспроизвести речь конкретных журналистов и т.д., это усложнит восприятие. Для указания на жанр достаточно нескольких крупных деталей. Важно не смешивать жанры между собой, так как один из критериев оценивания сочинений – соответствие жанру. Найдя в жанре «Очерк» черты «Письма», член жюри снизит баллы. Следует также избегать нарочитой сложности речи: слова «одеяния», «одежды», «взоры», «персты» и др., относящиеся в высокому стилю, хорошо смотрятся в стилизации под древнее произведение, но излишни в современном тексте любого жанра, если не являются частью речевого портрета персонажа. Также излишней бывает метафоризация речи: явные и скрытые сравнения должны служить лучшему пониманию авторского замысла, но не осложнять понимание идеи сочинения. Излишняя метафоризация при описании персонажа, являющегося представителем простой обыденной жизни, приводит к ощущению мистификации, показывает оторванность героя от реальной действительности, выглядит неуместной. Исключением здесь могут быть тексты, полностью либо частично относящиеся к фантастике. |
Умелое использование изобразительно-выразительных средств языка |
Штампы |
Обращаться к современной литературе и к сочинениям своих сверстников В ходе развития мировой литературы и публицистики многие выражения стали традиционно ассоциироваться с определёнными типажами людей, с событиями и явлениями. При написании сочинения следует избегать частого употребления подобных выражений: возникает ощущение неоригинальности текста, узости языка. При выборе языковых средств нужно обращаться к таким эпитетам, метафорам и т.д., которые не возникают в голове сразу же при мысли об образе. При этом от штампов следует отличать фразеологические единицы и крылатые выражения, употребление которых, напротив, свидетельствует о богатстве речи. |
Соответствие жанра возрасту пишущего |
Ошибочно указан жанр работы, в содержании которой преобладают признаки другого жанра |
Обращать внимание на особенности разных жанров, выбирать жанр, ориентируясь на свой авторский стиль Многие участники совершают ошибку: выбирая жанр «Дневник» и «Интервью», они пишут сочинение от лица взрослого человека, а иногда и от лица исторической личности. К сожалению, возрастные особенности речи передать очень сложно, и такие сочинения часто проигрывают написанным в том же жанре, но от своего лица или лица сверстника. Жанр сказка же в большей степени характерен для младшего возраста, поэтому редко сказка, написанная 11-тиклассником, может конкурировать с работами старшей возрастной группы другого жанра. Аналогично жюри может скептически отнестись к работе пятиклассника, выполненной в жанре эссе. Возрастная специфика играет большую роль в выборе и качественной реализации того или иного жанра сочинения. |